Ребенок не говорит: не хочет или не умеет?

    Малыш не говорит. В чём причина?

    Сегодня мы хотим рассказать вам о РЕЧЕВОМ НЕГАТИВИЗМЕ. Это явление, когда ребёнок очень неохотно вступает в речевое общение, «всё понимает, а сказать не может».

    Довольно часто это связано с чрезмерной настойчивостью родителей – попытки вытянуть хоть словечко могут приводить к протесту со стороны маленького человека. Однако не всё так просто.

    Ярко выраженный речевой негативизм редко возникает на пустом месте. Чаще всего такая проблема бывает у детей, отстающих в речевом развитии - когда взрослые излишне активно принуждают ребёнка говорить или акцентируют внимание на недостатках произношения.

    Заметьте, условий всё-таки два: настойчивость взрослых и неготовность говорить.Родители часто путают НЕГОТОВНОСТЬ с НЕЖЕЛАНИЕМ. Малыши никогда не ленятся делать то, что умеют, и отказ от речи – это реальная проблема (физиологическая или психологическая), а не «лень».

    Как проявляется речевой негативизм?

    • Вместо слов ребёнок молчит, мычит, начинает пользоваться жестами, проявляется «самостоятельность» (вместо того, чтобы попросить что-либо – подвигает стул, залезает и сам берет), не общается с другими детьми.
    • Если ваш малыш понимает обращённую к нему речь, выполняет просьбы, его речь прошла все этапы развития (гуление, лепет, простые слова), то здесь мы говорим о психологических причинах молчания. Например, мама слишком часто просит «СКАЖИ» или «ПОВТОРИ». Или малыш говорил свои несколько фраз, а потом попал в некомфортную среду (в садик, где окружающие дети разговаривают лучше), осознал свою речевую недостаточность и замкнулся.

     

     

    Что  нужно сделать в этой ситуации:

    • уйти от слов «скажи» и «повтори». Чрезмерное давление только усугубляет страхи ребёнка.Далее важно дать ребёнку мотивацию для активного использования речи.
    • Играя с малышом в игрушки, чётко произносите простые предложения и короткие слова:  "Зайка прыг-прыг", "А как зовут нашего зайку? Зайку зовут Зая", "Зайка Зая" и т.д. Повторяйте каждую фразу несколько раз, совершая при этом действие игрушкой. Не стоит доводить ситуацию до абсурда, это всё-таки игра, а не логопедический урок, поэтому старайтесь не дать ребёнку почувствовать, что он здесь ученик. На этом этапе мы ничего не требуем, а просто играем и повторяем простые слова.
    • Следующий этап – имитация речи. Например, играя с кубиками, мы говорим: «Возьмём большой кубик. Что мы взяли?» И после небольшой паузы, если ребёнок сам не ответит, говорим за него: «Кубик». К зайке пришёл мишка. Спрашивает: «Как тебя зовут». Как зовут зайку? Зая.
    • Когда малыш попробует что-то сказать, обязательно похвалите его, пусть кроха увидит, как вы радуетесь этой маленькой победе.
    • Хороший способ смотивировать ребёнка на речь – повторение стихов. Начинать лучше с коротких рифмованных дорожек, например «МА-МА-МА-МА, пришла снежная зи…МА». Это можно делать ненавязчиво, как бы не ожидая, что ребёнок будет отвечать. Услышав фразу достаточное количество раз,  малыш хорошо усвоит, что надо говорить, и однажды начнёт отзываться.
    • Ставьте малыша в ситуацию выбора: «Что ты хочешь: печенье или конфету?», главное, чтобы оба слова были ему хорошо знакомы

    Для того, вашего ребёнка не коснулись логопедические трудности, мы разработали Умница® Систему Развития Речи 3в1.  В этом суперкомбо мы собрали ТРИ наших главных набора для развития речи:

    Умница®. Говорим 0+  Огромный комплекс по развитию речи, рассчитанный на 1,5 года занятий! Умница®. Бормоталки 1,5+, два наборанаучат малыша произносить сложные звуки, проработают артикуляцию и обеспечат правильную речь.