Восток: история, духовность, искусство
Страны Востока всегда привлекали к себе внимание людей Запада своими культурными особенностями и способами познания мира, религиозными и духовными ценностями. Эти ценности проникают во все сферы жизни – от науки и образования до искусства и кулинарии. Буддизм, даосизм, конфуцианство и другие философские учения дают свои ответы на вопрос о предназначении человека. А такие аспекты культуры Востока, как чайные церемонии, каратэ, йога, каллиграфия, пользуются популярностью во всем мире.
Каждая страна Востока обладает своими уникальными природными и архитектурными достопримечательностями, которые не перестают удивлять и вдохновлять путешественников. Мегаполисы с высокими небоскребами и современной инфраструктурой соседствуют здесь с традиционными культовыми местами, где время словно остановилось.
Что общего между Нидерландами XVII века и Китаем, между Вермеером и китайским художником Дун Цичаном? Как две богатейшие еврейские семьи управляли экономикой Шанхая? И как достичь такого же уровня гармонии с природой, как в Японии? Ответы на эти вопросы вы найдете в книгах, которые мы предлагаем вашему вниманию.
Когда мы говорим о культуре Востока, то в первую очередь обращаемся к Китаю, ведь китайская цивилизация – одна из самых древних в мире. И книга «Шляпа Вермеера» – своеобразный ключ к ее пониманию.
Автор книги Тимоти Брук – один из самых авторитетных историков-китаистов, профессор Стэнфорда, Оксфорда и Университета Британской Колумбии в Ванкувере. Он исследует корни глобализации и мировой торговли, центром которой в XVII веке была Голландия, через картины крупнейшего мастера золотого века голландской живописи Яна Вермеера. Рассказчик ставит вопросы, обращая внимание на любопытные предметы на холстах Вермеера, которые неожиданно отправляют его в Шанхай, и рассказ о них приводит читателя к пониманию загадочного мира Востока.
«Взрывной рост рынка, открывшегося для восточных мануфактур, вскоре начал сказываться на характере их производства. Китайские гончары всегда осознавали важность придания своим изделиям формы в соответствии со вкусами иностранных покупателей. Они придавали вазе форму тыквы, чтобы она выглядела как турецкая фляга, или делали разделители на тарелках, как того требуют японские привычки в еде. По мере роста европейского спроса китайские торговцы фарфором в портах Юго-Восточной Азии узнавали, что нравится европейцам, затем передавали эти знания своим поставщикам на материке, чтобы те соответствующим образом изменили вид выпускаемой продукции. Скажем, когда в 1620-х годах в Северной Европе возник ажиотажный спрос на турецкие тюльпаны, гончары Цзиндэчжэня стали расписывать ими свою посуду. Никогда не видевшие настоящего тюльпана, художники по фарфору создавали цветы, в которых почти невозможно узнать тюльпаны, но это не имело значения. Главное, что они молниеносно реагировали на запросы рынка».
Неожиданные параллели, которые проводит Тимоти Брук между материальными культурами Запада и Востока, удивляют и вызывают у читателя неподдельный интерес.
Новинка и международный бестселлер от Тимоти Брука - «Великая держава Китай и весь мир».
Автор рассказывает тринадцать разных историй о китайцах и о тех иностранцах, которые заметно повлияли на место страны в мире. Брук начинает с XIII века, с правителя Хубилая, подчинившего Китай империи монголов, и ведет повествование сквозь семь веков, рассказывая о Марко Поло и монгольской принцессе, о чуме, бушевавшей на Ближнем Востоке и в Европе и поразившей Китай, о «китайском Христофоре Колумбе» — императорском евнухе Чжэн Хэ, о торговле лошадьми, географических картах, миссионерах, пиратах и, конечно, о развитии отношений Китая с остальным миром.
«Предлагаю на суд читателей ряд подробных портретов людей, как китайцев, так и не китайцев, и покажу, какое значение имел мир для Китая, какое Китай имел значение для мира и как Китай всегда был частью мира — и, в конец концов, как все это могло влиять на людей, оказавшихся между Китаем и миром, как они справлялись с этим противоречием и обретали смысл жизни».
Канадец Тимоти Брук искренне верит сам и убеждает читателя в том, что ни Китай не может существовать отдельно от остального мира, ни мир – без Китая.
Книга «Последние короли Шанхая» – это история жизни еврейских династий-конкурентов, которые участвовали в строительстве современного Китая. Ее автор – журналист и лауреат Пулитцеровской премии Джонатан Кауфман – приглашает читателя в путешествие по золотой эпохе Шанхая.
Те представители семей Сассун и Кадури, известных в сфере бизнеса с XVIII века, которые переехали в Китай в середине XIX века, создали там свои успешные торговые компании и богатели, набирая силу и влияние, в течение следующих 175 лет. Они участвовали в опиумной торговле, видели падение императора, эпоху джаза и японскую оккупацию, но не пережили приход к власти Мао Цзэдуна. Династии Сассун и Кадури спровоцировали экономический бум и открыли Китай миру, а их деньги превратили Шанхай в космополитический мегаполис.
«Для всех китайцев британцы ввели социальные ограничения. Китайцам не позволялось посещать британские клубы, гулять в некоторых парках. Но они могли беспрепятственно ходить и ездить по Международному поселению, делать покупки в магазинах, работать в конторах и на фабриках. Китайцы, которые хотели изменить свою жизнь к лучшему, стали стекаться в Шанхай — работать на иностранных предприятиях, выстроенных вдоль Банда. Эти новобранцы походили на иммигрантов в собственной стране — трудолюбивые, предприимчивые, они жили в трущобах и искали работу у богатых иностранцев или в новых китайских компаниях, рожденных кипучей энергией города. Все дышало новизной».
Книга Джонатана Кауфмана – это одновременно и частная история двух семей, и рассказ о зарождении современного финансового центра Китая.
«Приближение к Фудзияме» – увлекательный рассказ о Японии, ее людях и о своеобразном понимании ими жизни и природы вещей.
Книга известного востоковеда и искусствоведа Евгения Штейнера поведает невероятно интересные истории из личного опыта автора, основанные на его тридцатилетнем знакомстве со Страной восходящего солнца. «Приближение к Фудзияме» – обязательный спутник путешественника, отправляющегося в культурно-религиозное паломничество по Японии. Ведь во второй части книги собрана ценная информация о городах и храмах страны.
«В каком-то смысле постижение Японии — это приближение к Фудзи. “Приближение”, потому что дело не в том, чтобы бодро-спортивно забраться на вершину, сфотографироваться и быстренько спуститься. К Фудзи, понимаемой как средоточие многочисленных японских традиций — мифологических, исторических, литературных, художественных, этнопсихологических, – можно только приближаться. По крайней мере, так я это решил для себя».
Жизнь густонаселенных городов с их крошечными домами, передвижными шашлычными-якиториями, русские и русское в Японии, синтоистские храмы и вечная гармония с природой – об этом и многом другом пишет автор, превращая Японию из далекой страны в близкую и понятную тем, кто хочет ее узнать.