Юниор Мирный. Хозяин дома

    24.01.2024
    240 просмотров
    img

    «Хозяин дома» Юниора Мирного – роман-метафора, роман-головоломка и роман-исцеление.

    По сюжету в гостинице на 7 этажах на наших глазах разворачивается жизнь, строятся отношения между 13 постояльцами с говорящими фамилиями Обидина и Формовщиков, Сладкова и Змееносцев, Страхов и Чернобродов, Безделов и Пастухова, Болотов и Серов… В гостинице то и дело происходят возгорания – и многие из жильцов страшатся пожара. А ещё по коридорам бродит тайна о том, что гостиница некогда была жилым домом и хозяин жаждет вернуться в утраченное жилище. И где-то в недрах гостиницы прячут пленницу, которую никто из жильцов никогда не видел, но верит в её присутствие.

    Ощущение, что события будут развиваться, согласно классическим принципам герметичных остросюжетных романов, обманчиво. Тем более, что двое персонажей (мистический Хозяин – виновник огня и Пётр – наставник писателя Сергея Болотова) приходят из внешнего мира, а сам рассказчик истории Болотов предупреждает читателя на первых страницах: «вам будет затруднительно разобраться вовсей этой истории, если вы станете пытаться понять написанное буквально. Например, если вы будете воспринимать гостиницу, вкоторой мы жили, исключительно как здание, анекак тело ивнутренний мир человека; если встречающиеся настраницах романа персонажи будут для вас просто людьми, анесилами, действующими вчеловеческой психике…»

    Так как же воспринимать роман? Прочтений может быть несколько. Эзотерики сразу укажут на очищающую силу огня. У человека с христианским мировоззрением персонажи будут ассоциироваться с семью смертными грехами: уныние, похоть, жадность, лень, гордыня… А пленница, конечно, Душа. Тем более, что в конце романа освобожденная пленница предстает с русой косой и в традиционном бело-красном русском платье, что прямо перекликается с религиозным понятием Соборной Души. В притче о Хозяине дома социологи разглядят в семи этажах аналогию на пирамиду самоактуализации Маслоу: на первом этаже – рабочий кабинет, на втором – мысли о семье, на третьем – о социальном порядке, на четвертом – познание мироустройства, на пятом – творчество, а на шестом и седьмом – постижение божественного замысла мира, а себя самого – его частицей. Психологи заговорят о героях и антигероях – как о субличностях и возможности интегрировать свою Тень, проработать ложные установки, избавиться от самости и собрать своё Единое «Я»...

    Чуткий читатель прислушается к совету автора и внимательно прочтёт «фрагменты изкниг, которые сыграли решающую роль всамый тёмный час этой истории». Эти фрагменты из учения Четвёртого пути Гурджиева-Успенского, где человека сравнивают с домом, полным слуг, позабывших о своих обязанностях и отбившихся от рук управляющего. И учения Агни Йога, где исследуются пороки и способы их преодоления, человеческая исконная природа и ступени духовного восхождения. Какой бы путь восприятия ни избрал читатель, постепенно придёт к мысли, что да, интерпретации могут быть разными, но суть всех религий, философских учений, научных знаний… едина и заключена в духовном росте человека, в поиске смысла жизни и понимании своего предназначения на земле. И потому не случайно, что герои по совету Болотова читают книги Антуана де Сент-Экзюпери – писателя, у которого «зорко лишь сердце» и кто «предоставляет телу думать самостоятельно — не словами, а символами, вне слов»[1]. В частности, в книге цитируется отрывок из «Цитадели»: «Тот, кто, желая понять сущность дома, разбирает его, видит кирпичи, черепицу, ноненаходит ни тишины, ни уюта, ни прохлады, которым служили кирпичные стены ичерепичная крыша. Кирпичи, черепица— чему способны они научить, если распался замысел зодчего, который объединил их воедино? Камень нуждается всердце идуше человека».

    И здесь нужно отдать должное таланту Юниора Мирного: несмотря на философскую глубину, роман получился отнюдь не назидательным, а жизненным. Все герои живые и узнаваемые. Положительные не лишены слабостей, а отрицательные наделены внутренней силой и обаянием. Сопереживаешь не только писателю Сергею Болотову, но и его антиподу – скептику Серову. Да, Серов губит чужие мечты, но разве его доводы не логичны, не рациональны? И почему он стал таким, что послужило причиной столь сильного разочарования в мире и людях? Безделову поначалу слегка завидуешь: прекрасно же жить как рантье, а не тяжким трудом зарабатывать себе на пропитание, а потом бесконечно жалеешь: ведь время возлежания на диване и есть твоя растраченная понапрасну жизнь. Варвара Желткова, утешающая неспособную наладить личную жизнь Анну Обидину, тоже любой из девушек напомнит задушевную подругу, ведь ложь во спасение зачастую оправдывают. Сильно выписана «ночная бабочка» Соня Сладкова: одержимая сладострастием и искусителем Змееносцевым, но способная к рефлексии, думающая и сверхчувствительная натура. У каждого из главных героев есть свой искуситель, побуждающий предаваться порокам. И ему трудно противостоять. Как и в реальной жизни, за пределами книги. Пороки часто приходят под маской пророка или «стража порога». И мы не способны отличить добро от зла. Если бы всё было просто и ясно, все были бы чисты, а земля – раем. Жизнь – непредсказуема и сложна, и таким же сложился роман Юниора Мирного. И в этом его главная созидающая сила. Сила исцеления, тоже имеющая двойной смысл: выздоровление, очищение от пороков – и обретение целостности личности в союзе духа и нашей истинной природы.

    Заказать книгу на Wildberries >>>

    ______

    [1]Маленький принц; из письма к Ренэ де Соссин

    Не пропустите новые публикации Творческие решения