«Я даю своим детям ножи». Монтессори-педагог о плюсах и единственном минусе методики

    Мы продолжаем знакомить вас с интересными людьми, которые связаны с детским и родительским миром. Сегодня у нас в гостях Виктория Дронкина — директор Монтессори-центра интеллектуального и творческого развития «Леонис». Мы поговорили с Викторией о том, в чём уникальность Монтессори-метода и о том, почему в Монтессори-сад берут не только детей, но и родителей. 

    Расскажите, как появилась идея создания вашего Монтессори-сада? 

    Идея создания детского сада была у меня очень давно, это была мечта, наверное, с момента рождения моего старшего сына — Арсения, ему сейчас восемь лет. Вот в то время, восемь лет назад, я попала в удивительный Монтессори-сад, который находился в Дмитрове. Там я работала сначала как педагог английского для малышей, потом стала там методистом, потом директором по развитию. В этом замечательном месте я подумала о том, что очень хочу создать что-то подобное, но уже своё, со своей идеей, концепцией. Прошло несколько лет, в течение которых я посетила разные города и подобные детские сады, и моё желание открыть свой собственный Монтессори детский сад только окрепло. Родился мой второй ребёнок — Лев, и я почувствовала в себе необычайную материнскую силу. Наверное, так сложились звёзды, что удалось сделать определённый рывок — поменять город, мы переехали всей семьёй в Москву, и у нас появилось новое детище — Монтессори детский сад «Леонис».

    Почему у сада такое название — «Леонис»? 

    Как вы уже догадались, здесь замешано имя моего второго сына — Лёвы. А leonis с латинского означает «львиный». Наш «Леонис» —  это ребёнок. Если посмотреть на логотип, наш львёнок изображён в пижамке. Это такой малыш — сильный, устремлённый, который хочет много знать, которому ничего не страшно. Если посмотреть на его гриву, то увидите вокруг неё абстракцию — это Монтессори-узоры. Есть такой материал «Рамки-вкладыши», при помощи них дети создают такие узоры. У каждого ребёнка они совершенно разные. И у нашего Леониса на гриве как раз такие узоры, созданные детьми. 

    Чем вам нравится методика Марии Монтессори? Как вы считаете, в чём её уникальность?

    Мой педагогический путь очень разнообразный. В прошлом я педагог русского языка и литературы для русскоязычных детей, потом я закончила магистратуру и стала заниматься методикой преподавания русского языка как иностранного, а позже оказалась в сфере дошкольного образования и выступала как методист. Мой опыт позволил сравнить разные методики, понаблюдать за детьми в детских садах, которые используют совершенно разные методы. Мне показалось, что метод Монтессори —  самый естественный, приближенный к действительности и близкий ребёнку, а не запросу педагога. 

    Взрослый человек здесь не управляет образовательным процессом, а идёт за ребёнком, то есть во главе находится малыш со всеми его потребностями, желаниями. Наверное, прежде всего это мне больше всего понравилось в этой методике.

    Монтессори сад

    Мой первый ребёнок ходил в Монтессори детский сад, и в этот момент я только познакомилась с этой методикой. Когда у меня родился второй ребёнок, я уже хорошо понимала, как она работает, как малыш меняется, развивается. Сейчас у меня родился третий ребёнок — дочка, и уже нет никаких сомнений, что методика Монтессори лучшая. И я её люблю всей душой и понимаю, что это идеально для детей.  

    Используете ли вы дома, со своими детьми, правила и заветы Монтессори? Например, комната ваших детей оформлена в соответствии с системой Монттессори или в каком-то другом стиле?

    Конечно, я стараюсь дома что-то оформлять в соответствии с этой методикой, использовать какие-то основные правила. Но… и это очень важно! Поскольку детский сад — это моя жизнь, то все мои дети живут в детском саду. То есть старший ребёнок до школы и после школы находится в саду, средний сын здесь с утра до вечера, даже в выходные. Кстати, моя малышка тоже всё время находится в саду. Поэтому, здесь спорный момент — где мы больше времени проводим: дома или же в Монтессори саду. Дома мы просто спим :) А свою жизнь проживаем в этой среде.

    Дома я стараюсь детей ни в чём не ограничивать. Если они хотят убраться, помочь мне — они убираются. Есть маленький совочек, веничек, который они могут взять всегда и за собой подмести пол, например. На кухне у нас много всего безопасного, но настоящего. Я даю своим детям ножи. Мой двухлетний сын может нарезать хлеб и намазать его маслом, почистить яблоко. Если он хочет постирать, то пожалуйста — пусть стирает, если у него в этом есть потребность. 

    Я понаблюдала и поняла, если детей не ограничивать в этих домашних делах, давать им возможность проявлять свою самостоятельность, то это очень здорово влияет на их самооценку, на их стремление двигаться дальше. Они независимы, очень многое умеют делать сами и, главное, не боятся это делать. 


    Что больше всего любят делать дети в вашем саду?

    Весь сад зонирован — материалы повседневной жизни, зона сенсорики, музыка, русский язык, математика, окружающий мир. В саду очень много всего. И когда у ребёнка наступает, например, сензитивный период (период наивысших возможностей для наиболее эффективного развития какой-либо стороны психики — прим. редакции) языка, то он тянется к подвижному алфавиту и начинает с невероятной скоростью обучаться чтению и письму. То есть в этот момент его любимое занятие — именно занятие языком. Есть дети, которые очень любят музыку и постоянно музицируют, но это опять же в соответствии с потребностями ребёнка и сензитивным периодом, в котором ребёнок пребывает. Здесь всё создано так, что если ребёнок хочет готовить, то он может пойти на кухню, намесить тесто и испечь печенье для всех. Трудно сказать, что что-то есть такое, что они любят особенно. Потому что среда очень разнообразна, очень много разного материала. Мы постоянно её обновляем, постоянно придумываем сами что-то или заказываем где-то, или обращаемся к методистам других Монтессори-площадок.

    Монтессори сад


    Какие педагоги у вас работают  — каким человеком важно быть, чтобы стать Монтессори-педагогом? Нужно ли дополнительно учиться или достаточно обычного педагогического образования?

    Иметь просто педагогическое образование — недостаточно. Педагоги проходят специальное обучение на наших отечественных Монтессори-курсах либо за рубежом. Конечно, у каждого есть какой-то свой бэкграунд: кто-то психолог в прошлом, кто-то экономист даже. Получается, что современное образование позволяет пройти курсы профессиональной переподготовки и переквалифицироваться. Здесь важен именно человеческий фактор — как взрослый может себя вести с ребёнком. Может ли он спуститься со своей позиции взрослого на уровень ребёнка и относиться к нему так же, как к себе равному. Все педагоги очень медленно ходят, всё делают не торопясь — не потому что они медлительные, а потому что они переходят на уровень ребёнка, а дети же не такие быстрые. 

    Монтессори-педагог должен уважать ребёнка и всё, что вокруг него находится. Мы постоянно говорим детям, что мы должны заботиться об окружающей среде, любить материал, бережно к нему относиться. Например, они у нас постоянно убираются — каждую пятницу берут тряпочки и моют весь материал, полочки и всё это происходит с огромным желанием. 

    Монтессори-педагог постоянно учится — у него должно быть желание узнавать больше и больше. Он должен знать столько всего! Такой педагог музицирует, рисует, обладает достаточно глубокими знаниями во всех областях. Потому что никто не знает, куда нас приведёт ребёнок. Может быть, завтра малыш захочет узнать что-то о строении нашей Земли, и педагог должен ему будет об этом рассказать. Или если педагог не знает, то должен вместе с ребёнком найти эту информацию и узнать. 

    Есть ли «противопоказания», чтобы отдавать ребёнка в садик с методикой Марии Монтессори?

    Есть дети, которым Монтессори-метод не подходит, но вообще он очень универсальный. Ведь Мария Монтессори опробовала свою методику на детях с особенностями и она замечательно работала. 

    Иногда в семьях родители не принимают воспитание по методике Марии Монтессори. Они вроде бы хотят отдать ребёнка в такой сад, но не очень понимают, что это такое. И их отношение к ребёнку другое в семье, нежели в саду. Ребёнок не понимает — вроде бы в саду одни правила, а дома другая модель общения с ним. Здесь могут появиться некоторые противоречия. 

    Что делать таким родителям, которые не знают — отдать ребёнка в Монтессори детский сад или не отдавать?

    Перед тем как родители определяться — отдавать ребёнка или нет в сад, мы проводим с ними очень долгую работу. Беседуем, знакомы ли они с Монтессори-методом, чем он им понравился, в чём близок. Потом родители приходят к нам в гости и смотрят, чем живут дети в саду. У некоторых родителей возникают вопросы, они не принимают Монтессори-метод и решают, что это не для них. А кто-то наоборот ещё больше влюбляется в методику Марии Монтессори. 

    Мы со своей стороны, чтобы дать родителям больше знаний, проводим разные семинары, приглашаем специалистов — психологов, педагогов. Плюс ко всему мы делаем отчёты — показываем в видео- и фотоотчётах, что мы делаем вместе с детьми, объясняем зачем. 

    Иногда мы сталкиваемся с мифами о Монтессори-методе: кто-то думает, что это о пересыпании, переливании и творчестве, что эта методика не даёт глубоких академических знаний. На самом деле, это не так. Ребёнок, окончивший Монтессори детский сад, идёт в школу и у него такой багаж знаний, что он опережает даже школьную программу. 

    Два раза в год мы приглашаем родителей на индивидуальные встречи — они посвящены только их ребёнку. Мы проходимся по всем зонам Монтессори-класса и рассказываем, где ребёнок с чем взаимодействует, что ему это даёт, намечаем какие-то планы на будущее вместе с родителями.

    Мы берём в детский сад не только ребёнка, мы берём и родителя.

    К чему нужно быть готовым детям, которые были не в обычном саду, а в Монтессори-саду, после того, как они пойдут в школу? А к чему родителям? 

    У меня есть личный опыт — мой старший сын был в Монтессори-саду, а потом пошёл в обычную школу. Давайте начнём с плюсов. У сына есть опыт взаимодействия с детьми разных возрастов, поскольку Монтессори-группа разновозрастная. Мой ребёнок сразу нашёл себе друзей во втором и третьем классах, и его это абсолютно не пугало. 

    Монтессори-ребёнок — мотивированный, у него есть внутренний контроллёр, то есть он знает, что есть какая-то задача, которую нужно решить. Если он эту задачу не решает, могут быть какие-то последствия. То есть оценка для него не мотиватор. Он сам для себя мотиватор и контроллёр. У него есть ответственность перед самим собой. 

    Такой ребёнок умеет распределять своё время и планировать, потому что Монтессори-дети всегда планируют, чем они хотят заниматься в классе сегодня. 

    Дети из Монтессори-садов, когда попадают в обычную школу, не боятся выступать в роли учителя. Публичные выступления, высказывание своего собственного мнения у доски или с места — это не проблема. У нас в садах есть круги, на которых все дети высказываются, у всех есть право на своё мнение, детям ничего не навязывают.

    Сложность же в том, что в обычной школе — чёткая программа. И у ребёнка меньше возможности и свободы выбора того, чем он хочет заниматься. Например, мой ребёнок часто хочет узнать больше, выполнить больше заданий, но это не приветствуется. Нельзя исписать всю пропись, если тебе нравится этим заниматься. Можно выполнить только два-три упражнения. А мой сын часто хочет делать больше, чем задают. 

    Иногда бывает скучно, но это не большая проблема. Всё же плюсов больше, чем минусов :)

    Дайте несколько рекомендаций, как справиться с непослушным ребёнком? Что делать, если такой ребёнок систематически будоражит всех в группе?

    Все дети идеальные и совершенные создания от природы. Если ребёнок себя ведёт как-то не так, значит педагогу нужно разобраться в чём причина. А причины могут быть разные: он может не сидеть и бегать, потому что у него защемление каких-то позвонков, ему трудно и больно сидеть на месте, а когда он двигается ему легче переносить эту боль; может быть он переживает какой-то кризис, когда идут скачки гормонов и он не может с собой справиться. Поэтому универсальных правил  — нет. 

    Самая главная рекомендация — понаблюдать за ребёнком и попытаться разобраться, в чём причина этого поведения. Поэтому нужно работать с причиной, а не с самим ребёнком. 

    Какой случай из вашей практики вы всегда вспоминаете с улыбкой? 

    У меня каждый день с улыбкой. Но всё же есть один. Я творческий человек, обожаю переодеваться в разных героев на детских праздниках. Однажды я переоделась в Санта Клауса, вышла перед родителями с детьми с песнями, и задаю вопрос: «Вы знаете, кто я, дети?». И мне дети кричат из зала: «Виктория Сергеевна!». Хотя у меня был шикарный грим, куча лишнего веса Санта Клауса, сильно изменённый голос, но тем не менее, скрыться не удалось.

    Как вы совмещаете работу и воспитание троих детей? Есть ли какие секреты, которые могут помочь другим мамам справляться?

    Я, прежде всего, мама и меня это как-то успокаивает. Есть какой-то внутренний тормоз, который включается всегда, когда я начинаю с головой уходить в работу. Когда ты счастлив в семье, со своими детьми, ты с этим счастьем и позитивом идёшь на работу, к детям и своим сотрудникам. 

    Мне безумно нравится всем этим заниматься, я постоянно о чем-то думаю, что-то планирую. Я себя даже не представляю в каком-то другом состоянии. Когда варю суп или чищу картошку, я думаю о том, как же у нас пройдёт Новый год в «Леонисе» и какую же интересную фишку придумать для детей. Я не могу жить иначе. 

    Конечно, здорово помогает держаться поддержка моих близких, моего супруга. Он очень мудрый человек, во многом мне помогает. Если бы, конечно, не было его поддержки — не было бы и «Леониса». Потому что это именно он сказал: «А давай попробуем?».     

    О чем вы мечтаете? Как планируете развивать свой бизнес? Есть ли задумки о Монтессори-школе?

    Когда малыши подрастают ты понимаешь, что тебе нужно их куда-то передавать: либо в Монтессори-школу, либо в обычную школу. В обычную школу очень жалко отдавать, хотелось бы в Монтессори-школу. Но не все могут и в нашем районе их нет («Леонис» находится в г. Москва (Кожухово) и г. Люберцы — прим. редакции). Хочется эту дорогу для таких детей проложить, поэтому, конечно, мечтаю иметь Монтессори-школу. Будем стараться воплотить эту мечту в реальность.