Игра и учёба — союзники или соперники?

    Многие из нас часто слышали в детстве: «Хватит играть! Займись полезным делом». Конечно, под «полезным делом» при этом чаще всего подразумевались уроки, подметание пола или практика игры на фортепиано. Да и сейчас большое количество родителей с младенческого возраста вовсю загружают своих чад развивашками, секциями, кружками… Но кто прав? Что на самом деле важнее для ребёнка — игра или учёба?

    Игра с точки зрения науки

    О смысле игры люди задумывались испокон веков. Первый научный труд на смежную тему вышел в конце 19 века, когда философ Карл Гросс в своём сочинении «Игра животных» впервые осветил и вопрос детской игры. Ведь человек относится к млекопитающим, и с этой точки зрения узнать роль игрового процесса было особенно интересно.

    Философ пришёл к выводу, что игры — это способ млекопитающих получать определённые навыки для размножения и выживания. И чем сложнее процессы жизнедеятельности у взрослой особи (например, гепарду охотиться тяжелее, чем обезьяне собирать плоды), тем игровой период дольше.

    Именно по этой причине люди как биологический вид имеют такой длительный период детства. Соответственно, и играем мы дольше, поскольку нужно затронуть множество пластов жизни: и культуру, и поведение, и речь, и бытовые навыки.

    Одна из основных целей игр — привить особи умение контролировать собственные страхи, выходить из рискованных ситуаций, справляться с опасностями на физическом и эмоциональном уровне.

    Кстати, именно по этой причине психологи из Норвегии Лейф Кеннар и Эллен Сандсеттер объяснили пользу опасных детских площадок. Если вы вспомните, как росли, то убедитесь, что их гипотеза не лишена смысла. В 70-90-х годах никто и не думал о безопасных детских пространствах. Специального покрытия не было, дети падали, обжигались на раскалённых металлических горках, получали занозы от деревянных качелей, лазали по деревьям, катались на тарзанках и съезжали с горок на автомобильных шинах. Мы приходили домой с синяками и ссадинами, но никто нас не ограничивал в своих играх.

    Что происходит сейчас? Дети теряют возможность самостоятельно научиться соизмерять свои возможности, преодолевать страхи. Часто они чрезмерно зависимы от родителей, от их запретов и контроля. И даже если во время учёбы повторять ребёнку, что он должен быть самостоятельной личностью, воспитать такового будет труднее — ведь игровой момент уже упущен.

    Конечно не надо специально привлекать ребёнка к опасным играм. Важно понять — игровая деятельность для ребёнка очень важна, поэтому исключать и заменять её учёбой нельзя.

    Игры в детском развитии

    Что такое игра? Это важнейшая детская деятельность, в которой отражается сама жизнь. Именно игра делает ребёнка ребёнком, дарит счастливое детство и позволяет ему проявлять себя во всех гранях. Почему игры так важны в детском развитии? Дело в том, что они:

    • развивают исследовательский и творческий потенциал ребёнка;
    • развивают познавательную сферу малыша;
    • улучшают моторику, ловкость, скорость;
    • формируют детскую поведенческую модель (в семье, обществе, в кругу друзей и пр.);
    • стимулируют детские способности к взаимодействию и общению;
    • учат детей простейшим бытовым навыкам, подготавливая его к будущей жизни;
    • развивают образное, логическое мышление, речевые навыки, целеполагание;
    • формируют эмоционально-волевую сферу.

    Игры — это не просто развлечения. Это мощный психологический и познавательный ресурс, позволяющий ребёнку и узнать что-то новое, и выплеснуть негативные эмоции, и расслабиться, и соцализироваться. 

    Именно этим игровая деятельность и отличается от учебной. Учёба имеет явное практическое назначение, её задача — передать опыт предыдущих поколений через конкретные факты, понятия с помощью книг и педагогов. Игра передает опыт через экспериментирование и способность ребёнка самому управлять своим поведением и действиями.

    К примеру, ролевая игра является одним из самых важных типов детской игры. В ней малыши берут на себя разнообразные роли (животные, доктор, мама, персонаж мультфильма), воспроизводят действия и отношения, согласно этой роли. Чем старше становится ребёнок, тем сложнее становится ролевая игра. Это уже масштабное игровое действо, в котором «персонажи» могут даже переживать конфликты, испытывать сложные чувства. Такие сюжетные игры позволяют детям «переиграть» свой негативный опыт или понять, как поступить в той или иной ситуации.

    Мамы и папы, активно играющие со своими малышами с первого года жизни, вносят огромный вклад в их полноценное развитие. Нельзя запрещать детям играть, настаивая их только на учёбе. Но и нельзя разграничивать эти два понятия: по сути, они идут рука об руку, постоянно сменяя друг друга. Помните, что игровая деятельность появилась даже раньше учебной, и, играя, дети учатся жить.