Вермеер и китайский фарфор
Читаем отрывок из бестселлера Тимоти Брука "Шляпа Вермеера".
Первый китайский фарфор, попавший вЕвропу, поразил всех, кто его видел или держал вруках. Европейцы, когда ихпросили описать этот материал, могли сравнить его только схрусталём. Глазурованная поверхность была твёрдой иблестящей, узоры под глазурью— чётко очерченными, цвета— ослепительно-яркими. Стенки самых изысканных изделий были настолько тонкими, что тень руки проступала сдругой стороны, когда тарелку или чашку подносили ксвету.
Больше всего европейцам полюбился сине-белый стиль: тонкий белый фарфор, расписанный синим кобальтом ипокрытый идеально прозрачной глазурью. Этот стиль вистории китайской керамики появился поздно. Гончары Цзиндэчжэня, города печей вовнутренней провинции Цзянси, где регулярно выполняли императорские заказы, разработали технологию обжига настоящего фарфора только в14-м веке. Производство фарфора требует нагрева печи до1300 градусов Цельсия, чтобы глазурь приобрела стекловидную прозрачность исплавилась споверхностью изделия. Под слоем глазури навеки застывали синие росписи иузоры, так притягивающие взгляд.
Ближайшим европейским аналогом был фаянс, глиняная посуда, обожжённая при температуре 900 градусов Цельсия ипокрытая глазурью изоксида олова. Фаянс внешне напоминает фарфор, нолишён его тонкости ипрозрачности. В15-м веке европейцы научились этой технике уисламских гончаров, производивших дешёвые заменители импорта, способные конкурировать скитайской посудой. Только в1708 году немецкий алхимик смог воспроизвести метод изготовления настоящего фарфора вгородке Мейсен под Дрезденом, который вскоре также стал синонимом изысканного фарфора.
Европейские покупатели были ввосторге отсинего набелом. Хотя мыпредставляем себе кобальтово-синие орнаменты ифигуры начистейшем белом фоне как квинтэссенцию китайского стиля, насамом деле эта эстетика заимствованная или, покрайней мере, адаптированная. Когда китайские гончары начали обжигать настоящий фарфор, Китай находился под властью монголов. Монголы контролировали иЦентральную Азию, позволяя товарам перемещаться посуше изодного конца своей континентальной империи вдругой.
ВПерсии издавна, с8-го века, ценилась китайская керамика. Неимея возможности достичь такойже белизны, персидские гончары разработали технику маскировки своей серой глины непрозрачной белой глазурью, похожей накитайскую. Наэту белую основу они наносили синие декоративные рисунки, используя для краски местный кобальт. Эффект был поразительным.
Когда в13-м веке монгольское правление ещё теснее связало Персию иКитай, китайские гончары получили широкий доступ наперсидский рынок. Всегда чутко реагируя назапросы этого рынка, они приспособили внешний вид своей продукции кперсидскому вкусу— вчастности, использовали кобальтовый узор. Поскольку китайский кобальт бледнее персидского, гончары изЦзиндэчжэня стали завозить персидский кобальт, чтобы получить цвет, который, поихмнению, больше понравилсябы персидским покупателям.
Бело-голубой фарфор появился врезультате этого длительного взаимодействия. Онхорошо продавался вПерсии, отчасти из-за запрета Корана вкушать пищу сзолотых или серебряных тарелок. Богатые персы хотели иметь возможность подавать угощение гостям надорогой посуде, иесли имзапрещалось иметь блюда издрагоценных металлов, тотребовалось что-то стольже красивое идорогое, ногде такое взять? Фарфор изЦзиндэчжэня подходил повсем статьям. Монгольские икитайские покупатели тоже были очарованы внешним видом этих изделий.
То, что мысегодня называем «китайским фарфором», родилось врезультате случайного межкультурного пересечения материальных иэстетических факторов, которое преобразило производство керамики повсему миру. Так, сирийские гончары при дворе Тамерлана начали придавать своим изделиям китайский вид вначале 15-го века. Помере того, как в16-м веке мировая торговля керамикой расширялась доМексики, Ближнего Востока иИберии, ав17-м веке— доАнглии иНидерландов, местные гончары подхватывали этот тренд. Они пытались— хотя долгое время это неудавалось— имитировать внешний вид китайского сине-белого фарфора. Прилавки скерамикой нарынках 17-го века запределами Китая были заставлены второсортными подделками, которые нешли нивкакое сравнение соригиналом.
Голландские читатели впервые узнали окитайском фарфоре в1596 году откупца Яна Хюйгена ван Линсхотена, своего соотечественника, который торговал вПортугалии иоттуда отправился вИндию. Популярный «Путеводитель» ван Линсхотена вдохновил новое поколение голландских купцов. Ван Линсхотен увидел китайский фарфор нарынках Гоа. Хотя онникогда небывал вКитае, ему удалось собрать достаточно достоверную информацию обэтом товаре.
«Рассказать офарфоре, что там производится,— так онрассказывал оКитае то, что узнал наГоа,— так никто неповерит, иэто нето, что каждый год доставляют вИндию, Португалию, Новую Испанию иповсюду!».
Ван Линсхотен узнал, что фарфор производят «внутри страны»— вЦзиндэчжэне изаграницу вывозят только второсортный товар. Лучшие изделия, «настолько изысканные, что сними несравнится ниодно хрустальное стекло», хранились народине ипредназначались для императорского двора.
Индийские купцы поставляли китайский фарфор насубконтинент поменьшей мере с15-го века. Они приобретали фарфор укитайских торговцев вЮго-Восточной Азии, атепривозили его изпортов юго-восточного побережья Китая, куда его отправляли производители керамики извнутренних районов страны. Развитие морского торгового пути вокруг Африки неожиданно открыло европейский рынок. Португальцы первыми среди европейцев стали покупать китайский фарфор наГоа, хотя довольно скоро они расширили свои торговые маршруты наюгКитая, где могли вести дела напрямую скитайскими оптовиками.
Этот маршрут хотели освоить иголландцы, исовременем имэто удалось. Нопервая крупная партия китайского фарфора была доставлена вАмстердам отнюдь неусилиями голландских предпринимателей, аврезультате соперничества голландцев ипортугальцев воткрытом море итоже возле острова Святой Елены. В1602 году, за11 лет допотопления «Белого льва», голландская флотилия захватила там португальский корабль São Tiago («Святой Яков»).
Каракка сдалась без боя ибыла доставлена вАмстердам совсем грузом. Так вГолландию через доки этого порта впервые попало фарфоровое сокровище, ипокупатели совсей Европы сражались закаждое изделие. Голландцы назвали его kraakporselein, «краакский фарфор», отдавая должное португальской каракке, источнику ценного груза.
Годом позже следующий крупный груз фарфора прибыл вНидерланды темже путем. Каракка Santa Catarina была захвачена уберегов Джохора вМалаккском проливе, намаршруте, соединяющем Индийский океан сЮжно-Китайским морем. Это был самый громкий захват судна вновом веке. Наборту Santa Catarina находилось сто тысяч фарфоровых изделий общим весом более 50 тонн. Помимо этого судно перевозило 1200 тюков китайского шелка, который хорошо продавался, потому что производство шёлка вИталии втом году упало. Торговые представители коронованных особ Северной Европы стекались вАмстердам суказанием заплатить любую цену.