Северная Венеция: Итальянские архитекторы в Санкт-Петербурге
Архитектурный облик Санкт-Петербурга создавался благодаря талантливой работе итальянских мастеров, продолжавшейся с начала XVIII в. — эпохи, когда основывался город, — вплоть до середины последующего столетия.
В 1703 г. Петр I отдал распоряжение о строительстве города на берегу Невы, около Финского залива, в честь побед, одержанных русскими войсками над поляками и шведами. С 1713 по 1918 г. Петербург оставался столицей огромной Российской империи. Сначала была возведенаПетропавловская крепость— по проекту военного архитектораДоменико Трезини, приехавшего из Ломбардии. Затем Петр пригласил Пьера Ламбера, который разрабатывал планы цитаделей и оборонительных сооружений для Людовика XIV. Столица начала расти от Петропавловской крепости, и возглавить строительство города поручили Трезини; в 1716 г. ко двору был приглашен инженерЖан Батист Леблон, член Королевской Академии художеств в Париже. Уже в период активной работы Трезини в Петербург приехали и другие итальянские мастера, а также французские, немецкие и голландские архитекторы, что свидетельствовало о стремлении Петра I приобщить русскую культуру к современной европейской.
Сведения о некоторых мастерах крайне скупы и отрывочны — как, например, в случае с Себастьяно Чиприани, Джакомо Гаспарри, Никколо Микетти. Чуть больше известно оГаэтано Киавери: он родился в Риме в 1689 г. и в возрасте 28 лет отправился в Россию. Среди прочего Киавери принадлежит проект Зоологического музея. После смерти Петра строительство города продолжалось медленно — вплоть до восшествия на престол Елизаветы Петровны в 1741 г. Императрица обладала тонким вкусом, прекрасно разбиралась в западном искусстве и сумела оценить талантФранческо Бартоломео Растрелли, разработавшего планы петербургских улиц и дворцов. Растрелли приехал в Петербург в 1716 г. вслед за своим отцом Карло — скульптором и специалистом по садово-парковой архитектуре. Пройдя обучение за границей, он вернулся в российскую столицу и в 1730 г. получил заказ на строительствоЗимнего дворца, который вскоре приказали снести, чтобы построить новое здание — также по проекту Растрелли. Затем появились еще два дворца — Строгановский и Аничков, которые служат великолепными образцами петербургского архитектурного стиля. Итак, имя Растрелли теснейшим образом связано с царствованием Елизаветы.
Эпоху Екатерины II прославит бергамский мастерДжакомо Кваренги, работавший в России с 1780 г. Именно ему поручили отделку Зимнего дворца и позже составление плана художественной галереи Эрмитажа. За Растрелли последовалиАнтонио РинальдииВинченцо Бренна: их усилиями был создан характерный, ни с чем не сравнимый стиль, в котором переплетаются элементы европейского искусства и традиция русского зодчества, — стиль самобытный и оригинальный, основанный на необычных визуальных эффектах.
ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ
История Зимнего дворца неотделима от истории Петербурга. Несколько лет спустя после основания города Петр I решил построить там царскую резиденцию. Первоначальный вариант — скромное по размерам здание без всяких архитектурных излишеств — был заменен в 1721 г. роскошным Зимним дворцом, возведенным по проектуДоменико Трезини. В 1732 г. дочь Петра императрица Елизавета, наследовавшая русский трон, отдала распоряжение о строительстве нового дворца на месте созданного Трезини, поручив это важное заданиеБартоломео Франческо Растрелли— самому знаменитому и авторитетному в России мастеру. Так возникло нынешнее здание Зимнего дворца, расположенного в центре города на берегу Невы.
В 1754 г. был снесен дворец Трезини со всеми примыкавшими к нему постройками. Новый проект потребовал колоссальных финансовых затрат и огромных человеческих усилий. Свыше двух тысяч рабочих принимало участие в строительстве, которое длилось вплоть до 1762 г., когда весь императорский двор переехал в Зимний. Среди самых величественных памятников Петербурга дворец выделяется грандиозными размерами и пышностью убранства. В проекте фасада Растрелли удалось избежать монотонного однообразия: он нашел блестящее архитектурное решение в ритмичном чередовании ионических и дорических колонн, разнообразии форм окон и украшении аттика бронзовыми статуями и урнами в классическом стиле. После смерти Елизаветы Петровны Зимний дворец на протяжении более тридцати летоставался резиденцией Екатерины II: здесь происходили все официальные государственные церемонии и приемы иностранных послов; в роскошных гостиных устраивались праздники и торжественные обеды.
Когда умерла Екатерина, императорские покои занял ее сын и наследник трона Павел I, однако вскоре он предпочел переехать в Михайловский замок, построенный специально для него. В течение нескольких летЗимний дворец пустовал,но затем русская императорская династия прочно обосновалась там до революции 1917 г. Прихоти моды, пожары, революции и бомбардировки почти не изменили облика здания, где жили две тысячи человек — и вдвое больше, когда приезжал царь. Сейчас в Зимнем дворце, перестроенном в конце XVIII в. по проекту Джакомо Кваренги и Ивана Старова, а в 1830-е гг. отреставрированном Карло Росси и Огюстом Монферраном,находится Государственный Эрмитаж.
Познакомиться с богатейшей коллекцией Эрмитажа поможет альбом серии "Великие музеи мира". В Эрмитаже хранятся работы Тициана и Рембрандта, Караваджо и Джорджоне, Симоне Мартини и Беато Анджелико, Тьеполо, Рубенса, Ван Дейка, Снейдерса и многих других. Широко и полно представлено в собрании искусство ХIX – XX веков: Сезанн, Ван Гог, Гоген, Матисс, Буден, Вламинк, Пикассо, Кандинский и Малевич.
Книга построена по хронологическому принципу, и каждому периоду истории живописи предшествует емкая, но познавательная характеристика.