Вредные советы: эмоциональный интеллект ребёнка
Термин «эмоциональный интеллект» то и дело мелькает на страницах журналов и интернет-изданий о воспитании детей. Это понятие обозначает способность ребенка распознавать, понимать свои и чужие эмоции и умение их контролировать. Блоги и порталы пестрят специальными упражнениями и информацией о том, как правильно формировать и развивать эмоциональный интеллект.
Однако никто не говорит о родительских просчётах и о том, чего делать категорически не стоит. Наши вредные советы помогут родителям разобраться, какие воспитательные подходы губят эмоциональный интеллект и мешают детскому развитию.
Никогда ничего не объясняйте
Зачем говорить с ребёнком и объяснять ему, что за чувства он испытывает? Страх? Злость? Раздражение? Досада? Воодушевление? Грусть? Ещё чего! Гораздо лучше попросить сына замолчать, сказать ему что-то в духе «хватит ныть» или назвать «ревой-коровой». Так он точно не научится понимать свои эмоции, станет их подавлять, а может, даже стыдиться их.
Как на самом деле: Если ребёнок не знает, как называются те или иные эмоции, то и контролировать их он не сможет. А вот эмоциональный интеллект как раз учит детей прислушиваться к себе и правильно отвечать на собственные реакции (слёзы, агрессию, раздражение).
Не обучайте социальным навыкам
Действительно, прорабатывать эмпатию, прислушиваться к собеседнику, уметь понимать его чувства и эмоции ребёнку вовсе ни к чему. И во взрослом возрасте эти навыки ему совершенно не пригодятся. Ваша дочь выросла, и её друг просил посочувствовать его горю? Какая ерунда! Нам и своих проблем хватит!
Как на самом деле: Сложно поспорить с тем, что именно поведенческие навыки позволяют людям чувствовать себя в обществе комфортно, вписываться в компанию, находить близких по духу людей, работать в приятной обстановке. И если не развивать умения слушать и сопереживать с детства, то вряд ли во взрослом возрасте они чудесным образом сформируются сами собой.
Не учите эмоциональной регуляции
Зачем это нужно? Зачем всё так усложнять? Разозлился — наори на собеседника, а лучше ударь. Тебе страшно — спрячься под стол и рыдай. Не скрывай себя, будь искренним в своих эмоциях. Всё очень легко: просто делай то, что хочешь, не заботясь о последствиях, о чужих чувствах и границах.
Как на самом деле: Искренность и открытость — это, конечно, хорошо. Но не все родители понимают, что именно развитый эмоциональный интеллект помогает ребёнку успешно контролировать свои эмоции социально приемлемым способом.
А вы знали, что лучший метод помочь детям справиться с гневом — сменить положение тела? Если ребёнок научится, например, потягиваться, выполнять маленькие приседания или наклоны из стороны в сторону во время приступа гнева, то ему удастся с лёгкостью избежать психологических проблем (а заодно и проблем с законом в будущем, что весьма немаловажно).
Не помогайте вести дневник эмоций
Жизнь ребёнка и так сложна — детский садик, книги, таблица умножения, алфавит, развивашки, секции, так теперь ещё и дневник эмоций? Есть дела и поважней.
Как на самом деле: «Ребёнок должен больше отдыхать», — говорят мамы и папы, не подозревая, что дневник эмоций — это тоже своего рода отдых. Он позволяет детям морально разгружаться, отслеживать события и триггерные моменты, которые привели к негативным (порой даже деструктивным) переживаниям, чтобы избегать их в последующем.
К слову, даже не обязательно его писать от руки. Дневник эмоций можно сделать электронным, а можно вместо записей просто ставить смайлики с соответствующими реакциями или наклеивать тематические стикеры. Кстати, обычный дневник, если ребёнок решил вести его — тоже очень помогает.
Не учите отгонять плохое настроение
Да и зачем? Родители в детстве не знали ни про психологов, ни про эмоциональный интеллект и жили припеваючи. И вообще, плохое настроение бывает только от скуки и безделья — пусть вот пойдет и займётся чем-нибудь полезным: уроки сделает или в комнате приберётся.
Как на самом деле: В действительности всем людям, даже малышам, свойственно зацикливаться на отрицательных эмоциях. И чем больше ребёнок о них думает, тем глубже в них погружается. «Пойти и заняться чем-нибудь полезным» абсолютно не поможет, поскольку детских ресурсов на это просто не хватит.
А вот восстановить и ресурсы и снять негатив поможет трепетное отношение к самому себе: вздремнуть, порисовать, поиграть в незатейливую игру, позвонить другу, съесть любимое мороженое, посмотреть мультфильм — словом, ребёнок должен переключиться с негативных эмоций на позитивные. Этому тоже учат упражнения по развитию эмоционального интеллекта.
Не читайте с ребёнком полезные книги об эмоциях
Книги, не входящие в список школьной или детсадовской литературы, только отнимают драгоценное время. Вместо этого пусть лучше поиграет или погуляет — здоровее будет! Заодно и негативные эмоции выплеснет — на друзей.
Как на самом деле: Книги про эмоции — это прекрасная практика для ребёнка. С их помощью малыш или школьник выполняет упражнения для развития эмоционального интеллекта, узнаёт названия эмоций, на простых доступных примерах учится справляться с негативом и даже развивает когнитивные способности (речь, память и пр.).
Не проявляйте эмоции наглядно
Объятия, сопереживания, совместные слёзы вовсе ни к чему — так делают только несдержанные семьи, у которых нет самообладания, выдержки и гордости. Родители должны выглядеть в глазах ребёнка авторитетом, а не плаксами и слабаками!
Как на самом деле: Удивительно, насколько крепко этот стереотип въелся в жизнь многих мам и пап. Они боятся проявлять свои чувства перед ребёнком и даже лишний раз не обнимут дочь или сына. Как правило, такие родители сами росли в семьях, где проявлять эмоции было не принято, стыдно или неловко. Так почему бы не прервать эту цепочку? Наглядное проявление чувств помогает детям учиться языку эмоций: как себя вести, когда тебе (или кому-то другому) грустно, страшно, стыдно, хочется кричать, злиться, топать ногой и пр.
Не развивайте навыки эмпатии
Многие родители считают эмпатию настоящим «рудиментом» психики: кому она нужна в XXI веке, когда каждый человек — зацикленный на себе эгоист, который никому ничего не должен? Правильно говорила старуха Шапокляк: «Кто людям помогает, тот тратит время зря». Так может лучше с самого детства воспитывать ребёнка холодным, безразличным и отстранённым?
Как на самом деле: Эмпатия, вопреки предубеждениям, это не слабость, а сила. Быть эмпатичным для ребёнка — значит уметь коммуницировать и взаимодействовать с разными людьми, быть внимательным к себе и другим людям, обладать здоровой самооценкой, быть мотивированным, уметь справляться со стрессом и нагрузками, иметь способность корректно и социально приемлемо разрешать самые сложные конфликты. А всё это, в свою очередь, расширяет перед ребёнком горизонты и в учебе, и в карьере, и в личных взаимоотношениях. Разве не об этом мечтают мама и папа?