Учим ребенка говорить!

     

     

    Речь ребёнка закладывается с первого крика. В 1-2 месяца малыш начинает гулить, в 5-6 месяцев – лепетать. В период с 10 месяцев до 1 года появляются первые осознанные слова ребёнка. 

    Набор «Первые слова» – это первое пособие, с которого мы рекомендуем начинать играть на запуск речи. Набор входит в линейку «СТАРТ РЕЧИ»: карточки и сайт к набору разработаны с логопедом Викторией Буниной. 

    Мы рассмотрим, как формируется речь малыша и какие есть варианты игр с карточками «Первые слова».

     

    Как отличить слово от лепета?

    Лепет – это простые открытые слоги, которыми ребёнок уверенно орудует уже в полгода. Со временем малыш может составлять целые предложения из лепета. Наиболее часто в этот период звучат: «ба», «па», «ма». Из-за этого родители могут подумать, что ребёнок уже говорит слова «мама», «папа» и некоторые другие. Но главное отличие слова – это осознанность. Ребёнок должен понимать, какой смысл несёт это слово. 

    Именно поэтому в занятиях по карточкам мы вырабатываем основной механизм для овладения речью – осмысление.

     

    Механизм осмысления.

    Для того, чтобы начать использовать слово, ребёнок должен понять его значение и знать, что именно называется этим словом. На начальных порах ребёнок может обращаться словом «ма» к маме или назвать кошку звукоподражанием «мяу». Всё это уже можно считать первыми словами, ведь малыш научился главному – осмысливать слово.

    Механизм осмысления тренируется также и в умении различать. Ребёнок должен научиться понимать, что «киса» – это не только настоящая кошка, но и кошка из мультика, и игрушечная кошка. Или, например, что «миша» – это и плюшевый мишка, и грозный лесной медведь, и медведь из сказки. 

    Научить ребёнка осмысливать слово и различать поможет наш сайт к набору «Первые слова»: там мы собрали стихи к каждому слово на карточках, а также сделали игру «4 лишний» к каждой карточке, где собрали ещё больше картинок с изучаемыми словами. 

     

    Игры на запуск речи.

    Не нужно «заниматься» с карточками, учите слова в весёлых играх. Подключайте игрушки и другие предметы с изучаемыми словами, так ребёнок быстрее осознает слово, а значит – поймёт его и начнёт использовать. 

    Вот несколько игр с карточками для тренировки других важных навыков:

    1. Игры на имитацию.

    Имитация – важная часть запуска речи ребёнка, ведь речь – это тоже имитация, но более высокого уровня. 

    Разложите перед ребёнком несколько карточек с животными.

    Например, «сова», «коза», «миша», «киса». Для изучения слова поиграйте с ребёнком в этих животных. «Как летает сова?» – показываем, как летает сова, кружимся по комнате с вытянутыми руками. Во время имитации часто повторяем слово, изменяем его: «Покажи сову»,  «Мы совы, мы летаем».

    То же самое и с другими словами: «Как ходит миша» – походите, как медведи; «Как миша рычит?» – порычите; «Как бодается коза» – изобразите козу и пободайтесь.

    2. Игры на категоризацию. 

    Разложите перед ребёнком карточки: например, те же «сова», «коза», «миша», «киса». Далее задавайте вопросы: «Кто умеет летать?», «Кто мяукает?», «У кого есть рога?». Сначала малыш может просто показывать пальчиком нужную карточку, в это время озвучивайте слово за него, а далее позвольте ему самостоятельно называть слово.

    Для детей постарше можно выбирать разнообразные карточки с вопросами сложнее: съедобное/несъедобное, живое/неживое и т.д.

    3. Игры на запоминание. 

    Разложите перед ребёнком несколько карточек, озвучьте каждое слово вместе, уделите достаточно времени на изучение карточек. Потом попросите малыша отвернуться/закрыть глаза, а сами в это время уберите или замените одну карточку. Далее ребёнок должен сказать, какая карточка исчезла. Ребёнку необязательно сразу называть слово правильно, он может объяснить по-своему (сказать «би-би» вместо «машина», либо попытаться изобразить слово – поощряйте это и озвучивайте слово, когда малыш верно ответил).

    4. Тактильное восприятие.

    Возьмите несколько карточек и предметы с этих карточек (например: бусы, игрушечная машинка, игрушка животного, духи и др.). Называйте слово, показывайте ребёнку карточку и предмет с карточки. Затем сложите все предметы в мешочек (или альтернативное приспособление). Покажите ребёнку карточку и просите достать из мешочка этот предмет (видеть содержимое мешочка малыш не должен).

     

    Как приобрести Первые слова?

    Артикул набора «Первые слова»: 70071059.

    Покупая «Первые слова», вы получаете бесплатный доступ к нашему сайту со стихами и играми по карточкам. К набору также прилагается инструкция по играм.

    Играйте и учите первые слова вместе с ПупсВиль.