Мама, не читай: как ведение дневника помогает детям
Раньше формат ведения личных дневников был очень популярен, многие родители вспоминают их с большим теплом. Кажется, что современные дети все реже ведут дневники: записям в тетрадях и блокнотах они предпочитают социальные сети и блоги. Оказывается, ведение личного дневника — пусть даже и онлайн — очень полезная практика для ребёнка. В этой статье вы узнаете, почему сейчас самое время подать детям эту прекрасную идею.
Для чего современным детям дневники
Казалось бы, нынешним детям дневники совсем ни к чему: любую мысль можно записать в заметках на телефоне или оставить в личном блоге. Но всё не так просто! Некоторые ребята, следуя традиции своих родителей или старших товарищей, всё ещё ведут личные записи на бумаге и делают это с огромным интересом. Так почему же?
Во многом ведение личного рукописного дневника — это метод расслабления и уединения. Даже с очень тайным блогом такой секретности и открытости не достичь. А дети старшего школьного возраста понимают одну важную вещь: интернет помнит всё. Поэтому самая обычная тетрадка с сокровенными мыслями становится для них и помощником, и психологом, и другом. Кроме того, она всегда под рукой, поэтому на возможность что-то записать не повлияет ни отсутствие заряда на телефоне, ни выключенный интернет.
Польза ведения дневника для ребёнка
Вряд ли дети задумываются о пользе ведения дневника. Занимаются они этим скорее для удовольствия и для личных целей, а не ради каких-то абстрактных преимуществ. Взрослым же сложно отрицать определенный терапевтический эффект этого занятия.
Ведение дневника помогает детям:
- укреплять навыки письма, речи и коммуникации;
- улучшать навыки чтения и понимания текста;
- стимулировать воображение, фантазию, творческие способности (в том числе через оформление);
- улучшать навыки памяти, внимания, концентрации;
- учиться формулировать свои мысли кратко, но ёмко;
- развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;
- снимать эмоциональное напряжение и стресс через «выплеск» негативных мыслей;
- «обсуждать» с дневником произошедшие позитивные моменты, мысленно проживая их снова;
- фиксировать важные воспоминания, чтобы потом снова в них возвращаться;
- проводить самоанализ через перечитывание мыслей и дальнейшую рефлексию;
- развивать навыки дискуссии, спора, поиска правильных аргументов и отстаивания своей точки зрения;
- развивать критическое мышление и тем самым самостоятельно решать разноплановые проблемы.
Если ребёнок ведет личный дневник, это вовсе не значит, что он нелюдимый отщепенец, который не умеет коммуницировать и всего боится. Дело в том, что в детском и подростковом возрасте действительно бывает сложно открыться даже близким людям, поэтому дневник является своеобразной отдушиной, олицетворяющей единение с самим собой. Ребёнок находится наедине со своими мыслями, он рассуждает, думает и выговаривается, не скапливая негатив в себе. Очень круто!
Как сделать ведение дневника комфортным
Разумеется, запрещать вести дневник ребёнку не нужно. Интересно, что многие родители категорически против такого формата времяпровождения, поскольку считают, что из-за дневника ребёнок перестанет приходить со своими проблемами к мамам и папам. Но это большая ошибка! Личный дневник вовсе не является символом детской недоверчивости к миру (и к родителям в частности). Напротив, это признак взросления ребёнка, который всё больше нуждается в личном пространстве и в свободе самовыражения.
Задача мам и пап — сделать ведение личного дневника для ребёнка комфортным. И вот что для этого можно делать.
1. Никогда не читайте детский личный дневник. Прочитать дневник ребёнка — это всё равно что нарушить его личные границы. Если вам очень хочется, вы можете попросить ребёнка в его присутствии разрешить вам прочитать какую-нибудь запись, которую он позволит сам. Некоторые ребята вовсе не против того, чтобы мамы или папы читали то, что они пишут. Чаще всего так поступают очень творческие дети с писательской жилкой, которым «зрители» необходимы как воздух. И всё же сто раз подумайте, прежде чем читать детский дневник без спроса: готовы ли узнать, о чем думает ваш ребёнок? Как вы справитесь с информацией, которая, возможно, придется вам не по нраву? Готовы ли вы молчать, если узнаете то, что знать не следовало? Как поступить с проснувшейся совестью? Лучшим решением будет просто проявить уважение к ребёнку и не читать то, что вам не предназначено.
2. Выберите вместе удобный бумажный носитель. Формат ведения личного дневника — вещь индивидуальная. Одни дети могут писать свои мысли в обычных тетрадках. Другие же не чувствуют в них какой-то тайны и защищенности. Если хочется подтолкнуть ребёнка к ведению дневника или просто показать ему, что вы его понимаете и поддерживаете, выберете вместе самый удобный бумажный носитель для записей. Это может быть блокнот на пружинках с красивой обложкой, стильный детский ежедневник или специальная тетрадь, которая имеет ключик и замок для сохранности своих рукописных тайн.
3. Рассказывайте о себе. И о великих людях, которые вели записи при жизни и теперь мы узнаём историю из самых разных источников. Некоторые взрослые вели в детстве дневники, а потом уничтожили. Спросите своего ребёнка — хотел бы он прочитать всё это лет через 20? А 50? Способы и ценности ведения дневника тоже можно обсуждать. Чем ведение дневника помогает именно вашему ребёнку? А чего ему не хватает?
4. Показывайте пример. Регулярное ведение личного дневника родителям тоже принесёт пользу! А ребёнок, видя маму и папу за таким занятием, и сам будет браться за него с большим удовольствием. С детьми вполне можно побеседовать на тему ведения дневников и объяснить, почему же это так полезно и интересно. Здесь не бывает чего-то неправильного — предоставьте ребёнку полную свободу «дневникового» самовыражения: где, как, о чём писать, с указанием даты или без неё, с заголовком или без заголовка — пусть решает сам!
Когда ребёнок вступает в возрастной период самопознания и саморазвития, он может начать вести личный дневник. Это своеобразное терапевтическое средство, которое позволяет и детям и взрослым разобраться в себе, в своих чувствах и взаимоотношениях.