Плунгян Татьяна
    45подписчиков

    Кризис 7 лет: новая жизнь вчерашнего крохи

    28.09.2020
    1.4k просмотров

    Мы продолжаем серию статей про детские возрастные кризисы. Такое явление, как кризис 7 лет, известно немногим. Частенько, когда бывший кроха отправляется в школу, мамы и папы недоумевают, что стало с их прежде послушным мальчиком или девочкой: внезапные капризы, непонятные реакции, новые формы поведения. Что это за период такой? Как с этим справиться и помочь ребёнку? Разбираемся вместе с психологами.

    Кризис 7 лет можно считать своего рода переходным. Это тот момент, когда бывший дошкольник отправляется в первый класс. Меняется весь его прежний уклад жизни, а значит, психике тоже нужно перестроиться. Именно поэтому так сильно меняется поведение первоклашки. На самом деле границы этого кризиса плавающие: он проходит в промежутке 6-8 лет. Мамы и папы отмечают, что ребёнок стал вертлявым, гримасничает, кривляется и хулиганит, может передразнивать всех вокруг, и даже взрослых. Но при этом порой этот же ребёнок излишне чувствителен, может разрыдаться из-за ерунды. Постепенно происходит и утрата детской непосредственности.

    Конечно, как и любой кризис, этот период не является исключительно чёрной полосой. Он необходим для того, чтобы ребёнок ещё больше повзрослел и стал готов к новой школьной жизни.

    Почему так происходит?

    Малыш расстаётся с жизнью дошкольника. Ещё вчера он мог играть весь день, рисовать, гулять и смотреть мультики, а теперь каждое утро ему нужно подниматься в школу, слушать учителей, выполнять задания, быть сконцентрированным на уроках по 45 минут, а потом ещё и выполнять домашнее задание.

    Все эти изменения равносильны смене рабочего места у взрослого человека. Только для детей есть ещё один фактор, который делает это время именно кризисным: для ребёнка это не просто изменение одного из жизненных условий, но и обретение новых свойств характера — или, как говорят психологи, личностных новообразований. Именно они призваны помочь ему адаптироваться в новой для него ситуации.

    Большие изменения

    А что за изменения происходят в личности ребёнка? Речь здесь идёт не просто о поведении, а именно о переустройстве внутренних особенностей. Что за новообразования обретает ваш сын или дочка в этом возрасте?

    Потеря непосредственности
    Многие родители отмечают, что их малыш становится более серьёзным. Игры ему всё ещё интересны, но в то же время он уже больше интересуется общением со взрослыми, пытается равняться на них и ищет себе авторитеты за пределами семьи. А вот младшие уже не вызывают желания общаться: от них семилетка, как правило, отстраняется. 

    Осознание себя
    Ребёнок учится понимать себя, свои чувства и переживания, отделяет себя от мира эмоций других людей, осознаёт себя. Через понимание собственного «Я» происходит и формирование собственной позиции в социальной системе: среди родных, друзей и знакомых.

    Способность следовать правилам
    Новая жизнь, включающая в себя школу, обучение, привносит свои коррективы в виде необходимости следовать определённой системе правил. В разгар кризиса это может стать главной проблемой, но засчёт этого и происходит научение ребёнка. Правила теперь являются частью его объективной реальности и им нужно следовать.

    Как помочь справиться?

    Естественно, когда причины кризиса разложены по полочкам и появляется понимание того, почему он вообще появился, перед мамами и папами встаёт другой вопрос: как сделать так, чтобы и ребёнку было проще это пережить, и всей семье? У нас есть несколько рекомендаций для мудрых взрослых:

    НЕТ!

    • избегайте излишнего давления на ребёнка, не принуждайте его;
    • отбросьте гиперопеку: не стоит пытаться подстелить ему соломку на каждом углу;
    • кружки и секции — это, конечно, хорошо, но и перегружать ими ребёнка, который только что пошёл в первый класс, не стоит;
    • даже если вам не очень нравятся друзья вашего сына, не нужно их чрезмерно критиковать;
    • не высмеивайте сына или дочь за ошибки;
    • важно развивать в ребёнке самостоятельность, но и игнорировать его школьные проблемы полностью не стоит: сейчас ему, как никогда важна ваша поддержка;
    • сравнивать своих детей с кем бы то ни было — нельзя;
    • не высказывайтесь негативно о школе и учителях, потому что для ребёнка сейчас крайне важно обрести авторитет в лице кого-то из взрослых (ну, кроме вас самих, конечно же);
    • никаких физических наказаний!
    • не перегружайте первоклассника ответственностью и серьёзными разговорами о наступившей «взрослости».

    ДА!

    • старайтесь проводить как можно больше времени вместе;
    • не стесняйтесь выражать своему взрослеющему человечку любовь и поддержку;
    • позвольте ребёнку самому решать возникающие проблемы в тех случаях, когда это в его силах. ну или хотя бы пробовать;
    • принимайте его индивидуальность;
    • помогайте поддерживать и обретать уверенность в себе — она ему ещё пригодится в жизни не раз;
    • обсуждайте самые разнообразные темы;
    • умейте с уважением выслушать ребёнка, не перебивая и не затыкая его собственным мнением;
    • оставляйте ему время для игр: хоть он и растёт, он всё ещё ребёнок;
    • разделите с ним моменты веселья;
    • не отказывайте в помощи с домашними заданиями, но только тогда, когда он сам вас об этом попросит.

    Что почитать?

    Анна Быкова «Школьники “Ленивой мамы”»
    Автор этой книги для родителей — педагог, психолог и мама. Её книги о здоровом отношении к себе и родительству помогли многим взрослым не только наладить контакт с детьми, но и не загнать самих себя. Здесь говорится именно о школьниках, и особенно такое чтиво будет полезно тем, чья ребятня только села за парту, а вы ещё и сами не поняли, как это пережить.

    Шамиль Ахмадуллин «Как легко учиться в младшей школе!»
    Эта книга написана не просто известным педагогом, но и основателем более 50 школ. В ней родители найдут ответ на вопрос, как не просто «заставить» начинающего школьника учиться, но и привить ему любовь к познанию, облегчить процесс и сделать его действительно интересным.

    Ирина Чеснова «Как ходить в школу с удовольствием»
    Ирина Чеснова создала целую серию книг для детей младшего школьного возраста «Каждый ребёнок желает знать». В ней она помогает растущим людям понять, как жить в этом сложном большом мире. В этой книжке дети узнают, как научиться учиться, подружиться с одноклассниками и завоевать уважение самых строгих учителей.

    Не пропустите новые публикации Плунгян Татьяна