Суперэйджеры или все дело все в нейронах

Давайте разберемся, кто же такие «суперэйджеры». И почему их мозг сохраняет показатели остроты ума в преклонном возрасте. По прогнозам ООН, к 2050 г. количество людей старше 65 лет фактически утроится, и эта возрастная группа станет больше, чем совокупность подростков и молодежи до 24 лет. То есть людям почтенного возраста придется играть большую, нежели сегодня, роль в экономике, а ученые всего мира обеспокоены глобальным старением населения и изучают когнитивные функции головного мозга, чтобы понять, как отложить процесс его старения?

Суперэйджеры — пожилые люди старше 80 лет, мозг которых функционирует так же, как у молодых людей 25-30 лет. Недавние исследования ученых из Северо-Западного университета в Иллинойсе выяснили, что у суперэйджеров в энторинальной коре — части мозга, ответственной за хранение воспоминаний, нейроны намного больше, чем у среднестатистических 80-летних людей. Кроме того, в нейронах не нашли признаков нейрофибриллярных клубков — аномальных скоплений белка, которые появляются при болезни Альцгеймера. Как считают исследователи, будущие суперэйджеры уже рождаются с крупными нейронами, которые сохраняются на протяжении всей жизни. Ранее ученые обнаружили у суперэйджеров повышенное содержание веретенообразных нейронов, которые отвечают за коммуникативные способности. Исследователи нашли их во фронтальной поясной коре головного мозга, отвечающей за внимание и память. Кроме того, эта область оказалась толще, чем у обычного человека 50-60 лет. Однако как именно эти нейроны улучшают когнитивные способности суперэйджеров, ученые объяснить не смогли. Как считают специалисты, роль нейронов нельзя недооценивать: все, что мы думаем, чувствуем и делаем, возможно благодаря их работе. Связи между нейронами — синапсы — отвечают за запоминание новой информации и формирование навыков: чем прочнее связь, тем точнее будет воспоминание. При этом способ, которым нейроны обмениваются сигналами, делает каждого человека уникальным в мыслительных процессах. Так в 2021 году исследователи в США с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии сравнили, как работает мозг суперэйджеров и молодых людей 25 лет, а именно — как он изучает и воспроизводит новую информацию. Испытуемым сначала показали серию картинок и их словесные обозначения, а через десять минут представили новые пары изображений и слов. Участникам эксперимента нужно было определить, что из этого уже было, а что появилось впервые. Выяснилось, что у суперэйджеров и молодых людей отлично работает нейронная дифференциация— механизм, при котором разные группы нейронов обрабатывают разные категории изображений — лица, дома и т.д. Исследователи предполагают, что именно снижение нейронной дифференциации сказывается на ухудшении памяти с возрастом. Кроме того, совсем недавно российские ученые открыли, что природные терпены пихты сибирской способны запускать процесс аутофагии, так называемого естественного очищения клетки человека через 24 часа. Есть сообщения, что процесс аутофагии играет немаловажную роль в активации процессов выживаемости нейронов гипокампа (часть головного мозга, которая участвует в механизмах формирования эмоций, консолидации памяти, т.е. перехода от кратковременной к долговременной памяти). Также есть множество сведений о нарушении клеточного метаболизма при патогенезе болезни Паркинсона и других возрастно-зависимых болезней, таких как старческая деменция и болезнь Альцгеймера и роли запуска процесса аутофагии в нормализации когнитивных нарушений и стабилизации состояния при таких патологиях. Сегодня уже разработаны препараты на основе природных терпенов, способные снизить риск возникновения когнитивных нарушения мозга, а также нейродегенеративные заболевания.

Это сбалансированный витаминный комплекс, содержащий дневную норму биологически активных веществ «КардиоОрганик Омега-3». Ежедневный прием КардиоОрганика Омега-3 дополнит ваше меню полезными витаминами, а также будет способствовать естественному запуску аутофагии и профилактике нарушений когнитивных функций мозга и в том числе возрастно-зависимых заболеваний, таких как старческая деменция и болезнь Альцгеймера и также стабилизирует состояние при болезни Паркинсона в составе комплексной терапии. И несколько рекомендаций от специалистов по поддержке когнитивных функций, важно, что их можно сохранить или даже улучшить:

• Делайте регулярные аэробные упражнения, т.е. доступные возрасту физические нагрузки. Исследования показали, что аэробные упражнения могут улучшить когнитивные функции, даже если вы начинаете заниматься в более позднем возрасте или проявляете признаки умственного упадка. Не забываем про 10 тыс. шагов в день, велосипедные прогулки или велотренажер, скандинавская ходьба и др. По данным исследований у пожилых людей (средний возраст 67 лет) с легкими когнитивными нарушениями, которые занимались спортом четыре раза в неделю в течение шестимесячного периода наблюдалось увеличение объема мозга и улучшение исполнительных функций.
    • Здоровый сон. Есть данные наблюдений, что при нарушении сна возможно ухудшение памяти и внимания. Пожилые люди часто имеют проблемы с засыпанием или сном, проблемы, которые могут отражать побочные эффекты лекарств или состояние здоровья. Обратитесь к врачу, если у вас проблемы со сном, вам подберут терапию.
    • Профилактика стресса. Снижение беспокойства с помощью медитации. Известно, что хронический уровень тревоги может ускорить переход к болезни Альцгеймера у людей с легкими когнитивными нарушениями. Медитация осознанности может помочь снизить уровень тревожности. Программы медитации для начинающих предлагаются во многих йога-студиях и центрах «Активного долголетия» для пожилых людей.
    • Получаем новые навыки. Тренируем мозг, изучая, например, новый иностранный язык. Как известно, все новые знание и навыки формируют новые нейронные связи в мозге человек, что не маловажно при когнитивных нарушениях.
    • Социализация. Важно быть в форме и стараться вести активную жизнь, даже в старшем возрасте. Посещайте клубы по интересам, танцуйте, путешествуйте, получайте новые профессии и навыки, и главное общение. Ведь всем известно, что уныние – это первыйк шаг к депрессии.

И не забываем про витамины и биологические активные добавки, которые способны поддержать организм и стабилизировать состояние при уже возникших нейродегенеративных нарушениях. КОМПЛЕКС ТЕРПЕНОВ «КардиоОрганик Омега-3®» – биологически активная добавка к пище на основе терпенов сибирской пихты. Полностью натуральный продукт, в котором в гармоничной пропорции соединены полиненасыщенные жирные кислоты Омега-3, витамин Е и более 300 видов терпенов. Прием по 3 капсулы в день в течение 2-3 месяцев КардиоОрганика Омега-3 способствует нормализации обмена веществ, сохраняет упругость мембран клеток и эластичность сосудов, снижает риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, а также помогает противостоять возрастным изменениям, снижая биологический возраст. В составе комплексной терапии возрастно-зависимых заболеваний стабилизирует общее состояние и способствует улучшению когнитивных функций мозга. Возможно, мы не станем суперэйджерами, как известно их единицы, и не сможем перенести свой мозг обратно в свои 20 лет, но как считают специалисты, сохранить и даже улучшить некоторые когнитивные функции с помощью комбинированного подхода к лечению и профилактики возможно.

БАД. Не является лекарственным средством.