7 способов приучить детей к домашним обязанностям

    Приучение ребёнка к домашним обязанностям — дело хлопотное, но необходимое. Это не только развивает в детях самостоятельность, но и формирует сознательность и ответственность. Если вы считаете, что ваше чадо невозможно приучить делать что-то по дому, то попробуйте воспользоваться нашими проверенными способами.

    Способ №1: График обязанностей

    Идеальный метод приучения чада к домашним обязанностям — составления общего семейного графика. Все дела распределяются между домочадцами, и в этот список необходимо включить даже мелкие поручения: получить почту, разобрать пакеты с покупками, накормить кошку. Для малышей можно ввести даже такие пункты как «почистить зубы» или «сделать домашнее задание по математике».

    Чтобы ребёнок ощутил интерес к такой инициативе, обсуждать распределение обязанностей следует всем вместе. Попросите его высказаться по поводу того, какие дела он хочет выполнять. Может, вы планировали поручить дочери вынос мусора, а она без ума от протирания пыли?

    В таблицу или график полезно внести дату выполнения (или крайний срок). Если этого не сделать, ребёнок может до конца жизни придумывать разные отмазки: «Да-да, я как раз планировал убрать мусор со своего письменного стола». Ну да, конечно!

    Способ №2: Поддержание инициативы и похвала

    Иногда родители не замечают, что их дети довольно часто сами хотят помочь, но наталкиваются на «я сама» или «не мешай». Так делать не нужно! С самого раннего возраста детскую инициативу следует поддерживать, постепенно впуская ребёнка во «взрослую» жизнь. Начинать можно с маленьких поручений, постепенно усложняя их и увеличивая в объёме.

    Разумеется, трёхлетка вряд ли хорошо помоет пол и, скорее всего, размажет грязь по линолеуму. Но чем чаще он будет это делать, тем быстрее освоит ключевые навыки. Кроме того, к процессу мытья полов у него уж точно не возникнет отторжения в старшем возрасте. 

    Всё потому, что на данном этапе для ребёнка домашние дела — это игра. Включайтесь в неё! Хвалите, выражайте своё восхищение, говорите «спасибо за...».

    Бывает, даже подростки, абсолютно не приученные домашним делам, внезапно берут в руки пылесос, влажную тряпку или губку для мятья посуды. «Мистика!» — скажете вы и будете правы, однако такое поведение следует встречать с большим одобрением, даже если после подростка вам хочется переделать всё заново. Просто скажите: «Ты очень мне помог, спасибо! Без тебя я бы не справилась».

    Способ №3: Создание ценности поручаемого дела

    А что насчёт создания ценности того дела, которое вы хотите поручить ребёнку? Вспомните Тома Сойера, красящего забор. Как только он изобразил полный восторг от этого занятия, к нему кинулась целая толпа помощников! Удивительно, как же он замотивировал других детей красить забор вместо него? Для этого ему даже не пришлось ныть, сетовать на судьбу, требовать или шантажировать.

    Всё просто: он продемонстрировал, как ему приятно это делать. А кому не хочется получить по-настоящему приятные эмоции и захватывающие впечатления! Моете посуду? Пойте песни. Гладите постельное белье? Пританцовывайте. Пылесосите? Насвистывайте!

    Только не стоит манипулировать детским сознанием и бросать многозначительные фразы в духе: «А ты не хотел бы присоединиться?» Вряд ли ответ будет положительным: дети хорошо чувствуют фальшь. Вместе этого обратите детское внимание на то, что вы занимаетесь поистине важным делом (моете миски животных, поливаете цветы, протираете подоконники), которое больше никому не под силу. 

    Ребёнок будет ощущать обязанность как привилегию, а это влечёт за собой удовольствие от выполнения домашних дел.

    Способ №4: Просьбы о помощи

    Что может сподвигнуть ребёнка выполнять свои обязанности? Спокойные просьбы. Когда объём работы большой и вам требуется разгрузка, не стесняйтесь попросить, сославшись на свою усталость или головную боль. Ребёнок обязательно поможет безо всяких капризов. Может быть, ему понравится быть нужным «спасителем», поэтому в следующий раз он выполнит домашние дела без напоминания.

    Способ №5: Ограничение круга домашних обязанностей

    Когда родители просят чадо убрать квартиру, то обрекают его на мучительные думы. Что значит «убранная квартира»? Нужно только подмести или ещё полы вымыть? А посуду мыть надо? А мусор выбросить? С чего же начать? Все эти и другие мысли крутятся в детской голове, и в результате ребёнок не делает ничего или бросает дело, толком не начав. А потом ещё и родители начинают подмечать: «Ага, посуду вымыл. А зеркало в прихожей почему не протёр?» Придраться можно ко всему! И потому желание помочь просто-напросто исчезает. Иногда навсегда.

    Что же делать? Ограничить требования. Ставьте ребёнку конкретные задачи (и желательно с конкретным временем выполнения): «Погуляешь с собакой, приберёшься у себя на столе, вынесешь мусор — и свободен!» А ещё лучше — определите ему чёткий круг дел, которые будет выполнять только он.

    Способ №6: Повторение

    Процесс приучения к домашним обязанностям может особенно затянуться, если ребёнок воспитывался в атмосфере вседозволенности. Но и здесь есть выход: повторяйте свои требования. Конечно, это не всегда приятно и утомляет, но настойчивость и обращение спокойным тоном точат даже камень. 

    Совершенно нормально повторять чаду свои просьбы по десять раз, а вот чего не стоит делать — выполнять за него его работу. Если вы попросили ребёнка вымыть посуду, а он этого не сделал, то на следующее утро пусть знакомится с тараканами или ест из грязной тарелки.

    Способ №7: Совместная деятельность

    Приучение к домашним обязанностям начинается с личного примера. Ребёнок должен видеть, что вы тоже не отлыниваете. Главный плюс совместного выполнения домашних дел в том, что в процессе семья делится эмоциями, событиями, настроением, историями, и дети перестают воспринимать домашние обязанности как каторгу или отбывание наказания.