Развитие ребенка от 4-х до 5 лет
Ваш малыш вырос и достиг среднего дошкольного возраста. Давайте посмотрим, что ждет ребенка в этот важный период и как вы можете помочь его всестороннему развитию.
Ребенок очень любознателен и подвижен, он исследует мир, старается понять взаимосвязь между поступками и последствиями, постоянно придумывает новые игры и экспериментирует с разными ролями. А еще он учится планировать и достигать задуманного. Ему нравится быть самостоятельным и чувствовать себя взрослым.
Однако, произвольное внимание малыша еще недостаточно развито. Он не способен заниматься тем, что ему неинтересно. Любые развивающие занятия и освоение новых навыков лучше проводить в форме увлекательной игры.
Ребенок может проводить все больше времени за спокойными занятиями, несмотря на свою активность. Он задает множество вопросов об устройстве окружающего мира, о предметах, о взаимоотношениях между людьми. И чем больше он узнает, тем больше рассуждает. Любознательность ребенка не знает границ, а многие его вопросы могут поставить в тупик даже высокообразованного взрослого. А порой вопросы могут вызывать некоторую растерянность. Малыш вполне может уточнить "откуда берутся дети" или попросить рассказать "почему люди умирают".
Для малыша очень важны внимание и серьезное отношение родителей к его суждениям. В дальнейшем это поможет ему быть более уверенным и свободным в самовыражении. К тому же, иногда наши собственные дети могут нас многому научить. Они искренни и непосредственны, социальные рамки и запреты пока не искажают их восприятие. Не зря говорят, что “устами младенца глаголит истина”. Ваши беседы с малышом могут приносить пользу и ему, и вам.
Малыш уже владеет разнообразными способами поведения: он умеет признавать ошибки, извиняться, играть по правилам, выражать свое недовольство и сопереживать другим. У ребенка развивается чувство юмора, он смеется над забавными ситуациями и придумывают смешные шутки сам.
Он более охотно сотрудничает с родителями и выполняет их просьбы. Хотя и капризничает иногда, и вполне может проверять родителей с помощью манипуляций. К 5-ти годам он научится гораздо лучше управлять своим поведением, а капризы и истерики постепенно сойдут на нет.
В возрасте 4-5 лет закладываются основные нравственные понятия. Ребенок их воспринимает не из пояснений взрослых, а судя по их поступкам.
В этот период ребенок способен скрывать правду или даже откровенно лгать, говоря “я этого не делал”, “это не я”. Делать так он может в качестве эксперимента. Стоит отнестись к такому поведению как к возрастной особенности. И терпеливо объяснять, как в такой ситуации лучше поступить.
Ребенок сейчас испытывает сильную потребность в уважении и признании взрослых. И конечно в похвале и оценке достижений. Что провоцирует особенную чувствительность к критике и замечаниям. Помните, что повышенная обидчивость - это возрастная норма. Постарайтесь проявлять уважение и давать конструктивную обратную связь.
Воображение малыша не знает границ. Он живет в мире сказок, фантазий и способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В этом возрасте дети еще недостаточно хорошо понимают грань между реальностью и вымыслом. Поэтому они могут рассказывать выдуманные истории. Кроме того, сейчас в жизни ребенка важную роль играют его воображаемые друзья. Это закономерный этап развития детской психики. Переживать не стоит и развеивать веру малыша в фантазийных персонажей - тоже не стоит.
Малыши в этот период проявляют интерес к физиологии тела, своего и чужого. Вы вполне можете обнаружить ребенка за изучением своих половых органов. Это может стать сигналом, что самое время обсудить различия между полами и соблюдение определенных личностных границ.
Ребенку нравится взаимодействовать со сверстниками, дети обсуждают игрушки, вместе придумывают игры и рассказывают о своих интересах. В этот период девочкам больше нравится общество девочек, а мальчики предпочитают играть с мальчиками. Из группы детей ребенок выбирает тех, с кем ему общаться наиболее интересно.
Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, сильнее становится и потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Чаще всего малыши в этом возрасте легко находят общий язык с другими детками, заводят новых друзей, быстро включаются в игру или начинают свою собственную.
В детских коллективах выделяются лидеры. Малыши начинают конкурировать и соревноваться за авторитет в группе. Это важный этап для формирования образа собственного “Я” и умения занимать место в любой социальной среде.
Если ребенок избегает контактов с детьми, постарайтесь понять причину. Если у вас возникает беспокойство по поводу развития социальных навыков, лучше получить консультацию у специалиста.
В 4-5 лет возможен достаточно большой разброс в развитии двигательных навыков. Одни детки в 4-года могут стоять на коньках и кататься на лыжах, а другие только начинают осваивать велосипед. Если ваш малыш не проявляет интереса к новым видам физической активности, переживать не стоит. Возможно он к этому еще не готов. Делая выводы о прогрессе в развитии ребенка, лучше исходить из его прошлых навыков, а не сравнивать с другими детками.
Обязательные двигательные навыки к 4-5 годам
- Бегать с разной скоростью, меняя темп и направление на ходу.
- Прыгать на одной и двух ногах, на месте, вперед и в стороны.
- Прыгать через небольшие препятствия.
- Ходить по бордюру и по наклонной доске.
- Ходить на носочках, пяточках, внутренней и внешней стороне стопы.
- Удерживать равновесие, стоя на одной ноге.
- Прыгать с небольшой высоты.
- Бросать мяч из разных положений (стоя, сидя, лежа, из-за головы), в разном направлении (вверх, назад, в стороны, между ног).
- Ловить мяч.
- Лазать по вертикальной лестнице.
- Ходить по лестнице чередующимся шагом.
- Кататься на качелях.
- Ездить на велосипеде и самокате.
- Ориентироваться в пространстве.
- Нанизывать предметы друг на друга: кольца на пирамидку, бусинки на нитку.
- Рисовать линии, простые геометрические фигуры, людей, простые рисунки (облака, цветы, трава, домик, елочка), раскрашивать или заштриховывать картинку.
- Лепить из пластилина шарики и колбаски, а из них простые фигуры людей и животных.
- Складывать кубики, собирать простые конструкторы и пазлы.
- Застегивать простые застежки, пуговички, кнопки, молнии и липучки.
- Продевать шнурок в отверстия, завязывать узлы.
- Вырезать детскими ножницами простые фигуры.
- Ходить в туалет и владеть навыками самообслуживания: одеваться, мыть руки, умываться, чистить зубы.
Малыш очень любит бегать и прыгать, но его организм не приспособлен к длительным нагрузкам. Поэтому важно чередовать физическую активность и спокойные занятия. А также следить за правильной осанкой и положением тела малыша. Мышцы, кости и суставы ребенка еще не до конца сформированы и легко поддаются деформации и искривлению.
Важно помнить, что дети никому ничего не должны. А их развитие очень индивидуально.
Общие показатели мышления и речи ребенка 4-5 лет
- Малыш способен концентрировать внимание в течение 15-20 минут.
- Ребенок строит предложения из 5-6 слов. К 5-ти годам речь четкая, практически без искажений.
- Малышу нравится разговаривать со взрослыми и со сверстниками. Он с удовольствием делится своими впечатлениями, мыслями и идеями.
- Умеет описывать предметы. Может составить рассказ по картинкам.
- Говорит о событиях в прошлом, настоящем и будущем.
- Знает наизусть сказки, стишки и песенки. Может спеть любимую песенку, выразительно и с разными интонациями рассказать что-либо.
- Отвечает на вопросы о прочитанном произведении. Может при помощи взрослого его пересказать.
- Ребенок способен считать от 0 до 10 и в обратном порядке. Показывать счет на пальцах, пересчитывать предметы и знает написание цифр.
- Знаком с понятиями: один, много.
- Умеет сравнивать предметы: больше, меньше, столько же.
- Малыш знает некоторые буквы алфавита и умеет их писать.
- Знает основные геометрические фигуры и цвета.
- Называет месторасположение объекта: справа, слева, между, выше, ниже и т.д.
- Знаком с понятиями большой-маленький, тяжелый-легкий, широкий-узкий, высокий-низкий.
- Сортирует предметы по цвету, типу, размеру, форме.
- Складывает простые пазлы и конструкторы по образцу.
- Обобщает предметы, находит лишнее в группе.
- Отвечает на вопросы и участвует в диалоге.
- Знает свое имя и фамилию, возраст, город и адрес.
- Знает имена и фамилии родителей, кем они работают.
- Знает домашних и диких животных, их детенышей, где они живут и чем питаются.
- Знает фрукты, овощи, ягоды.
- Знаком с понятиями утро-день-вечер, дни недели, времена года.
- Имеет общее представление о разных странах и народах.
- Знает правила поведения в общественных местах.
Поводы для беспокойства
Несмотря на индивидуальность развития каждого малыша, лучше обратиться к специалистам если:
- Малыш часто спотыкается и падает во время ходьбы или бега.
- Ребенок постоянно переспрашивает, не слышит шепот или щурится.
- Ребенок плохо удерживает мелкие предметы, ему сложно нарисовать даже простую фигуру.
- Малыш имеет трудности с самостоятельным приемом пищи, надеванием одежды или использованием туалета.
- У ребенка есть ярко выраженные проблемы с поведением: чрезмерная агрессивность, постоянные конфликты с детьми.
- Малыш не проявляет интерес к другим деткам, держится отстраненно и безучастно.
- Ребенок часто выглядит испуганным, грустным, несчастным и расстроенным.
- Ребенок не дает родителям уходить, плачет, оставшись без папы с мамой.
- Ребенком устраивает истерики по любому поводу.
- Малыш не выполняет просьбы, состоящие из 2-3 действий.
- Речь ребенка непонятна вам и окружающим.
- Ребенок не использует предложения длиннее трех слов.
- Ребенок неожиданно теряет навыки, освоенные ранее.
Как помочь развитию ребенка
Для гармоничного роста и развития малышу в первую очередь нужны любящие и готовые его всегда поддержать родители. Относитесь к нему как к полноценной личности, а не как к несмышленому карапузу. Будьте ему лучшим другом. И обсуждайте все, что его интересует и волнует.
В этот период для ребенка вы - абсолютный авторитет. Он искренне считает, что вы знаете все.И ваша задача научить малыша ответственности за свои действия и правильному отношению к себе, к другим людям и к окружающему миру. Разрешайте ему, насколько это возможно, принимать самостоятельные решения. Давайте ему простор для новых открытий и экспериментов, соблюдая необходимую технику безопасности. Так ребенок учится управлять своими действиями, у него формируется ощущение контроля над собственной жизнью.Не игнорируйте даже самые странные вопросы малыша. Если не удовлетворять его познавательный интерес, ребенок может замкнуться в себе. Когда вы сами не знаете ответа, ничего страшного в этом нет. Можно предложить вместе поискать информацию в интернете или, например, в энциклопедии. Так вы показываете, что все знать невозможно, но если есть желание - нужный ответ можно получить. Ребенок будет еще сильнее доверять вам.Малыш уже способен делать выводы и умозаключения, имеет свое мнение. И желая отстоять свою позицию, может капризничать и протестовать. С уважением отнеситесь к его позиции и постарайтесь спокойно обсудить конфликт.Малыш может сильно переживать, когда его не замечают. Если вы заметили, что ребенок расплакался просто так или разозлился, проанализируйте сказанные вами слова. Возможно вы, на первый взгляд безобидной фразой, задели чувства малыша. Как мы уже говорили, юный человек сейчас очень обидчив. Старайтесь не давать подобные оценочные суждения: “ты плохой”, “ты неуклюжий”, “ты грубый” и т.д. Акцентируйте внимание на действиях и на способах их исправления, а не на самом малыше. И как можно больше хвалите его! Переусердствовать с похвалой вряд ли удастся. А вот заложить здоровое самовосприятие и веру в себя - можно.
Сравнение с другими детьми
Если ваш малыш гораздо более развит, чем сверстники - это замечательно! Но все же не стоит говорить ему: “ты умнее, чем Петя”, “ты самый умный”, “ты умнее всех” и т.д. Ребенку с таким восприятием может быть довольно трудно общаться со сверстниками. Плюс ко всему, ему может быть сложно в школе, если он окажется не самым способным в классе. Да и “быть самым умным” - тяжелое бремя: нужно постоянно поддерживать такую видимость.Если же малыш наоборот отстает в развитии, ни в коем случае не говорите ему этого. Имеет смысл получить консультацию у специалиста и скорректировать проблемы как можно раньше.Если ребенок отстает только в некоторых навыках, не сравнивайте его с другими. Так вы не мотивируете его на развитие, а вот поводы для неуверенности создадите.
Что можно поручить ребенку?
Малыш в 2-3 года способен убирать свои вещи и игрушки, если его этому научить.В 4-5 лет он вполне может вешать одежду на вешалку, раскладывать свои вещи по полочкам, развешивать вещи на сушилке, убирать посуду после еды, убирать в своей комнате, протирать пыль и т.д.Готовьте простые блюда вместе с ребенком. Это поможет ему заинтересоваться вкусной и здоровой пищей, а еще выучить новые понятия и слова. Можно давать ему простые поручения, допустим, сделать салат, помочь с украшением блюда, помыть овощи, что-то перемешать и т.д..Лучше уже сейчас приучать ребенка к поддержанию порядка и чистоты. Вы можете приобщать малыша к домашним делам. Он способен сосредоточиться на одном занятии около 15 минут. Поэтому разумнее давать одно задание на один раз. И превращать это в радостное и увлекательное занятие. Малышу нравится принимать участие во взрослых делах и быть полезным в каком-то общем деле. Так он чувствует уважение и признание его как равноправного члена семьи.
Если малыш часто обманывает и берет чужие вещи
Мы уже говорили, что в мышлении малыша много фантастического и сказочного, его восприятие мира не совсем реалистично. Это порой вызывает недоумение и растерянность у взрослых.Вот почему важно внимательно слушать ребенка, чтобы понять, что стоит за его ложью:
- Творческий полет, ведь фантазировать так весело.
- Стремление спрятаться от неприятного за выдумкой.
- Недостаточная ориентация во времени: малыш теряется между вчера, позавчера, на той неделе, в прошлом месяце и т.д.
- Предыдущий негативный опыт: его поругали, наказали, он расстроил родителей.
Желание что-то выдумать, чтобы доставить взрослым радость.Даже когда вам не нравится фантазирование малыша и его последствия, нужно сохранять спокойствие и попытаться выяснить причину. А уже потом обсуждать ситуацию и вместе искать решение. Так вы сможете укрепить взаимное доверие и показать малышу, что он может говорить с вами обо всем.
Если малыш постоянно спорит и не слушается
Спор с ребенком, как впрочем и со взрослым, дает не самые эффективные результаты. К договоренностям может вести диалог, в котором стороны разговаривают, слушают и приходят к совместному решению.
Если ситуация не предполагает диалога, вы можете закончить разговор, не доводя его до спора. Вы, как родитель, можете придерживаться своей точки зрения и не вовлекаться в спор. Просто озвучьте свою позицию и подкрепите ее необходимыми аргументами. “Нельзя (так не будет, не получится и т.д.), потому что я так сказал” - не слишком удачный аргумент. Приведете более разумные и логичные доводы.
Если же ребенок злится, обижается, плачет и т.д., покажите, что вам понятны его чувства, лучше это проговорить. Но спокойствие и твердость позиции сохраняйте.
Ребенок более охотно идет на диалог, когда уже имеет опыт конструктивного обсуждения. Он понимает, что его мнение и предложения выслушивают и принимают во внимание. Если же он знает, что с ним не считаются, спорить он будет очень часто. А особенно при наличии опыта завершения спора в его пользу.
Малышу важно иметь свое право принятия решения, соответствующее его возрасту и его навыкам. А задача родителя - определить зоны ответственности малыша.
Любимые занятия и игры
Ребенку нужно много времени для игры. Через игру он учится новому и познает мир. Игры также помогают научиться понимать и выражать свои эмоции и чувства. Некоторые малыши способны часами собирать конструктор, а другие постоянно в движении и в активных играх. Кто-то в восторге от лепки, рисования, игр с песком, ролевых игр с куклами и т.д.
Задача родителей - определить интересы малыша и помочь его развитию в выбранных направлениях. Так малыш учится понимать, что ему нравится и достигать в этом результатов. Для будущей самореализации ребенка данный навык бесценен. Ведь множество взрослых людей не знают, что им нравится, в чем их сильные стороны и как найти свои интересы.
Постарайтесь не перегружать ребенка большим количеством развивающих занятий и кружков. И конечно не стоит превращать их в уроки. Самое главное в развитии малыша - игра, интерес к игре и удовольствие от игры!
Физическое развитие
Чем больше малыш будет двигаться, тем более здоровым он будет расти. Ежедневная физическая нагрузка обязательна для развития сильного тела и крепкого иммунитета. Фундамент физического здоровья, который закладывается сейчас, также влияет и на интеллектуальное, эмоциональное и психическое развитие малыша.
Двигательную активность лучше распределить в течение дня:
- Утренняя зарядка с разминкой всех мышц.
- Дневная гимнастика. Можно использовать фитбол, заниматься на домашних спортивных комплексах или уличных площадках.
- Игры на свежем воздухе. Ребенку нужно гулять на улице около 3 часов каждый день. Зимой длительность можно сократить до 30 минут, но увеличить физическую активность дома. Предлагайте малышу лазать по турникам, прыгать со скакалкой, играть в салочки, догонялки, играть с мячиком, кататься на велосипеде, самокате, санках, лыжах.
- Подвижные игры со сверстниками помогут сделать физкультуру еще веселее и интереснее, и завести новых друзей. Предлагайте малышу присоединиться к другим деткам или позвать их в свою игру.
- Пешие прогулки. Тренируйте выносливость малыша, постепенно удлиняя прогулочный маршрут. Прогулку можно совместить с познавательными занятиями и по дороге изучить растения, деревья, птичек и животных, рассказать ребенку о каких-то интересных событиях и явлениях.
- Занятия в спортивных секциях. Посещайте соревнования, чтобы познакомить ребенка с многообразием видов спорта. Предложите малышу попробовать себя в разных направлениях: плавание, футбол, танцы, гимнастика, восточные единоборства. Определите заинтересованность малыша и выберете наиболее подходящее направление.
- После 20 минут развивающих занятий за столом, предлагайте ребенку делать гимнастику для глаз и несколько упражнений для всего тела.
- Рассказывайте малышу о здоровом образе жизни и о том, насколько важно поддерживать свою физическую форму. Детям упражнения доставляют радость.
- А с еще большим удовольствием и интересом они занимаются, если знают о физической культуре. Расскажите малышу, для чего нужна зарядка, чем полезно каждое упражнение, тренировка или подвижная игра.
Мелкая моторика
Мелкую моторику развивают игры с небольшими предметами и занятия, в которых задействуются пальчики рук. Такие занятия способствуют развитию мышления, речи, памяти, а в дальнейшем и навыка письма.Очень полезно рисовать (карандашами, фломастерами, кисточкой, губкой, мелками, песком), раскрашивать, рисовать печатные буквы, лепить, застегивать и расстегивать пуговички и разные замочки, завязывать и развязывать узелки, вырезать детскими ножницами фигуры, нанизывать бусины (на шнурочек, ленточку или нитку), складывать пазлы, делать аппликации, заниматься с конструкторами.
Психическое развитие
Особенности поведения предыдущего кризисного периода постепенно сходят на нет.В основном детки в возрасте 4-5 лет ведут себя спокойно и уравновешенно, слушают родителей и принимают установленные взрослыми правила.Однако малыши, вдохновленные своими навыками, умениями и самостоятельностью, пробуют командовать взрослыми и диктовать свои условия.Сейчас вам нужно установить четкие правила: что ребенку разрешено, а что - нет. Эту систему правил лучше согласовать с другими членами семьи. Между мамой, папой, бабушками и дедушками не должно быть разночтений или обходных путей.За нарушения правил - применяйте наказания (их тоже лучше на семейном совете обсудить). Допустим, не смотреть мультфильм, не идти в кино, или оставить ребенка без какого-то любимого им занятия.Реагируйте на нежелательное действие ребенка спокойно. Не стоит давить на него, обижаться, вызывать чувство стыда и вины или чем-то пугать. Будьте открыты к диалогу, объясняйте малышу смысл запрета и альтернативные способы поведения. Дети, понимающие суть правил, намного реже стремятся их нарушить.Нервная система малыша еще недостаточно крепка. Ему важен режим дня и общение с родителями. Не обязательно проводить с ребенком целый день, но нужно выделять минимум час на общение и обсуждение важных для малыша вопросов.
Эмоциональное развитие
В этот период дети учатся понимать свои и чужие эмоции. И выстраивать социальные взаимодействия. В своем поведении в социуме малыш копирует близких. Если в семье принято уважительное и бережное отношение друг к другу, ребенок также относится к окружающим людям.Ребенок начинает выражать эмоции словами. Например, говорить, что он грустит, боится или испытывает радость. Он не отличает оттенки эмоций. И наиболее частая ошибка родителей – не обучать его пониманию ощущений и чувств. Это затрудняет развитие эмоционального интеллекта. А эмоциональный интеллект важен для полноценной реализации во всех сферах жизни.
Как научить ребёнка выражать эмоции?
Разрешите ребенку чувствовать.
Чтобы научить ребенка пониманию своих эмоций и корректному их выражению, очень важно создать безопасную обстановку, где ребенок сможет проявлять свои чувства и не бояться ошибок, критики и осуждения. Поощряйте малыша говорить о том, что он испытывает.
Признавайте важность эмоций.
Научить ребенка легче всего на своем собственном примере. Если вы выражаете свои эмоции, ребенок этому обязательно научится.Показывайте, что испытывать разнообразные эмоции и проявлять их – естественно и нормально. Проговаривайте словами то, что чувствуете вы сами.
Относитесь с искренним вниманием ко всем его чувствам, насколько бы незначительной не казалась вам причина их возникновения.
Создайте словарик эмоций для ребенка.
Сделайте подборку эмоций с названиями и красочными картинками. Загадывайте загадки, показывайте в ролях, придумывайте вместе увлекательные игры, помогающие знакомству со своими чувствами.
Ищите вместе варианты выражения сильных чувств.
Учите малыша управлять своим состоянием. Ребенок 4-5 лет способен сдерживать эмоции в моменте: переключаться на какое-либо другое занятие, считать про себя, бегать, делать физические упражнения.Сдерживая истерику, ребенок не избавляется от недовольства, страха, разочарования, а накапливает их внутри. Через некоторое время даже самый уравновешенный малыш может выйти из себя по пустяку.Показывайте ребенку возможные варианты выплеска накопившегося негатива. Расскажите о том, что не нужно копить эмоции в себе и о том, как важно от них избавляться без вреда для себя и других людей. К примеру, можно выражать ярость и гнев с помощью подушки, боксерской груши или любых других доступных средств. Покажите малышу, как можно выражать свои переживания и волнения с помощью творчества. Объясните, что таких способов может быть множество.
Помогайте ребенку в сложных ситуациях.
Отношения малыша со сверстниками не обходятся без конфликтов и ссор.Можно на примере сказок и мультфильмов рассказывать ребенку, как лучше себя вести, как строить отношения с другими детками, как правильно конфликтовать и как признавать свои ошибки. Обсуждайте эмоции и чувства героев. Это помогает познакомиться с разными чувствами и возможными способами их выражения.А если у малыша произошел конфликт с другим ребенком и он не знает, как на это реагировать и как общаться дальше, помогите ему разобраться в своих чувствах и выбрать подходящее поведение.
Формируйте «Я-позицию»
Приучайте ребёнка говорить о своих эмоциях от первого лица: «Я расстроен», «Мне это не понравилось», «Я злюсь» и т.д. Так он не будет давать оценку действиям другого человека: «Ты поступил плохо», «Ты меня раздражаешь» и т.п., но при этом обозначать свою реакцию на ситуацию.
Речевое развитие
Для улучшения речи и развития мышления стоит как можно чаще:
- Читать книжки.
- Пересказывать прочитанное.
- Обсуждать книги, сказки, мультфильмы.
- Составлять рассказы по картинкам или же сочинять свои истории.
- Учить небольшие стихотворения и фрагменты из любимых произведений.
- Разыгрывать сценки по любимым сказкам, мультфильмам, рассказам или придуманному вместе с малышом сценарию.- Обсуждать повседневные события и дела, вовлекая малыша в активный диалог.
- Делать артикуляционную гимнастику для лучшего выговаривания звуков.
- Рассказывать стихотворения, произведения и разыгрывать сценки с разной интонацией, весело, грустно, спокойно, более эмоционально, громко, тихо.
- Красивая, четкая и насыщенная речь - сложный навык. Он формируется со временем и активной практикой. Чем больше вы будете заниматься с малышом, тем более правильной и разнообразной будет его речь.Малыши в возрасте 4-5 лет интересуются чтением, с ними можно изучать алфавит. О том, как правильно это делать мы писали в отдельной статье.Также ребенка можно знакомить с английским языком. Это зависит от уровня развития речи малыша и его интереса. Вы можете предложить, но настаивать не стоит.
Познавательное развитие
Продолжайте знакомить ребенка с нашим интересным и многогранным миром.
Можно проводить занятия на определенные темы, совмещая рассказ с изучением ярких картинок, книжек и познавательных видео для детей. Например:
- Домашние и дикие животные. Расскажите, где они живут, чем питаются, чем отличаются от других. Какую пользу приносят дикие животные в природе, какова польза домашних животных для человека.
- Какие бывают птицы, чем они питаются, где живут. Какие бывают насекомые. И т.д.
- Деревья, кустарники, цветы. Чем они отличаются друг от друга, где растут, чем полезны для человека и природы, как их можно использовать.
- Овощи, фрукты, ягоды. Где они растут, из чего состоят, что из них можно приготовить.
- Грибы. Где растут, какие бывают, в чем разница между съедобными и несъедобными грибами.
- Тело человека. Из чего он состоит. Как функционируют разные органы и системы.
- Времена года, порядок месяцев, дни недели, время суток. Почему они сменяют друг друга, чем отличаются, что и в какое время делать лучше всего.
- Также будут полезны занятия на темы: Цветов и оттенков; Мебели; Одежды, обуви, головных уборов; Бытовой техники; Столовых приборов и посуды; Профессий; Транспорта; Явлений природы; Материалов.
Логика и мышление
Для развития логики и мышления будут полезны:
- Изучать сложные геометрические фигуры, находить сходства и отличия между новыми формами и знакомыми простыми фигурами.
- Изучить цифры от 0 до 10, можно и дальше, если есть желание и интерес. О том, как правильно учить цифры мы писали в отдельной статье.
- Считать на пальцах, палочках, игрушках. Соотносить количество предметов с цифрой. Расставлять карточки с цифрами до 10 в прямом и обратном порядке.
- Сравнивать количество предметов.
- Собирать пазлы до 20-ти деталей.
- Искать ошибки на картинках, находить лишнее или называть исчезнувшее.
- Искать отличия и сходства на похожих рисунках.
- Собирать разные фигуры из конструктора по образцу или чертежу.
- Искать обобщающие слова для группы предметов.
- Сравнивать предметы между собой по 1 или нескольким признакам.
- Классифицировать предметы по 1 или нескольким признакам.
- Подбирать похожие и противоположные по смыслу слова.
Эстетическое развитие
Сейчас прекрасный возраст для развития творческих способностей.Малыш может рисовать, лепить, делать аппликации, веселые и необычные поделки. Возможно ребенок проявляет особый интерес к танцам или игре на музыкальных инструментах.
Слушайте классическую музыку, детские песенки и композиции разнообразных жанров. Пытайтесь вместе понять, что чувствовал автор, создавая композицию.Учите малыша различать темп и ритм музыки. Осваивайте простые танцевальные движения и попробуйте выражать свои чувства в танце. Изучайте музыкальные инструменты, их названия и звучание. Пробуйте поиграть на них.
Можно показывать ребенку разные виды искусства, посещать выставки, театральные постановки для юных зрителей, музеи. Знакомство с многообразием творчества обогащает внутренний мир ребенка. И побуждает создавать свои маленькие шедевры.
Если вы сами увлекаетесь каким-либо творчеством, можно предложить малышу присоединиться и показать ему какие-то несложные элементы.
Программа упражнений на неделю
Развитие малыша 4-5 лет - многогранный и увлекательный процесс. Порой сложно удержать в памяти все занятия и упражнения. Лучше создать свой индивидуальный план развития.Для этого напишите список всех важных навыков. К каждому подберите свои занятия, опираясь на интересы, предпочтения и особенности малыша. Стоит учитывать, что выбранное вами занятие ваш малыш вполне может отвергнуть. Тогда попробуйте предложить какую-либо альтернативу, развивающую этот же навык, или переходите к следующему пункту.
Ориентируйтесь в первую очередь на знания малыша, к очень легким и очень сложным заданиям он быстро потеряет интерес. Старайтесь переходить к более сложным после усвоения предыдущего материала. Чередуйте умственные и физические нагрузки.
Не перегружайте малыша и не пытайтесь превратить занятия в уроки.Любознательность и интерес к игре - главный двигатель познания вашего ребенка!
Анна Луценко, для Издательства Liza Land