Великое «Почему?», или Как обсуждать с детьми прочитанное?
Читать вместе с детьми — прекрасно. Это налаживает контакт между родителем и ребенком, расширяет детский кругозор, гармонизирует психику. Но важно не только читать, но и обсуждать прочитанное. Ведь во время обсуждения мы часто касаемся тем, которые не поднимаем в обычной жизни. А чтобы родителям было легче выстроить структуру обсуждения, можно опираться на эти вопросы.
«Почему?»: учимся рассуждать и выстраивать логические связи
Первый вопрос, который мы задаем детям после прочтения истории, — почему? Почему герой так поступил? Почему он разозлился/заплакал/покраснел в этой ситуации? Почему все сложилось так, а не иначе?
Казалось бы, ребенок и так понимает суть прочитанного. Но одно дело понимать и совсем другое — проговорить, оформить мысль в слово. В этом процессе происходит и развитие устной речи, и формирование умения мыслить, рассуждать, делать логические заключения. Кроме того, именно акцент на определенных моментах истории, часто на мелочах, помогает детям заметить их.
«Что ты почувствовал?»: развиваем эмоциональный интеллект
«Что тебе понравилось, а что — нет?», «Какие эмоции у тебя вызвал этот поступок?», «Что ты чувствовал бы на месте героя?» — эти вопросы позволяют осознать собственные чувства и соотнести их с прочитанным. Разбираясь в своих эмоциональных реакциях на действия других, ребенок учится понимать себя и окружающих. Представляя себя на месте героя, он развивает эмпатию и способность к сопереживанию.
Не стоит превращать чтение в урок, но если вы чувствуете готовность и интерес ребенка, можно предложить ему поискать в тексте слова, выражающие эмоциональное состояние героев. Это прекрасное упражнение, которое расширяет «эмоциональный словарь» и повышает осознанность.
«Если бы ты оказался в такой ситуации?..»: формируем модели поведения
Этот блок вопросов направлен на выявление и создание поведенческих паттернов — «Как ты бы поступил, оказавшись в такой ситуации?», «Случалось ли с тобой или с твоими друзьями нечто похожее?»
Эти вопросы отсылают ребенка к его собственному опыту. Он сопоставляет его с прочитанным, учится создавать план действий в сложной ситуации. Кстати, дети нередко сами стремятся «дать совет» герою. «А вот я бы на его месте…» — восклицает малыш. Это хорошо. Лучше в такие моменты не перебивать ребенка, чтобы дочитать до конца, а сначала обсудить детскую идею — даже если вам она кажется наивной или нереальной.
«Кто тебе понравился?»: узнаем о себе
Обычно человеку отзываются те герои, на которых он проецирует что-то важное для себя. Например, скромному малышу могут нравиться харизматичные книжные хулиганы и ловкачи, потому что в глубине души он тоже хочет обладать некоторыми их качествами: уверенностью в себе, смелостью, коммуникабельностью, умением «выходить сухим из воды». Через образ героя он соприкасается с этим важным и, возможно, неосознанно «берет» себе какие-то модели, стиль поведения любимого героя. Вспомните, как дети играют в любимых персонажей мультфильмов, коллекционируют их изображения и атрибутику, «заимствуют» их фирменные словечки. Это и есть неосознанная попытка развить в себе важные качества, «примерить» на себя желаемый образ.
Можно обсудить, что ребенок «взял» бы от разных персонажей сказки. Например, умение заводить друзей от Винни-Пуха, оптимизм от Кристофера Робина, умение справляться со своими страхами от Пятачка и т.д.
«А как бы ты изменил конец?»: размышляем о причинах
Мы знаем, что изменить случившееся почти невозможно, поэтому этот вопрос может показаться провокационным. Но в некоторых случаях он может быть полезным и даже терапевтическим. Например, вы прочитали историю с печальным концом, ребенок сильно расстроился. Можно предложить ему подумать, что привело к таким последствиям и как можно было бы их избежать, поразмышлять, как исправить сложившуюся ситуацию. И объяснить, что в жизни иногда случаются непредвиденные вещи, которые не зависят от нас.
Все это — лишь идеи, направления для размышления. А самые горячие, глубокие и доверительные беседы рождаются из сердца. Но тут родителю важно отказаться от роли учителя и стать для ребенка другом и добрым собеседником.
Мария Помозова,
специально для Liza Land