Развитие ребенка от 3-х до 4-х лет
Наш любимый малыш уже не беспомощная крошка. Давайте посмотрим, что он должен уметь и как будет проходить следующий очень важный этап его жизни. На что важно обратить внимание и как сделать его развитие более гармоничным и полноценным.
Навыки 3-х летнего ребенка
Двигательные навыки
Ребенок в 3 года:
- быстро бегает, прыгает на месте и вперед, приседает, перешагивает и - перепрыгивает препятствия;
- стоит на одной ноге, сохраняя равновесие;
- лазает по гимнастической стенке;
- одновременно делает различные движения, допустим, качает головой и хлопает в ладошки;
- может бросать мячик об пол и ловить его, катать, догонять и бить по нему ногой, играть в простые игры с мячом;
- осваивает 3-х колесный велосипед;
- ориентируется в пространстве (как правило, эта способность лучше развита у мальчиков).
Малыш словно маленький моторчик - непоседливый и активный. Движения его достаточно точные и скоординированные. Дети очень любят кататься на качелях, что помогает развитию вестибулярного аппарата и двигательному развитию в целом.
Мелкая моторика
Малыш умеет пользоваться карандашами, фломастерами, мелками, кисточкой. Рисунки юного художника пока больше напоминают каракули, но он вкладывает в произведение свой смысл и способен его пояснить. Дети с хорошо развитой мелкой моторикой способны изобразить простые фигуры: круги, квадраты, овалы, линии, цветочки из кружочков и т.д. И даже примитивные фигуры человека или животных, в которых есть голова, тело и конечности.
Малыши способны расстегивать молнии или пуговички, с застегиванием же дела не всегда настолько успешны. Поощряйте вашу крошку, ведь занятия с замочками, пуговичками и шнурочками помогают развитию не только моторики, но и мышления.
Бытовые навыки
Ребенок самостоятельно умывается, моет ручки с мылом, ходит на горшок, пользуется туалетной бумагой и полотенцем, чистит зубки, способен надеть и снять одежду в правильном порядке. Кушает аккуратно. Умеет пользоваться столовыми приборами и салфетками.
Если некоторые из перечисленных навыков пока освоены не настолько хорошо, малыш очень старается. Он хочет быть похожим на взрослого. И конечно гордится своими успехами.
Мышление
Трехлетние дети пока не способны видеть ситуацию со стороны, в своем мышлении они эгоцентричны. И не могут в полной мере уловить связь между событиями, причинами и их следствиями. В этот период развивается образное мышление. Ребенок способен думать о чем-то, чего нет в пределах видимости, опираясь на образы из памяти.
3-х летний малыш способен:
- находить отличия между похожими картинками;
- находить похожий предмет;
- сравнивать и объединять предметы по цветам, размерам и форме;
- складывать картинку или пазл из 4-6 частей;
- называть основные цвета;
- составлять короткий рассказ по картинке с помощью взрослого;
- называть основные геометрические формы;
- называть и показывать названия частей тела человека и животных;
- называть животных, птиц, деревья, бытовые предметы и мебель, одежду, овощи и фрукты, профессии (врач, продавец, водитель и т.д.),
- виды транспорта;
- различать диких и домашних животных;
- знать понятия близко-далеко, выше-ниже, вверху-внизу, справа-слева;
- знать понятия большой-маленький, длинный-короткий, высокий-низкий;
- знать понятия много-мало, один, два, больше-меньше, столько же;
- считать до 5, показывать на пальцах свой возраст;
- говорить о явлениях природы: светит солнце, идет дождь, сегодня жарко и т.д.;
- ориентироваться во временах года, днях недели и времени суток;
- знать правила безопасности (опасно уходить от взрослых, выходить на дорогу, трогать горячее, розетки, провода, лекарства и т.д.);
- знать о бережном отношении к окружающему миру (нельзя ломать деревья, топтать клумбы, ходить по газонам, бросать мусор, обижать животных и т.д.).
Внимание
Концентрация внимания у малыша еще очень низкая. Если заставить его долго (более 10-15 минут) сосредоточиваться на каком-то занятии, действии или обучении, можно перегрузить его нервную систему, что выразится в форме истерики. Свое внимание ребенок фокусирует только на том, что интересно ему.Занимаясь с малышом, будьте внимательны к его состоянию и, в первую очередь, постарайтесь заинтересовать. Любые развивающие занятия важно проводить в форме увлекательной игры.“Маленькая почемучка” засыпает вас одним вопросом за другим. И вам может казаться, что ребенок вовсе не заинтересован в том, чтобы выслушать вас. Это не совсем так. Порой из-за сложностей с вниманием он просто не может осилить длинный или сложный для него ответ. Постарайтесь отвечать емко, кратко и понятно. Хорошо также подкреплять объяснение наглядно – с помощью действия, рисунка, картинки или небольшого эксперимента. Помните, что внимание малыш сможет удерживать всего 10-15 минут.
Память и воображение
У малыша сейчас наиболее развита эмоциональная память. Запоминает он то, что вызвало яркие впечатления. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго. Малыш живет в мире своих фантазий, в которых смешиваются реальность, сюжеты сказок и рассказы взрослых. Ребенок очень восприимчив. Что может проявляться в различных страхах: темной комнаты, одиночества, замкнутых пространств, собак, молнии и грозы и т.д.
Малыш в этом возрасте способен:
- запомнить свою фамилию и имя, имена и фамилии родителей,
- название населенного пункта, в котором он живет;
- запомнить и воспроизвести несколько слов или коротких предложений;
- запомнить и повторить несколько движений в определенной последовательности;
- рассказать по памяти короткую сказку, стишок или мультфильм;
- спеть короткую песенку;
- рассказать о событиях сегодняшнего и вчерашнего дня.
Речь
В развитии речи у 3-х летних детей возможен достаточно широкий диапазон. Некоторые дети говорят четкими и достаточно длинными предложениями, без искажения слов. И способны поддерживать полноценную и непринужденную беседу.Речь других малышей еще не совершенна. Они путают порядок слов, не договаривают слова, искажают шипящие звуки. И тот, и другой вариант соответствует норме.
Общие характеристики речевого развития в 3 года:
- Ребенок понимает речь взрослых, ему интересно общаться с близкими и с посторонними людьми.
- Он любит рассказывать обо всем, что видит вокруг и делится впечатлениями о событиях своей жизни.
- Малыш задает множество вопросов и интересуется незнакомыми словами.
- Ребенок воспринимает короткие рассказы и пытается их пересказать.
- Словарный запас 3-х летнего ребенка около 1000 слов. К 4-м годам – около 2 000.
Кризис 3-х лет
Как проявляется кризис?
Порой поведение ребенка может вызывать беспокойство родителей и переживания, что в воспитании допущены серьезные ошибки.
Малыш проявляет требовательность, раздражительность, вредничает, капризничает, устраивает истерики и умело манипулирует взрослыми. И так целыми днями, неделями и месяцами. Ребенок может отказываться делать то, что раньше ему очень нравилось. Стремится делать вам назло, не хочет слушаться, даже в ущерб своим интересам. И сильно расстраивается, когда ему не дают баловаться и шалить. А то, что запретили – непременно воплощает в жизнь. Даже не услышав вопрос или просьбу до конца, отвечает: "нет", "не могу", "не хочу", "я не буду". А одной из самых любимых фраз становится – “я сам”. Как будто у вас не ребенок, а проверка нервной системы на прочность. Вас также могут ждать конфликты со старшими детьми и ревность к ним.Дело здесь не в ваших ошибках, а в закономерном этапе развития ребенка.
Малыш еще не умеет управлять своим поведением и эмоциями. Ребенок учится ставить цели, принимать решения и добиваться результата. Он стремится быть самостоятельным, но не может справиться с многими задачами сам. Сейчас закладываются основы его личности, самооценки и восприятия себя. Будет ли это восприятие здоровым – зависит от отношения и действий взрослых.
Кризисы важны для перехода на новый уровень. Попробуйте отнестись к этому философски и с терпением. Упрямство – это проявление воли. Капризы – заявление о своей значимости. Эгоизм – чувство собственного достоинства.
Если сейчас подавить волю ребенка, то могут сформироваться пассивные и инфантильные черты характера и склонности к различным зависимостям. Подавлять активность также не стоит, ребенок может замкнуться в себе и иметь в дальнейшем сложности с развитием и общением.
Для малыша важно чтобы его мнение спросили, с ним посоветовались. Поэтому стоит позволить ему настаивать на своем, даже когда “свое” выглядит нелепо, если конечно это не опасно для здоровья и жизни. Но важно соблюдать баланс. Если вы позволите манипулировать с помощью капризов, для исправления такого поведения потребуется множество усилий.
Как можно помочь ребенку и себе?
Бережно относитесь к чувствам и эмоциям малыша. Сопереживайте его злости, горю и радости. И обучайте определять и называть свои эмоции. Сейчас вы можете просто проговаривать их: “Я понимаю, что ты злишься, тебе грустно, ты расстроен, и т.д.”. Называйте и свои эмоции тоже. Мы часто говорим в своих статьях о важности развития эмоционального интеллекта. Это залог здоровья и более успешной жизни в целом.Бережно относитесь к чувствам и эмоциям малыша. Сопереживайте его злости, горю и радости. И обучайте определять и называть свои эмоции. Сейчас вы можете просто проговаривать их: “Я понимаю, что ты злишься, тебе грустно, ты расстроен, и т.д.”. Называйте и свои эмоции тоже. Мы часто говорим в своих статьях о важности развития эмоционального интеллекта. Это залог здоровья и более успешной жизни в целом.Не делайте из возрастных страхов (темноты, одиночества и т.д.) катастрофу. Своевременно успокойте малыша и ласково поговорите с ним. При здоровом эмоционально-психологическом климате в семье, страхи постепенно уйдут.Теперь ваше взаимодействие с малышом из этапа “взрослый – ребенок” подходит к новому рубежу. Для гармоничного развития важно, чтобы ребенок чувствовал, что все члены семьи знают, что рядом с ними не малыш, а полноценный товарищ и друг.
Показывайте свое одобрение даже самых маленьких попыток достичь цели в любом деле. Ребенку важно ощущать и переживать свой успех. Учите его верить в себя, видеть достижения и радоваться им. Ваша положительная оценка побуждает малыша получить еще лучший результат.Ребенок очень болезненно воспринимает критику. Лучше не критиковать, а предложить вместе исправить ошибку. Отделяйте действия и личность. Действия могут быть неуспешными. Постарайтесь сформировать ощущение, что ребенок хороший в любом случае. Когда ошибается, делает что-то неумело, когда у него не получается, когда он плохо себя ведет. Так вы заложите устойчивое и здоровое восприятие себя и своих поступков.
От вас сейчас требуется максимально спокойное поведение. Объясняйте ребенку правила с помощью разумных доводов. Говорите только правду. Малыш вполне способен вас понять. Но он будет перепроверять вас не один раз. А действительно ли то, что запрещено – запрещено? А может быть можно, если осторожно? А если попробовать добиться своего через папу или бабушку, или сестру? Ребенку важна твердость вашей позиции. Но не менее важны помощь и направление в освоении правил поведения.
Поработайте над стратегией. Можно воспользоваться метафорой светофора: красный – совсем нельзя, желтый – иногда можно, но только при определенных обстоятельствах, зеленый – полный вперед. Запишите все свои требования в отношении ребенка и разделите их на 3 части: строгие и жесткие; где возможны послабления и вы готовы идти на уступки; то, что всегда разрешено. Проявляйте настойчивость и постоянство.Спокойно относитесь к истерикам и сохраняйте самообладание. Если вы придадите значение крикам, падениям на пол, реакции прохожих на “концерт” в общественном месте, “шоу” будет повторяться. Это своего рода спектакль, в роли главного героя – юный актер. А если главный зритель, то есть мама, не впечатлена, то и смысла показывать драму нет.
Возьмите ребенка за руку и уведите его, или унесите. И дайте покричать в безопасном месте. Не нужно его ругать или пытаться что-то объяснить во время истерики, и уж тем более шлепать, все равно не сработает. Дайте “отвести душу”, побудьте рядом, но не участвуйте в эмоциональном всплеске. Малышу важно чувствовать, что вы его понимаете и вы на его стороне. Не критикуйте и не ругайте ребенка после истерики. Когда буря успокоится, можно начинать разумный разговор для обсуждения произошедшего.Чаще предлагайте ребенку возможность выбора или иллюзию выбора. Допустим: “Мы поедем на лифте или пойдем по лестнице?”, “Ты будешь кушать суп из голубой или желтой тарелки”, “Ты зеленое или красное яблочко хочешь?”. И т.д.
Если ребенок отказывается выполнять просьбу, проявите изобретательность и попробуйте зайти с другой стороны: “Переведи меня через дорогу, пожалуйста, я очень боюсь машин”, “Давай сыграем в игру под названием “наоборот”: я тебе скажу – не кушай этот суп, ты будешь меня не слушаться, и все равно съешь, а я понарошку рассержусь”. Детки часто забывают про капризы и вовлекаются в интересную игру. Особенно они любят играть во взрослого, в маму или в воспитателя. Подыграйте. Когда вы даете возможность проявить свою значимость, конфликт растворяется. А запрет лишь усиливает негативизм.
Юный “взрослый” хоть и стремится к самостоятельности, но вместе с тем и пытается завладеть вашим вниманием. Ребенок может устраивать истерики и капризничать, не давать вам разговаривать по телефону, общаться с кем-то и заниматься делами. И требовать поиграть с ним. Важно объяснять ему, что у каждого есть свои желания, дела и обязанности. И договариваться, например: “Мы с тобой поиграли в магазин, сейчас мне нужно приготовить ужин, я буду рада, если ты поможешь мне”, “Сейчас я закончу работу (разговор, какое-то занятие) и мы пойдем играть, пока ты можешь порисовать (послушать аудиосказку, напоить чаем кукол и т.д.)”.
Взаимодействие с ребенком и построение гармоничных отношений – целое искусство, в котором есть бесконечный простор для творчества, фантазии и юмора.
Развивающие игры и занятия
Ролевые игры
В данный период игры малыша с предметами постепенно переходят в ролевые. В них ребенок выполняет какую-то роль из окружающего его мира. Поэтому важно чтобы у малыша были игрушки, дающие простор для придумывания новых сценариев: куклы, животные, машинки, посуда, продукты, фигурки людей, наборы для сюжетно-ролевых игр, например, в больницу, парикмахерскую, ветеринара и т.д.
Совсем не обязательно приобретать множество дорогих игрушек, можно использовать любые предметы домашнего обихода. Главное – соблюдать меры предосторожности.Поощряйте малыша к ролевой игре, учите его играть и играйте вместе с ним.
Предложите ребенку побыть в роли продавца или покупателя. Детям нравится играть в магазин.Можно совместить игру с обучением другим полезным навыкам. Как пример: “В этом магазине все особенно вежливые. Давай вспомним какие вежливые слова ты знаешь? Как ты будешь обращаться к продавцу (или покупателям)?”. Можно понарошку отправить малыша за покупками и попросить запомнить то, что нужно приобрести. Начать лучше с 2-3 наименований, постепенно увеличивая количество позиций. А как запомнить множество покупок? Составить небольшой рассказ или использовать ассоциации. Так играть интересно, а еще и полезно для развития памяти, мышления и логики.
Приготовьте вместе игрушечный борщ, салат или любое блюдо, которое любит малыш. Для этого вам потребуются картинки ингредиентов или специальный набор для игры в “кухню”.
Предложите устроить праздник, веселую прогулку для любимой куклы или игрушки.Устройте домашний театр. Разыграть можно любимую сказку, мультфильм или самим придумать историю. Можно быть актерами или взять на роли игрушки. А еще можно устроить кукольный театр с помощью пальчиковых или перчаточных кукол. Веселое занятие способствует развитию мелкой моторики, а вместе с нею – мышления и речи.
Мелкая моторика ребенка
Для развития моторики подойдут следующие занятия:
- Рисование карандашами, фломастерами и красками. Можно просить малыша дорисовать недостающие детали к рисункам, допустим, листики к веточке, стебельки к цветочкам. Можно учиться рисовать линии, прямоугольники, квадраты, треугольники, овалы и кружочки. Можно попробовать закрасить рисунок, не выходя за границы. Учиться обводить несложные рисунки. Можно рисовать в свободном творческом полете, но просить малыша рассказать о его художественной задумке.
- Лепка из мягкого пластилина и теста, раскатывание в ладонях и создание несложных фигур: колбасок, шариков, бубликов и т.д.- Несложные аппликации с использованием бумаги, природных материалов, кусочков разных тканей. Можно спросить, о чем мечтает ваш малыш, вместе подобрать картинки к его желаниям, вырезать их и приклеить на плотный лист бумаги.
- Пальчиковая гимнастика.
- Игры с песком и разными крупами.
- Застегивание кнопок, петелек, разнообразных застежек, пуговичек, занятия со шнуровками.
- Нанизывание на шнурок разноцветных бусинок, лучше с чередованием бусинок разных цветов, форм и текстур.
- Выкладывание узоров из макарон, ракушек или камешков.
- Вырезание бумаги с помощью детских ножниц по прямой и по нарисованному контуру.
- Занятия с кубиками, мозаикой и конструкторами.
- Украшение торта или бутербродов вместе с мамой.
Развитие речи
Для развития правильной речи и обогащения словарного запаса важно:Регулярное чтение сказок, рассказов и стихотворений. А в завершении – беседа о героях, их приключениях и впечатлениях малыша. Лучше выбирать небольшие рассказы и сказки с яркими картинками. Потешки для самых маленьких юному литератору уже не подойдут. Старайтесь читать то, что интересно малышу. Для этого стоит экспериментировать и исследовать предпочтения ребенка.
Следите за чистотой и правильностью вашей речи, малыш копирует вас.Обсуждайте с ребенком события дня и постоянно разговаривайте с ним. Вовлекайте в беседы всей семьей на самые разные темы. Малыш сейчас может воспринимать и повторять невербальный язык общения, он учится жестам, мимике и разным реакциям на ситуацию.
Хорошо помогают разговоры по телефону с бабушками, дедушками и другими родственниками. Ребенок не может показать жестами или мимикой, ему нужно отвечать на вопросы голосом и постараться сформулировать свою мысль. Чтобы такое общение было более развивающим, можно заранее обговорить с родственниками смысл, стиль общения и вопросы, которые будут интересны малышу.
Физическое развитие
Малыш сейчас очень активен, ваша задача – направить его энергию в нужное русло. И тем самым заложить крепкий фундамент здоровья и физического развития ребенка.
Для развития координации движений, скорости, гибкости и выносливости будут полезны:
- Спортивные игры с мячом, кеглями, кольцебросом и т.д. Обязательно берите на на прогулку мяч, скакалку, ракетки и иной несложный спортивный инвентарь. Вовлекайте малыша личным примером. Можно поиграть в прятки на прогулке. Если другие детки заняты какой-то подвижной игрой, предложите малышу присоединиться к ним.
- Установите дома детский спортивный комплекс, если позволяет возможность. Поощряйте ежедневные занятия малыша. Регулярно посещайте детские спортивные площадки.
- Постарайтесь приучить ребенка к ежедневной зарядке под веселую музыку.
- Вы можете вместе с ребенком заниматься фитнесом, йогой, пилатес и иным видом физической активности на ваш вкус.
- Вы можете вместе танцевать, если малыш проявляет к этому интерес.
- Для развития физических качеств ребенка можно: бегать наперегонки, прыгать через нарисованную линию, ходить по разложенной на полу веревочке, прыгать на 2-х ногах вперед, спрыгивать с небольшой высоты, перепрыгивать через препятствия, ходить по наклонной доске, ходить на носочках и на пяточках, стоять на одной ноге, ездить на велосипеде. Вы можете вместе с ребенком по команде выполнять определенные действия. А можете устроить целое физкульт-занятие всей семьей. Или пригласить других детей, а можно организовать веселые старты среди нескольких семей.
- Вы можете отдать ребенка в спортивную секцию. Помните, что нагрузки должны быть умеренными с графиком занятий: 1-2 раза в неделю по 1-1,5 часа.
Среди подходящих по возрасту видов спорта: восточные единоборства, фигурное катание, художественная гимнастика, танцы. А один из самых любимых и девочками и мальчиками – плавание. Задействуются все группы мышц, снимается мышечное напряжение, а нервная система стабилизируется.
Сначала лучше убедиться в отсутствии медицинских противопоказаний и проконсультироваться с педиатром, хирургом, ортопедом и кардиологом. Попробуйте разные виды спорта и выберите тот, к которому ребенок проявляет больший интерес.
Познавательное развитие
Данные занятия направлены на развитие логического мышления, памяти и знаний об окружающем мире.
Для малыша будут полезны следующие занятия:
- Продолжайте изучать животных, птиц, деревья, растения и явления природы. Лучше это делать наглядно, используя яркие картинки и подкреплять информацию обучающими видео для детей.
- Прививайте бережное отношение к окружающему миру и животным.
- Рассказывайте ребенку о разных профессиях и видах деятельности.
- Малыша можно обучать азбуке и цифрам. Как это правильно делать мы писали в отдельных статьях.
- Собирайте матрешки и формочки разного размера.
- Подбирайте плоские геометрические фигуры по образцу.
- Подбирайте объемные геометрические фигуры к отверстиям и изучайте их названия.
- Собирайте пирамидки с множеством колечек разных цветов и размеров по рисунку или образцу.
- Продолжайте занятия с конструкторами.
- Усложняйте сбор пазлов и картинок из частей.
- Играйте в мозаику и лото.
- Обобщайте животных по какому-либо признаку, например: плавающие, летающие, прыгающие, ползающие, домашние, травоядные, хищники и т.д.
- Обобщайте предметы по какому-либо признаку, допустим: круглые, мягкие, пушистые, колючие, большие, маленькие, длинные, короткие и т.д.
- Закрепляйте пространственные понятия: близко-далеко, выше-ниже, вверху-внизу, справа-слева и т.д.
- Находите лишний предмет по какому-нибудь признаку.
- Можно поиграть в игру “Что изменилось?”. Возьмите 4-5 игрушек или предметов, попросите малыша посмотреть на них, а затем отвернуться. Измените что-то. Допустим, несколько игрушек поменяйте местами, а на других поменяйте одежду. Малышу нужно заметить эти изменения. Теперь можно поменяться с ребенком ролями.
- Можно взять специальные картинки «Найди отличия» и предложить малышу вместе их найти.
Сенсорное развитие
Занятия направлены на улучшение тактильной чувствительности. Для этого можно предложить малышу:- Определить материал предмета на ощупь.- Определить геометрическую фигуру на ощупь.- Угадать продукты питания по вкусу или запаху.
Поиграть с сенсорными мешочками или коробочками. Можно приготовить парное количество коробочек с разным наполнением. Допустим: в 2 насыпать крупу, в 2 положить пуговички, а в 2 одинаковые колокольчики. Потрясите одной коробочкой и предложите найти такую же, потом проделайте это и для других пар.
Музыкальное развитие
Музыкальные занятия способствуют не только развитию слуха, но и формированию чувства ритма и музыкального вкуса.
Для малыша будет полезно:
- Петь вместе с мамой его любимые песенки.
- Слушать вместе музыку разных стилей и жанров и обсуждать свои впечатления и возникшие во время прослушивания чувства. Побуждайте малыша к диалогу: “Что ты чувствуешь когда звучит эта мелодия? Может быть ты что-то вспомнил? Тебе нравится эта музыка?”. Можно сначала рассказать о своих ощущениях: “Когда я слышу эту музыку, то … А ты?”.Угадывать песенки по мотиву. Приготовьте подборку знакомых малышу мелодий. Предложите угадать и пропеть.
- Танцевать в ритм под разную музыку. Разучите с малышом несколько связок из простых движений. Можно устроить танцевальное занятие всей семьей.Играть на детских музыкальных инструментах.Если малыш интересуется музыкой, можно записаться на занятие с профессиональным педагогом.
Социальное развитие
Сейчас для малыша важно общество сверстников. Чаще всего ребенок общителен, легко идет на контакт и с удовольствием играет с другими детками. В совместных занятиях развитие малыша происходит быстрее. В этом возрасте детей больше радуют собственные выдумки и они скорее стремятся показать себя, чем услышать других.Если ребенок ходит в детский сад, его социальное развитие идет своим чередом. Если еще не ходит, родителям важно позаботиться об общении малыша со сверстниками.
Для этого можно посещать занятия в детских развивающих центрах. Такие занятия будут также полезны при подготовке к детскому саду. Ребенок постепенно привыкает к коллективу, получает необходимые навыки общения и уважения своих и чужих границ.
Также при подготовке в детскому саду важно:
- Обсудить с малышом новый этап его жизни.
- Постараться сформировать позитивное отношение к детскому саду.
- Придерживаться похожего режима дня.
- Подтянуть навыки самообслуживания.
- Быть готовым к возможным негативным реакциям малыша.
Планирование занятий
Для более гармоничного и всестороннего развития малыша лучше составить недельный план. В нем вы равномерно распределите развивающие занятия, чтобы ничего не упустить, но и не переусердствовать с нагрузкой. Для каждого ребенка этот план будет индивидуальным. Составляется он на основе навыков, интересов и склонностей вашего малыша.
В план впишите секции, посещение развивающих центров и домашние занятия.
Для удобства все активности распишите по дням недели и в каждом дне по типу развития: физическое, мелкая моторика, речь, познавательное, творческое, сенсорное, социальное, ролевые игры. Для удобства план можно оформить в виде таблички.
Лучше записывать свои наблюдения о занятии, реакции и поведении малыша. После нескольких недель ведения такого графика, вы сможете проанализировать: с чем лучше справляется малыш, нужно ли что-то добавить или сократить, на что стоит обратить особое внимание.
Анна Луценко, для Издательства Liza Land