Вопрос дня: как начнётся учебный год?

    Приближается начало учебного года, родители и дети вовсю готовятся к 1 сентября. Но многих волнует вопрос: как пройдёт начало учебного года в этом году? Ждать ли праздничных линеек или из-за эпидемиологической обстановки в этом году мы пропустим такое значимое событие? Давайте разбираться вместе!

    Как начнётся учебный год?

    Новый учебный год будет организован согласно требованиям Роспотребнадзора. Главный государственный санитарный врач России Анна Попова подписала постановление об утверждении санитарно-эпидемиологических правил по работе образовательных организаций для детей и молодёжи в условиях коронавируса, которые будут действовать до 1 января 2021 года. 

    К ним относятся измерение температуры педагогов, учащихся, вспомогательного персонала, соблюдение социальной дистанции в 1,5 метра и максимальное разобщение детей классов. Мероприятия рекомендуется проводить либо на свежем воздухе, либо в помещении, закреплённом за одним классом, за исключением физкультурного зала, кабинетов химии, физики, ИЗО в школах.

    А что с линейками?

    В 2020 году школьные линейки в привычном всем виде отменены из-за пандемии коронавируса. В этом году праздничные линейки пройдут немного в другом формате. Об этом рассказал министр просвещения Сергей Кравцов, выступая на международной конференции «Первые итоги пандемии: вызовы и новые возможности для мировой системы образования».

    «У нас традиционно 1 сентября проходят линейки, по понятным причинам мы немножко в другом формате их проведём, — рассказал Кравцов. — Школьники и учителя придут в школы, начнётся образовательный процесс, но с определёнными требованиями, чтобы не допустить вспышек заболевания или распространения инфекции, чтобы максимально обеспечить безопасность и здоровье наших школьников и педагогов». Детали проведения мероприятий он не пояснил.

    В школах 1 сентября будет проведена диагностика знаний школьников. «Мы не будем выставлять оценки, а просто посмотрим уровень знаний. Если возникнут пробелы, то у нас разработана программа, которая поможет ликвидировать пробелы и выровнять образовательные результаты», — отметил Кравцов.

    Заменит ли «цифровая среда» традиционные уроки? 

    Информация, распространяемая в ряде сообществ в социальных сетях и других источниках о якобы переводе обучения из школы в онлайн недостоверна и не имеет под собой никаких оснований.

    Проект «Цифровая образовательная среда» позволит существенно расширить доступ учащихся к качественным программам обучения, при этом данные решения не подразумевают ухода от традиционных занятий в школах. 

    Цифровая образовательная среда — элемент всех развитых мировых систем образования, включающий высокоскоростной интернет в школах, обеспечение образовательных организаций соответствующей техникой, а также широкий набор сервисов, расширяющих интерактивность процесса обучения, но не подменяющие собой живое общение с педагогом на уроках. 

    ЦОС создаёт условия в традиционной классно-урочной системе с применением возможностей электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, с возможностью использовать электронные информационные и образовательные ресурсы.

    «Речь идёт не о замене одного вида обучения — очного — другим, дистанционным, а о возможностях использования в очном образовательном процессе некоторых элементов цифровых программ — например, материалов Российской электронной школы, собравшей лучшие методики и уроки лучших учителей страны, — отметил министр просвещения Сергей Кравцов, — ещё раз подчеркну, мы рассчитываем начать учебной год традиционно в сентябре и все школьники сядут вновь за парты».

    Расширенные возможности цифровой образовательной среды планируется апробировать в 14 регионах (Алтайский край, Астраханская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область-Кузбасс, Московская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Пермский край, Сахалинская область, Тюменская область, Челябинская область, Ямало-Ненецкий автономный округ), которые проявили инициативу участия и уже ведут соответствующую подготовительную работу.

    Особенно актуально такое расширение возможностей обычной школы для отдалённых регионов России. Дистанционное обучение, на которое в связи с эпидемией одномоментно перешли все российские школы в конце прошлого учебного года, высветило зоны, требующие существенного улучшения в техническом и материальном оснащении. На выравнивание ситуации и направлен этот проект. 

    Полное завершение федерального проекта «Цифровая образовательная среда» к 2024 году позволит при необходимости использовать современные цифровые образовательные технологии в дополнение к традиционным по всей стране. Например, во время всплесков сезонной заболеваемости для групп учащихся, по болезни оставшихся дома. Или для ребят, проходящих длительное лечение в стационарах. Занятия в школе и живое общение с педагогом — неизменная часть отечественной образовательной системы и она незыблема.