Сензитивные периоды в развитии ребёнка — часть первая

    Каждый родитель хотя бы раз замечал, как ребёнок «прикладывал »усилия к овладению какого-то умения, но ему ничего не удавалось. Однако, спустя некоторое время, возвращаясь к этой теме вновь, малыш начинал схватывать все знания прямо на лету. Иногда ситуация случается с точностью наоборот: ребёнок, проявляя любопытство к какому-либо занятию, через время теряет интерес и обращает фокус внимания на другой вид деятельности, если не получает должную поддержку со стороны взрослых. Это происходит потому, что в разные жизненные периоды ребёнок может воспринимать влияние окружающего мира совершенно по-иному. Такие периоды называются «сензитивными» (от латинского sensus - чувство, ощущение). Именно в эти возрастные интервалы индивидуального развития способность ребенка к приобретению и освоению определенных навыков существенно выше, чем в любое другое время. К примеру, в раннем возрасте речь ребёнка формируется с фантастической легкостью. При этом малыш сам, без сторонней помощи, прилагает усилия к восприятию и изучению речи, маленькими шагами постигая весь грамматический строй, особенности фонетики и лексическую базу родного языка. 

    Определенные сензитивные периоды человека, начиная с формирования речи и заканчивая овладением основных умений, ограничены по времени. Какими же знаниями нужно обладать, чтобы сензитивные периоды ребёнка были наиболее оптимальными для его дальнейшего психофизиологического развития?

    Итальянский врач-философ, Мария Монтессори, считала, что для наиболее действенного формирования какого-либо свойства психики необходимо знать и понимать общие характеристики сензитивных периодов. На основе многолетнего изучения возрастной сензитивности она пришла к некоторым выводам:

    1. Каждый ребёнок проходит в своем развитии идентичные сензитивные периоды. Для того, чтобы не идти против воли естественной природы ребёнка и быть готовыми к приближению следующего периода, родителям, а также педагогам следует знать очередность сензитивных периодов.
    2. У всех детей время появление сензитивных периодов и их длительность абсолютно индивидуальны. Одни дети опережают свой фактический возраст, другие могут развиваться в соответствии с ним.
    3. Периоды имеют свой временной «лимит». Пропустив один из этапов психофизиологического развития, в будущем придётся приложить немало усилий для того, чтобы восполнить пробелы и наверстать упущенное.
    4. Настоятельно рекомендуется следить за характерными проявления наступления сензитивного периода, чтобы вовремя создать максимально оптимальные и благоприятные условия для реализации внутренних импульсов ребёнка.
    5. На различных этапах сензитивного развития, изменения в психике ребёнка могут проходить как плавно и замедленно, так и очень резко. В связи с этим протекание каждого периода характеризуется началом, пиком и спадом.

    Начало: начало сензитивного периода отследить действительно сложно, особенно если не предвидеть наступления этапа наиболее высокой пластичности и не заниматься с ребенком в «зоне его ближайшего развития».

    Пик: характеризуется ярко выраженным взлетом интенсивности и стремительным развитием, на которые сложно не обратить внимание.

    Спад: этап плавного завершения сензитивного периода.

    Ждите вторую часть статьи совсем скоро! :)