Развитие ребёнка от 5 до 6 лет
Это старший дошкольный период. Он не менее важен, чем все предыдущие. Физически окрепшиймалыш активен, энергичен и любознателен. Что ему сейчас нужно и как сделать его дальнейшееразвитие более всесторонним и гармоничным?
Ваш ребёнок уже самостоятельная личность.Вы для него конечно же авторитет. Но у малышакрепнет уверенность в своих силах, есть своё мнение и собственное восприятие мира. Поэтому вданный период очень важны доверительные отношения с ребёнком. Это поможет сохранитьвзаимопонимание в дальнейшем.
Малыш с удовольствием что-то мастерит творит, создаёт, рисует. Он становится более усидчивыми терпеливым. Ему легко даётся обучение, если ему оно интересно и может увлечь.Самое времяактивно готовиться к школе, расширять кругозор и развивать таланты.
Ребёнок часто общается с другими детьми, он очень чувствителен к их мнению и оценкам. Вовремя игры дети уже сами могут договариваться, устанавливать правила, распределять роли,делиться игрушками и уступать друг другу. Малыш в состоянии управлять своими эмоциями,однако его легко обидеть. Поэтому стоит уделять внимание всему что его тревожит, даже есливам что-то кажется несущественным.
Ребёнок умеет планировать свою деятельность и доводить желаемое до конца. Он очень хочетпоходить на взрослого. Фантазия его работает круглые сутки. Малыш задаёт множество вопросов,но теперь и сам умеет на них отвечать.
Малыши чётко осознают свой пол и имеют представление, какие черты свойственны женщинам, акакими качествами обладают мужчины.Мальчики замечают красоту и нежность девочек. Адевочки — силу и способность заступиться у противоположного пола.
Формирование самооценки и здорового восприятия себя полностью зависит от родителей иокружающих взрослых. Также в этом возрасте у ребёнка закладывается ролевое поведение всемье. Малыш чувствителен к эмоциональной обстановке и отношениям между родителями. Всвоей взрослой жизни он будет воспроизводить похожие способы поведения. Особеннымавторитетом у ребёнка пользуется родитель того же пола. Он подражает его манерам, привычками стилю разговора.
Могут проявляться возрастные проблемы и неудобные вопросы.Мальчик может гордо заявитьмаме, что женится на ней, как только вырастет, а девочка, что собирается замуж за папу. Возрастеот 5 до 8 лет дети любят играть в семью,брать на себя роли папы и мамы и выбиратьсебе «женихов» и «невест» из детского сада.
Дети могут быть неуправляемыми, агрессивными, плохо контактировать со сверстниками,обижать других малышей. Иногда встречаются проблемы со сном.
Ребёнку очень важно привлечь к себе внимание. И порой для него любое внимание лучше, чемего отсутствие. Он может провоцировать взрослых своими заведомо «нехорошими» поступками.Также в этот период малыши часто повторяют «неприличные» слова.
Ребёнок ещё не умеет соотносить собственные желания с вашими возможностями и желаниями.Поэтому он проверяет на прочность ваши границы и твёрдость вашей позиции.
В этот период малыши начинают интересоваться вопросами смерти. Они боятся страшных снов.Если в семье позитивная атмосфера и царят взаимопонимание и любовь, ребёнок чаще всего самсправляется с такими переживаниями. Если же малыш беспокойный, то его тревоги только усилятвозрастной страх смерти.
Если у вас не получается самостоятельно справиться с проблемами в поведении ребёнка, лучшепроконсультироваться со специалистом.
Чем вы можете помочь своему малышу?
- Уважайте его фантазии и «магическое» мышление. Постарайтесь отличать игрувоображения от неправды.
- Поощряйте самовыражение малыша. Так развиваются его таланты и способности. Но неделайте сильных акцентов на этом.
- Внимательно обращайтесь с желаниями ребёнка. Но и твердо говорите «нет», если этижелания вредят малышу или нарушают границы других людей. Не стоит создаватьзапреты, которые вы не сможете затем отстоять. Также не стоит выставлятьнеоправданные и неразумные запреты.
- Поощряйте общение малыша со сверстниками. И обязательно разбирайте вместе с нимконфликты, ссоры и неприятные ситуации. Сообща ищите возможные выходы из них.
- Для малыша важен совместный отдых и времяпрепровождение с семьёй. Привлекайте егок обсуждению ваших планов.
- Разрешайте ребёнку самостоятельно ставить задачи перед собой и решать их.
- Обязательно радуйтесь даже самым маленьким достижениям. И помогайте найтирешение, если что-то идёт не так.
- Малыш с бо́льшим энтузиазмом откликнется на вашу просьбу, чем на требование.
- Старайтесь обращаться к нему как к маленькому помощнику. Так развиваются еговзрослые навыки, ответственность и самостоятельность.
- Старайтесь не избегать «неудобных» вопросов вашего малыша. Они для него оченьважны. Давайте ответы, используя понятные формулировки. Если затрудняетесь с ответом,можете обратиться к детской литературе, посвящённой данному вопросу.
- На вопросы о смерти старайтесь отвечать честно и сообразно вашему мировоззрению.
- Если малыш не получит нужный ответ, его собственные тревоги могут причинить емугораздо больше вреда.
- На вопросы о появлении на свет лучше не отвечать историями про аистов и капусту, так каксверстники наверняка поведают о другой версии событий. Выберите единый ответзаранее на семейном совете. Можно сказать о большой любви родителей и их желаниизавести малыша, в результате которого у мамы в животике появился кроха. Подробностейне нужно.
- Помогайте ребёнку справляться со страхами. Осуждать и призывать «не бояться» — несамая лучшая стратегия. Внимательно отнеситесь к его беспокойству и тревоге.
- Поддерживайте, когда малыш напуган. Если у вас не получается самостоятельно работатьс навязчивыми страхами, лучше обратиться за помощью к специалисту.
Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет
Физическое развитие
У малыша хорошая координация движений. Он отлично удерживает равновесие и с энтузиазмомосваивает разные спортивные снаряды.
В пятилетнем возрасте ребёнок способен:
- пробегать 40–50 метров без остановки;
- во время бега перепрыгивать ямки и обегать бугорки;
- ходить на пяточках, носочках, тыльной и внешней стороне стопы, ходить, высокоподнимая колени;
- ходить разными видами шагов, в разном темпе и направлениях;
- преодолевать длинные расстояния;
- ходить по гимнастической доске;
- кидать мяч из любого положения в разные стороны, ловить мяч с разного расстояния,бросать его в цель;
- прыгать в высоту и длину, перепрыгивать через препятствия;
- висеть и подтягиваться на шведской стенке, взбираться по ней;
- довольно долго висеть на перекладине на двух руках или одной, у некоторых детейполучается лазать по канату;
- ходить по бордюрам, наклонным поверхностям;
- прыгать на скакалке.
Малыш становится более выносливым. Его вестибулярный аппарат также достаточно развит. Вотпочему качели, карусели и батуты — одно из любимых развлечений юного спортсмена. Детипросто обожают подвижные занятия и игры с мячом. Если ребёнок ранее освоил двухколёсныйвелосипед, то сейчас совершенствует технику и катается довольно виртуозно. Если малыш раньшене умел ездить на велосипеде, самое время начинать обучение.
Плавание, хождение на лыжах, катание на коньках будут очень полезны.
Также детей в возрасте пяти лет можно записывать в различные спортивные секции: футбол,теннис, хоккей, единоборства, гимнастику, танцы. В зависимости от интересов и возможностеймалыша. Чем более разнообразна физическая активность ребёнка, тем лучше развивается егомышечный каркас.
Осознавая свою силу, малыш может необдуманно рисковать. Например, на детской площадкеповторять за старшими какие-то элементы. Он может перепрыгивать через ступеньки и быть неочень внимательным на высоте. Важно рассказать ребёнку о правилах безопасности и во времяпрогулки следить за своим активным маленьким спортсменом.
Мелкая моторика
В возрасте пяти лет малыш с лёгкостью может манипулировать как крупными, так и мелкимипредметами:
- вырезать бумажные фигуры точно по контуру;
- обводить фигуры и раскрашивать картинки, не заходя за края;
- заштриховывать фигуру, не заходя за края, делая ровные линии штриховки;
- ровно складывать бумажный лист в два-четыре раза;
- переводить рисунки через кальку или копирку;
- бить молотком по гвоздю;
- собирать конструктор;
- завязывать шнурки;
- застёгивать пуговицы.
Занятия по развитию мелкой моторики помогают развивать память, внимание и мышление.Поэтому так важно уделять им время.
Знания о себе и мире
Малыши 5-6 лет:
- знают своё полное имя, фамилию и отчество, возраст, страну, город, адрес, имена иотчества всех членов семьи, возраст и профессии родителей;
- могут выполнять задание в течение 15 минут и более без отвлечения;
- легко запоминают загадки, считалки и четверостишия;
- знают наизусть любимые стихи;
- знают основные цвета;
- запоминают несколько картинок;
- находят отличия в картинках;
- рассказывают историю по картинкам;
- рассказывают о происходящих событиях;
- знают названия фруктов и овощей;
- знают названия птиц, диких и домашних животных и их детёнышей, чем они питаются игде обитают;
- знают названия основных видов растений и цветов, деревьев и кустарников;
- различают право и лево;
- умеют ориентироваться в пространстве;
- знают разные виды техники и бытовых приборов;
- знают названия времён года, месяцев, дней недели;
- знакомы с основными профессиями;
- рассказывают о своей семье, доме, отношениях между родными, домашних делах исемейном отдыхе;
- знают правила поведения на улице и в общественных местах;
- правильно переходят дорогу;
- знают как вести себя в экстренной ситуации;
- умеют звонить по телефону;
- умеют пользоваться часами.
Внимание!Все дети развиваются индивидуально, познавая мир со своей скоростью. В этот период ваш малыш особенно тянется к новым знаниям. Важно готовить его к школе вформе игры. Если чересчур серьезно подходить к занятиям, то можно развить отрицательноеотношение к учёбе у будущего первоклассника. Запаситесь интересными книгами, играми ипознавательными фильмами для детей.
Математика, логика
Дети в 5-6 лет:
- считают от 0 до 10 и в обратном порядке, некоторые умеют даже считать до 100;
- умеют писать цифры от 0 до 10;
- считают предметы до 10;
- складывают и вычитают в интервале от 1 до 10;
- умеют сравнивать количество предметов;
- группируют предметы по определённому признаку;
- выбирают лишний предмет из группы и объясняют свой выбор;
- называют и рисуют геометрические фигуры.
Речь
Ребёнок 5-6 лет:
- понятно, логично и связно говорит;
- имеет словарный запас около 3-х тысяч слов;
- чётко и ясно выражает свои мысли;
- имеет чистое произношение, не коверкает слова;
- полностью или частично знает алфавит;
- называет слова, начинающиеся на знакомые буквы;
- имеет живую и выразительную речь;
- умеет менять интонации;
- умеет пересказывать историю, сказку или фильм, делиться впечатлениями, рассказывать осебе;
- пользуется разными частями речи;
- способен поддержать беседу;
- умеет менять громкость голоса, переходить на шёпот.
Малыши в этом возрасте любят заниматься словотворчеством. Они не только изучают новое, но ипридумывают для предметов и событий свои собственные названия.
Если у ребёнка есть дефекты речи, лучше обратиться к логопеду.
Воображение
У пятилетнего малыша очень развита фантазия. Он в воображении создает свою реальность. Аразница между действительным и вымышленным для него не всегда очевидна, ребёнок поройрассказывает небылицы. Часто родителей волнует такая «ложь». Но помните, что малышвыдумывает события отнюдь не из злого умысла.Он ещё не понимает,когда можнопофантазировать, а когда нужно сказать всё как есть.
Если ребёнок поведал вам какую-то невероятную историю, не стоит называть её враньём исердиться. Можно использовать термины «фантазия» или «воображение». Не заостряйтевнимание на несуществующих событиях и персонажах, которые придумал ваш фантазёр. Современем малыш поймёт разницу между реальностью и выдумкой.
Если же ребёнок намеренно скрывает свои поступки за придуманными историями, игнорироватьтакую ложь не стоит. Но и ругать малыша тоже не нужно. Можно проработать вопросы честности вигре, с помощью игрушек, книг, сказок и мультиков.
Психическое развитие
Ребёнок умеет управлять своим поведением и эмоциями, выражать свою позицию, говорить очувствах. Он знает о своих обязанностях, учится сосредотачиваться на одном деле, не отвлекаясьна другие. У малыша есть герои (из кино, мультфильмов, или своего окружения), которым онстарается подражать.
В этом возрасте происходит скачок в психическом развитии ребёнка. У него формируютсянравственные и моральные понятия, представления о добре и зле. Малыш уже не просто делаетвыводы о событиях, но и интересуется отношениями и более глубокой сутью происходящего. Всвоих играх ребёнок отыгрывает ситуации, с которыми встретился сам или наблюдал со стороны.
Таким образом он осмысливает события и делает выводы.
В интервалеот 5 до 6 лет формируется личность ребёнка, независимая от мнения взрослых. Малыш может вступать в споры и отстаивать своё мнение. Опасность возраста заключается ввозможном разрыве доверительных отношений с родителями.
Важно выслушивать ребёнка, благодарить за выражение собственного мнения и в случаенеобходимости на понятном языке объяснять, как и почему лучше поступить иначе. Показывайтемалышу, что он важен для семьи и вы к нему прислушиваетесь. Давайте ему полноценную иразвёрнутую информацию. Мозг и психика ребёнка готовы её воспринимать.
Навыки самообслуживания
В 5 лет современный малыш может пользоваться разными бытовыми приборами, телефоном,планшетом и даже компьютером. Но развитию хозяйственных навыков родители уделяют времяне всегда. А зря! Ребёнок способен помогать вам с домашними делами и самостоятельноухаживать за собой.
А именно:
- полностью одеваться и раздеваться, справляться с разными застёжками и шнурками;
- мыть руки, умываться, чистить зубы, мыться;
- правильно держать в руках столовые приборы;
- подбирать одежду для прогулки;
- поддерживать порядок в игрушках и одежде;
- застилать постель;
- выполнять простые бытовые действия (достать белье из стиральной машины, покормить
- кошку, полить цветок, подмести пол и т.д.);
- помогать с сервировкой стола;
- помогать украшать квартиру к празднику.
Не отвергайте помощь маленького члена семьи, а наоборот поощряйте.Если у ребёнка неполучается, или он делает что-то неуверенно, не торопите и не делайте за него. Доверяйтемалышу и давайте возможность учиться на собственных ошибках. Чувствуя вашу поддержку, он небудет бояться сделать что-то не так, а напротив станет стремиться достичь лучших результатов.
Рисование и творчество
В рисунках малыша появляется всё больше предметов и деталей. На картинках вашего юногоживописца можно увидеть животных, людей, природу и окружающие предметы. Ребёнок можетизобразить ситуацию из жизни (реальную и фантазийную), сделать рисунок к рассказу, мультикуили фильму.
Пятилетние дети умеют:
- рисовать с помощью карандашей, фломастеров, красок;
- изображать людей, животных, делать сюжетные рисунки;
- соблюдать пропорции на рисунке;
- рисовать все основные геометрические фигуры, соединять их между собой;
- лепить фигурки из пластилина или глины;
- вырезать ножницами фигуры из бумаги, делать аппликации.
Для развития мозга малыша очень важно уделять время рисованию, лепке, конструированию идругим видам творческих занятий. Таким образом ребёнок познает мир, выражает свои эмоции ипроявляет созидательные способности.
Отличия в развитии мальчиков и девочек
В возрасте 5-6 лет девочки начинают опережать мальчиков в скорости развития. Такая тенденциячаще всего сохраняется до подросткового периода. Как лучше развивать пятилетнего малыша
Основной формой обучения остаётся игра. Любые развивающие занятия нужно проводить толькопо желанию ребёнка. Для обучения хорошо подойдут специальные сборники заданий, разныекартинки, книжки и мультфильмы. Занятие не должно длиться более получаса. Если малышувлёкся и просит продолжения, лучше сделать перерыв, переключиться на другую деятельность, азатем вернуться к заданию.
Лучше не концентрироваться на развитии какой-то одной сферы, допустим, обучать малышачтению, но при этом уменьшать количество игр на воздухе. Ребёнку нужна постоянная сменазанятий.
Постепенно приучайте ребёнка к домашнему труду, определите для него свои обязанности подому.
Сейчас для малыша имеет значение не время, которое ему уделяют взрослые, а качество общенияс ними. Общение со сверстниками и другими людьми не уменьшает важности общения сродителями. На нехватку внимания ребёнок может реагировать «плохим» поведением испециально злить вас. С малышом каждый день нужно играть в игры, которые ему нравятся,разговаривать на разные темы и обсуждать происходящее. Если вы заметили негативныеизменения в поведении ребёнка, постарайтесь выделить больше времени на взаимодействие сним.
Умение играть и находить себе занятие — тоже навык, который не появляется сам по себе. Онскладывается из опыта, знаний и ранее испробованных игр. Задача родителей — познакомитьребёнка с разными играми. Чем более разнообразным будет опыт малыша, тем больше игр онсможет придумать сам.
Также важно уделять внимание воспитанию самостоятельности и формированию здоровойсамооценки.
Социальные навыки
Ребёнка нужно научить общаться с другими детьми и выстраивать взаимоотношения вколлективе. Это поможет легко адаптироваться в любом месте и заводить друзей.
На собственном примере, на примере книг, сказок и мультфильмов покажите малышу какзнакомиться со сверстниками, как предложить дружбу, пригласить играть или присоединиться кигре.
Поясните, как быть дружелюбным, строить диалог, уважать других людей, слушать собеседника,благодарить, просить о помощи, преодолевать свои страхи. Объясните, что к незнакомым детямподходить не страшно, не стоит этого стесняться. Однако любой навык оттачивается на практике.Чаще бывайте на детских площадках, посещайте разнообразные занятия, секции и кружки. Этоособенно важно, если малыш не ходит в детский сад.
Психика
Пятилетний ребёнок мыслит не так как взрослый. Но его мозг способен понять и принять почтилюбую информацию и сопоставить её с уже имеющимися знаниями.
В этот период важно учить малыша рассуждать. Это делать достаточно просто с помощьюразговоров на интересные темы. Задавайте ребёнку вопросы и подводите к собственнымвыводам. Своим примером показывайте, как приводить аргументы и обосновывать суждения.
Самооценка
Дети в этом возрасте начинают сравнивать свою внешность и способности со сверстниками.Особенно это характерно для девочек. Не усугубляйте ситуацию и не сравнивайте своего малышас другими. Сравнивайте умения ребёнка в прошлом и сейчас. Дайте понять, как он вырос и какмного освоил навыков, чему научился.
Расскажите крохе, что все люди разные, и все — уникальные. И он не похож ни на одногочеловека на Земле. Расскажите, как важно принимать себя и других такими, какие они есть. Вы исами знаете, что дети — это наше отражение. И лучше всего их учить на собственном примере.
Если взрослые проявляют терпение, принятие и спокойствие, то и малыши относятся ксверстникам и к себе намного лучше.
Подготовка к школе
Пятилетний малыш не только регулярно занимается, когда вы ему это предлагаете, но и просит озанятиях сам. Постарайтесь систематически проводить занятия. Вы можете делать этосамостоятельно или при помощи специальных развивающих центров. Так малышу будет легчеадаптироваться к школьному режиму и привыкнуть к постоянному усвоению новых знаний.Не нужно относиться к урокам слишком серьёзно, учёба сейчас должна быть лёгкой, интересной ипроводиться в игровой форме.
О том, как обучать малыша цифрам и алфавиту мы писали в отдельных статьях.
Внимание и память
В возрасте 5-6 лет ребёнок способен сознательно запоминать информацию.
Это умение хорошо совершенствуется с помощью заучивания небольших стихов и пересказываниянебольших рассказов. Обсуждайте выученный текст или прочитанный рассказ, добивайтесьполного понимания его смысла. Предложите малышу полностью сосредоточиться на занятии иубрать всё, что может его отвлечь.
Как можно чаще беседуйте с ребёнком, обсуждайте происходящие события. Просите егорассказать о деталях, поделиться своим мнением и выводами.
Кругозор
Учёные считают, что пятилетний малыш способен запомнить гораздо больше, чем мы с вами.Поощряйте и развивайте его познавательный интерес. Изучайте вместе энциклопедии обокружающем мире, ходите в музеи, театры, кино, цирк, на выставки, смотрите познавательныефильмы, рассказывайте о том, что знаете сами.
Знакомство с разнообразными видами искусства и творчества помогут расширить знания о мире,откроют для малыша новые способы самовыражения.
Сейчас лучшее время для развития творческих способностей, занятий рисованием, музыкой,конструированием и т.д. Можно подобрать для ребёнка кружок по интересам. Также хорошонайти время и для домашних занятий.
Сюжетно-ролевые игры
Для малыша важна осмысленная игровая деятельность. Если ребёнок не ходит в детский сад, онобязательно должен регулярно проводить время в обществе детей его возраста и играть с ними.В сюжетно-ролевой игре дети воссоздают ситуации, учатся оценивать поступки и действия,моделируют разные варианты поведения и шаблоны действий.
Поощряйте такие виды игр, показывайте малышу как можно создать из подручных средств всёнеобходимое для игры, участвуйте как наблюдатель или активный игрок.
Совершенствуйте себя
Вы являетесь главным примером для малыша. Он оценивает и анализирует ваше поведение,замечает особенности отношений между взрослыми. Если в семье царят гармония, спокойствие иуважение — это залог всестороннего развития и психического здоровья малыша.
Кризис дошкольного возраста
Малыш может бунтовать, отказываться от помощи и стараться все делать по-своему.Он может спорить, отказываться выполнять ваши просьбы и требования, приводя своисобственные доводы и возражения и настаивая на своем. Часто дети отказываются от участия всемейных занятиях, ротивопоставляя свои дела и желания требованиям взрослых. Перестаютвыполнять привычные действия, например, могут «забыть» о чистке зубов, уборке постели илиигрушек. Малыш вполне может отказываться спать в обычное время, объясняя это тем, чтовзрослые ведь еще не спят.
Ребёнок напоказ копирует взрослых. Он показывает демонстративную рассудительность истарается соответствовать взрослым манерам поведения. Малыш проявляет требовательность инавязчиво напоминает об обещанном.
Ваш малыш утрачивает свою детскую непосредственность. Раньше все его эмоции ярковыражались с помощью мимики (как говорят — буквально были написаны на лице), а теперь дажеродителям сложно понять чувства и желания ребенка. У него есть своя внутренняя жизнь, вкоторую просто так проникнуть нельзя.
Подрастающий малыш старается показать свою независимость и самостоятельность, что можетвызвать беспокойство родителей и сомнения в правильности воспитания.
С чем связано такое поведение?
Ребёнок своим поведением хочет сказать: «Я такой же, как и вы!».
Ему не интересно подчиняться взрослым, ему нужно все попробовать и узнать самому.
Малыш переходит от игры ради игры к жажде познавательной активности. Теперь ему важнозаниматься тем, что приносит пользу и имеет результат. Он хочет создавать что-то значимое нетолько для себя, но и для других. Чтобы он не делал, малышу важно признание нужности егозанятий. Так формируется уверенность, что он может влиять на ситуацию своими действиями иусилиями.
По завершению кризисного периода малыш осознает, что он пока не взрослый и поймет своиограничения. Но самое главное — он приобретет стремление расти и развиваться, чтобы статьэтим самым взрослым. Ему будет интересно заниматься спортом, чтобы стать большим и сильнымкак взрослый, и учиться, чтобы стать умным и самостоятельным как взрослый.
Как лучше действовать родителям?
Разрешите малышу быть самостоятельным. Предлагайте обсудить его поведение по-взрослому.Разбирайте все его аргументы и в итоге старайтесь найти разумное обоюдное решение. В случаеплохого поведения на людях, скажите ребёнку о том, что его действия ошибочны. Но некритикуйте.
Важно принять взросление своего малыша и изменения в его мышлении и навыках.Если вы отнесётесь с уважением к стремлению ребёнка самостоятельно принимать решения, тосможете стать ему настоящим другом и опорой.
Для развития мышления и творческих способностей, расширения кругозора и обучениясоциальным навыкам малышу нужны разнообразные занятия. Мы создаём развивающие игрыдля правильного и гармоничного роста вашего ребёнка.
Анна Луценко,для Издательства LizaLand