Развитие ребенка от 2-х до 3-х лет
Мы можем относиться к нему как к совсем маленькой крошке, идти во всем “на поводу” и выполнять за него то, с чем пора справляться самому. Или напротив чрезмерно перегружать малыша обучением новым навыкам и ждать от него усидчивости, ответственности и исполнительности, до которых он еще не дорос. Давайте посмотрим на возрастные особенности и возможности ребенка.
Речь
Если вы много общаетесь с малышом, он хорошо понимает вас и с каждым днем разговаривает лучше и лучше. Способен выстроить предложение из нескольких слов, знает наизусть короткие стишки и потешки. Ребенок использует в речи местоимения, глаголы, прилагательные и предлоги. Называет предметы на картинках. Постепенно он учится вести диалог, отвечать на вопросы, рассказывать с родительской помощью о том, что он видел, где был, как прошел день.
Может составить простую историю по порядку. Допустим,
- Я ходил гулять.
- А где ты был?
- Во дворе.
- А с кем ты играл?
- С Машей и т.д.
Малыш произносит некоторые слова с искажениями. Важно не поддерживать это с умилением, а корректно исправлять.
В этот период у родителей и близких складывается ощущение, что ребенок не молчит ни секунды. Он проговаривает буквально все: что видит, делает, делал или только собирается сделать. И засыпает взрослых бесконечными “что это?”, “зачем?”, “почему?”, “как?”, “когда?” и “отчего трава зеленая?”, и проч.
Что может раздражать и вызывать желание прекратить этот поток, чего конечно же лучше не делать. Сейчас ребенок тренирует свое искусство речи, разговор становится для него главным инструментом общения. Постоянные вопросы – добрый знак, говорящий о новом уровне развития его мышления. Если вы даете глубокие ответы, вникая в сам вопрос, малыш разовьет бОльшую способность к сравнению, сопоставлению, обобщению и запоминанию.
Дети в этот период просто обожают ролевые игры. Они в точности копируют поведение, выражение лица, речь и жестикуляцию мамы, папы, бабушки, дедушки, воспитательницы, продавщицы и т.д. Совершенно справедливо высказывание, что дети – наши зеркала. Поэтому важно следить за тем, что делаете вы сами, а свое отражение вы вскоре сможете посмотреть.
Мышление
- Ребенок умеет выполнять несложные просьбы, состоящие из 2-3 действий.
- Называет части тела и лица.
- Способен сравнивать и сортировать предметы по форме и цвету.
- Называет цвета.- Различает величину (большой, поменьше, маленький).
- Называет форму (круг, квадрат, треугольник).
- Знает как выглядят предметы: яблоки красные и круглые, лимон желтый, машина белая, куртка оранжевая и т.д.- Ориентируется в расположении в пространстве (близко, далеко, высоко, низко, впереди, сзади).
- Ориентируется в понятиях “много”, “мало”, “один”.
- Называет действия (кораблик плывет, машинка ездит, птичка летает).Умеет складывать простые пазлы, домики и башенки из кубиков.
Бытовые навыки
Малыш учится делать многое самостоятельно. Умываться, мыть ручки, кушать, использовать столовые приборы, одеваться, застегивать пуговички, складывать вещи и игрушки, ходить в туалет. Получается не всегда, а уж тем более не аккуратно и не идеально, но крошка очень старается.Малыша уже можно приучать к туалету. Но торопиться не стоит. Как понять что ребенок готов? Он сам сообщает, когда нужно поменять подгузник, сам просится на горшок и приносит его или ведет вас к туалету. Еще малыши в этом возрасте проявляют интерес к тому, как ходят в туалет взрослые, что может вызывать у вас некоторую неловкость. Но наблюдение и копирование действий – основной способ обучения для крошки. По его поведению и интересу вы сможете понять, готов ли он к освоению нового умения. Если начать приучение раньше, это может стать поводом для дополнительного стресса у малыша.
Двигательные навыки
Малыш достаточно хорошо бегает и гораздо меньше падает, может идти задом наперед. Способен подняться и спуститься по лестнице, сначала придерживаясь за перила, а затем и без них. Он умеет играть с мячом: бросать, пинать и ловить его. Может прыгать на месте и стоять на одной ножке несколько секунд. Осваивает навыки езды на трехколесном велосипеде.
Малышу сейчас важна свобода в исследовании окружающего мира, но и одновременная поддержка родителей и готовность в любой момент прийти на помощь. Это дает ему бОльшую смелость и уверенность, а еще увеличивает скорость развития двигательных и мыслительных навыков.
Порой малыши саботируют самостоятельные действия, желая, чтобы родители их кормили, одевали, все время играли с ними, и т.д.
В первую очередь, нужно найти причину происходящего. Если это каприз, вам стоит проявить твердость. Если же ребенку скучно, нужно усложнить уровень задачи. А возможно, малыш ревнует вас и вновь пытается стать беспомощным, чтобы все ваше время принадлежало только ему.
В наших статьях мы часто говорим, что не стоит жадничать с похвалой! Отмечайте все самые маленькие достижения крошки и поощряйте малыша к закреплению и применению своих новых знаний и умений.
Поводы для беспокойства
Каждый человек уникален и уже с самого рождения проявляет свою непохожесть на других. Поэтому темпы развития вашего ребенка могут отличаться от среднестатистических. И даже если ваша крошка не освоила что-то сейчас, малыш обязательно научится этим навыкам позднее.Если же ребенок сильно отстает с развитием, лучше обратиться к специалистам.
В каких случаях стоит получить консультацию?
- Ребенок плохо слышит или видит.
- Малыш не смотрит вам в глаза.
- Не говорит предложения и словосочетания хотя бы из 2-х слов. Речь крошки сложно понять даже близким.
- Не выполняет простые просьбы, например, “иди ко мне”, “дай мячик”, “принеси куклу” и т.д.
- Равнодушен к другим деткам.
- Не пробует копировать ваши действия или слова.
- Не может даже на короткое время расстаться с родителями, или, наоборот, очень редко просит их внимания и поддержки.
- Не может подняться или спуститься по ступенькам, даже с поддержкой.
- Не умеет бегать.
- Не уверенно держит в ручках мелкие предметы.
- Не пробует рисовать или хотя бы чиркать карандашиком или фломастером.
- Также если малыш имел какой-то устойчивый навык, а потом вдруг разучился, имеет смысл проконсультироваться со специалистом.
Психологический кризис
Сейчас у ребенка наступает второй по счету кризисный период. Первый кризис крошка прошла при переходе от младенчества к раннему детству – в возрасте 1 года. Об этом мы писали в отдельной статье. И вновь вас с малышом ждет интересное время. Переходный этап не обязательно начинается строго в два года, он может начаться в 2 года и 3 месяца или даже в 2,5 года.
“Период негативизма”, “возраст строптивости”, “ужасные двухлетки” – такие названия могут заставить вас тревожится. Однако, данный период может быть одним из самых творческих во взаимоотношениях с ребенком. И не только. Это время нового уровня ваших взаимоотношений с самой собой.Итак, малыш активно протестует. А вам не совсем понятно: как идти в переговоры с оппонентом, словарный запас которого невелик, и на четверть состоит из “нееет!”, “не буду!”, “не хачу!”, “отстань!” и прочих безапелляционных заявлений.
Сейчас малыш по-другому воспринимает себя как личность и хочет самоутвердиться. Он говорит “я” и заявляет о своих правах. И если раньше вы выбирали за него: “пойдем гулять”, “давай покушаем кашку”, “поиграем в мячик” и проч. И ребенок с радостью соглашался. Теперь расстановка сил и средств активно изменяется. Малыш хочет отстоять свои границы и желания.Но крошка сама не вполне понимает, чего хочет и как правильно это сформулировать. А родители порой не могут корректно выстроить свои собственные границы, не говоря уже о личных границах и правилах для малыша.
Ребенок часто противоречит сам себе. Он то кричит “Я все сам!”, а следом убедившись в своей несостоятельности продолжает: “Помоги!”. Он жаждет самостоятельности, но и не готов отказаться от позиции “маленького и сладенького” под спасительным крылом старших. Запаситесь терпением и попробуйте отнестись к происходящему как к игре.
Ребенок может упрямиться, если его не понимают, не слышат или наказывают. Применять физические наказания неэффективно, лучше сконцентрироваться на разъяснении ситуации и правил поведения в ней. Если сейчас не научиться договариваться, последствия будут негативными для 2-х сторон. Ваши взаимоотношения с ребенком будут конфликтными. А в случае подавления личности малыша, он может стать послушным. Но вырастет с комплексом неполноценности, нестабильной самооценкой и рядом других особенностей, идущих вразрез с гармоничным ростом и жизненными успехами.
Постарайтесь с уважением относится к настроению, желаниям и интересам малыша. В пределах здравого смысла, естественно.Сейчас эмоциональная сфера ребенка стремительно развивается. Малыш испытывает очень много незнакомых для себя эмоций и чувств и пытается понять чувства окружающих. Приступы гнева – закономерное поведение ребенка. Он еще не знает как выражать накрывающую его бурю чувств из злости, обиды, разочарования, вины и стыда.
Малыш часто провоцирует близких и пытается активно манипулировать ими. Делает он это не из “вредности” и не для удовольствия от вида доведенного “до белого каления” родителя. Он учится понимать эмоции, влиять на ситуацию и управлять ею так, как может сейчас.
Реагируя на провокации, родители могут впадать в 2 крайности. Первая – абсолютная непреклонность и нежелание потакать прихотям и требованиям малыша. Такой подход ведет либо к росту покорного и робкого существа, либо к превращению отношений в постоянное поле битвы. Вторая крайность – избегание, игнорирование провокаций и потакание требованиям. Полное отсутствие реакции родителя ставит ребенка в тупик. Он может столкнуться в последствии со сложностями в садике и школе, и в социуме в целом, так как не способен соблюдать правила и распорядок.
Как лучше вести себя с ребенком, чтобы соблюсти баланс? Наиболее эффективный способ – это переключение малыша на другое занятие. Но отвлекать и переключать внимание ребенка нужно сразу, как только конфликт назревает. Если же вспышка уже началась, спокойно и уверенно дайте понять, почему подобное поведение неприемлемо.Что делать, если, например, малыш заигрался на прогулке, а предложение возвращаться домой провоцирует упрямство, капризы и вспышку гнева. Если вы разрешите продолжить игру, он поймет, что так можно добиваться своего и влиять на решение родителей. Поэтому, лучше унести его на руках, несмотря на крики и сопротивление. Но не подавляйте его чувства и не заставляйте замолчать. Для ребенка сейчас жизненно важно видеть, что вам понятны его эмоции и желания, но все таки пора уходить.
Объясняйте малышу правила поведения. На самом деле, он хочет быть хорошим. А еще он хочет быть похожим на вас и копирует вас во всем. Так что, работайте над своим поведением также, как и над воспитанием крошки.
В этот период важно разработать и продумать стратегию вашего поведения.
Это нужно, чтобы ребенок не стал объектом для манипуляций сначала с вашей стороны, а затем и окружающих. И вырос активным, творческим, доброжелательным, умеющим сотрудничать и сопереживать человеком.
Фиксируйте и записывайте то, что вызывает протест и сильную реакцию ребенка:
- Что явилось причиной истерики.
- Как часто случаются истерики.- Как долго продолжается такое поведение.
- Кто при этом присутствует из членов семьи.
- Каков в итоге исход ситуации.
Проанализировав свои записи хотя бы в течение нескольких недель, вы сможете многое узнать о темпераменте и особенностях малыша. И сможете учитывать это в выборе методов воспитания.
Например, если у ребенка повышенная чувствительность к воздействию окружающей обстановки и среды, он склонен к эмпатии и особо тонко воспринимают происходящее. Развивайте эту чувствительность и направляйте в нужное русло с помощью творчества.
Если малыш все время находится в движении и крутится словно юла, вам нужно постараться, чтобы обеспечить правильный выход энергии для непоседы. Такие дети достигают успехов в спорте и лидерстве. Поощряйте активность крошки, хвалите за достижения и не ругайте в присутствии чужих людей.
Если малыш очень бурно и остро реагирует на любое событие, часто вскипает и негодует, вам нужно проявлять максимальное спокойствие, постоянно корректировать и направлять состояние крошки.
Поработайте над режимом дня.
Правила и нормы для ребенка должны быть гибкими. Слишком строгий распорядок не стоит применять. Однако, режим дня лучше сделать похожим на детский сад, малышу в дальнейшем легче будет адаптироваться. Уделяйте особое внимание тому, чтобы запреты и разрешения всех членов семьи не расходились между собой. Малыш быстро поймет и научится этим пользоваться.
В этот период дети очень любят “ритуалы”, то есть повторяющиеся действия. Допустим, перед обедом и мытьем рук, малышу нужно помочь с умыванием любимому мишке. Или почитать любимую книжку, затем уложить куклу спать и уже потом засыпать самому. Поддерживайте малыша в подобных маленьких обрядах.Наблюдайте за состоянием ребенка и старайтесь не перегружать его чрезмерным количеством эмоций и впечатлений. Если заметили, что малыш устал, дайте ему более спокойное занятие и обстановку.
Правильное распределение активностей формирует у ребенка чувство стабильности и устойчивости жизни.
Не ругайте ребенка за результаты его творчества.Юный исследователь, первопроходец и художник, а по совместительству заядлый спорщик, в восторге от своих возможностей. Сейчас он – в центре мира. И весь мир – для него. Малыш не из вредности разрисовывает обои и мебель, устраивает города для игрушек и гаражи для машин в самых странных местах. Он исследует мир и хочет проявить себя в нем.
Помогите ему узнать что такое “хорошо”, почему “нельзя”, “не стоит” и “некрасиво так поступать”. Постарайтесь прояснить эти сложные понятия максимально корректно и уважительно к личности маленького человека.
Уважайте уникальность малыша.
С доброжелательным, готовым к сотрудничеству и игре взрослым малыш будет рад договориться. Ошибки родителей, как мы уже говорили, часто связаны с их неумением выстраивать собственные границы и следовать правилам. Работайте над собой, сейчас прекрасное время стать еще лучше и сильнее.
Как помочь развитию малыша
Энергичная и активная крошка – это нормально, хотя порой и очень утомительно.Деткам в этом возрасте очень нравится играть с другими людьми, участвовать в домашних спектаклях с переодеванием и небольшими ролями, понарошку бороться. А еще слушать как взрослые рассказывают интересные истории, читают или поют. Ну и конечно рисовать: пальчиками, кисточками, мелками, карандашиками.
Организуйте малышу безопасное пространство для развития. И по возможности станьте его партнером во всевозможных играх и занятиях. Давайте ребенку играть с мелкими предметами различных текстур: пуговичками, камушками, конструктором, шишками, крупами и т.д. Помните о соблюдении мер предосторожности.Как можно больше общайтесь с малышом, обсуждайте все происходящее и события за день. И старайтесь много читать. Лучше подкреплять увиденное ребенком дополнительно. Например, после посещения зоопарка, покажите крошке книжку про животных или картинки с изображениями и описаниями. Поговорите об этих животных, попробуйте изобразить их голоса и движения.Ваш малыш может расстраиваться, когда у него что-то не получается в игре или задание слишком сложное. Отнеситесь с пониманием к этому. Если эмоциональная реакция не очень сильна, можно дальше продолжать игру. Если же малыш крайне расстроен, утешьте его и переключите на что-то другое.
Развейте желание заниматься
Развивающие занятия проходят намного легче, веселее, и что немаловажно – эффективнее, если правильно оценивать силы и способности малыша.
И даже если его сверстники продвинулись в каких-то навыках намного быстрее, не стоит торопить свою крошку. Самое главное для вас – найти то, что интересно именно вашему ребенку!
Допустим, он не любит конструктор или пальчиковую гимнастику, развивать моторные навыки можно с помощью лепки и рисования. Малыш не является поклонником книжек – сделайте упор на живое общение, аудиосказки и познавательные видео для детей.
Одни детки любят занятия на логику и внимание, а другие нет. А некоторые – не рисуют, не любят читать, и кажется, что вообще ничем не интересуются. Зато могут уметь то, что недоступно другим сверстникам: проявлять инициативу, ответственность, лидерские качества и активность. Вот почему, важно изучать своего ребенка и подбирать подходящее конкретно для него развитие.
Ролевые игры
Как мы уже говорили ранее, сейчас самое время для ролевых игр. Поддерживайте малыша в сочинении своих сценариев. Можно сходить в магазин, не выходя из дома, отправить мишку в парикмахерскую, куклу в зоопарк или детский сад. Попробуйте всей семьей разыграть любимую сказку малыша.
Поощряйте и направляйте игры ребенка с другими детками, это поможет осваивать социальные навыки и умение дружить. Не ждите, что малыш будет рад поделиться своей игрушкой или терпеливо ждать своей очереди вступить в игру. Сейчас малыш уверен, что весь мир крутится вокруг него. В совместных играх дети учатся уважать свою и чужую собственность, понимать друг друга и сопереживать.
Бытовые навыки ребенка
Поддерживайте интерес малыша к бытовым делам. Это помогает развитию мелкой и крупной моторики, мышления и навыков планирования. А также поможет легче освоиться в детском саду. Разрешайте малышу, с вашей помощью, открывать и закрывать краны, умываться, мыть руки, вытираться полотенцем, выдавливать зубную пасту из тюбика и мыло из дозатора, застегивать молнии, завязывать шнурки и т.д.
Вы можете развивать самостоятельность и уверенность карапуза, давая ему помогать вам с простыми домашними делами. Юный помощник будет неимоверно горд возложенной на него миссией и ответственностью.
Пусть малыш поможет вам убрать стол после еды, вытереть пыль, подмести пол, полить цветы, сложить вещи и игрушки. Привлекайте ребенка к приготовлению еды, покажите как перемешивать салат, готовить бутерброд, вытереть посуду (желательно небьющуюся), мыть овощи и проч.
Ребенок с удовольствием примет участие во всех ваших делах, если задание будет ему действительно интересно. Заставлять его не стоит.
Логика
Изучайте понятия “много/мало”, “маленький/большой”. Можно разделить горстку пуговиц и других мелких предметов на 2 неравномерные части. Попросите ребенка сказать, где много пуговичек, а где – мало. Если малыш затрудняется, объясните разницу. Можно использовать игрушки и предметы разного размера для изучения понятия величины.
Изучайте свойства предметов, цвета, геометрические фигуры и формы, понятия “длинный/короткий”, “высокий/низкий”, “широкий/узкий”, “одинаковые/разные”, “твердый/мягкий”, “тяжелый/легкий” и т.д.
Сортируйте с малышом предметы по размеру, форме и цвету. Складывайте пазлы и детали картинок из 2-5 частей. Стройте башенки и собирайте простые конструкторы.
Играйте в загадки. Вы описываете предмет или животное, а крошка угадывает: “кто или что это?” Затем можно поменяться ролями.
С малышом можно изучать счет. Делать это легче на пальчиках и любых окружающих предметах: ступеньках, палочках, игрушках, деревьях, столбах и т.д. Учитывайте интерес ребенка и не форсируйте события. О том, как учить цифры мы писали в отдельной статье.
Внимание
Внимание малыша сейчас непроизвольно. То есть он не может направить и сконцентрировать его волевым усилием. А отвлечь его может что-угодно: звук, музыка, игрушка, яркая картинка, окружающие люди. Внимание, а заодно и память важно и нужно развивать.
Рассматривайте с малышом картинки с определенными сюжетами. Просите показать какого-нибудь героя или деталь. На прогулке просите показать белый цветочек, желтую машину, пушистую собачку, девочку в розовой курточке и проч.
Покажите малышу предмет и предложите найти вокруг вещи, схожие по форме или по цвету, размеру или иным характеристикам.
Разложите игрушки или картинки, или любые предметы на столе, попросите крошку запомнить их. Далее малыш отворачивается или выходит из комнаты, а вы прячете один предмет. Малышу нужно определить – что исчезло. Затем можно поменяться ролями.Играйте в прятки с малышом. Можно вместе спрятать несколько игрушек, а потом попросить ребенка их найти.
Вспоминайте вместе, что малыш делал вчера, сегодня утром, на прогулке, когда приходила бабушка и т.д.
Покажите ребенку картинку, переверните ее и попросите рассказать, что было изображено на ней.
Покажите ребенку картинку, уберите ее, и попросите найти такую же парную в группе картинок на столе.
Положите 3-4 картинки перед ребенком и попросите запомнить их. Для лучшего запоминания можно рассказать простую сказку, по несколько предложений на каждую картинку. Затем переверните их и попросите показать, например: на какой картинке зайчик?
Речь ребенка
Чем больше вы разговариваете с ребенком, тем богаче его словарный запас и тем лучше развита речь. Проговаривайте с ребенком все происходящее и следите за его произношением. Отвечайте на все реплики малыша как можно более развернуто.Вместе с малышом рассказывайте его любимые сказки. Задавайте малышу вопросы о сюжете и героях. Если он испытывает трудности с рассказом, поддержите и помогите крошке.Читайте малышу яркие и интересные книжки. Рассматривайте картинки и обсуждайте их. Чтение – наиболее эффективный способ развития речи. Если крошка не сильно интересуется литературой, постарайтесь найти именно то, что понравится вашему малышу. Попробуйте разные жанры, размеры, текстуру и оформление книг.Можно начинать изучать с ребенком буквы. Для этого есть специальные азбуки для самых маленьких и красочные карточки с буквами. Не спешите, важно развить интерес у малыша. О том, как учить алфавит мы писали в отдельной статье.
Развитию речи также помогает совместное придумывание историй и распевание детских песенок.
Для развития артикуляции можно задувать свечки, выдувать мыльные пузыри, медленно и быстро дуть, показывая ветерок, делать пузырики в воде через трубочку. Также можно попробовать простую артикуляционную гимнастику, если ребенка это заинтересует.
Музыка
В этом возрасте детки с удовольствием слушают музыкальные сказки. Любовь к сказке приходит постепенно. Сначала малыш просто слушает песенки и музыку, а с каждым разом все больше вникает в подробности, и просит поставить ее снова и снова. Через несколько недель активного прослушивания, можно предложить малышу новую сказку.
Сказки, песенки из мультфильмов и прослушивание музыки обогащают речь, помогают правильно произносить слова и развивают слух.
Ставьте ребенку классическую музыку и обсуждайте ее. Придумайте вместе: о чем рассказывает эта мелодия. Учите отличать быструю и медленную, громкую и тихую, веселую и грустную музыку. Прислушивайтесь вместе к звучанию природы: птички, дождик, ветер, ручеек.
Поощряйте игру малыша на детских музыкальных инструментах: барабаны, маракасы, бубны, ксилофон и т.д. Танцуйте в такт музыке вместе с ребенком, пробуйте освоить простые движения ручками и ножками.
Если ребенку нравится музыка и у него есть любимые песенки, вы можете напевать мотив, а малыш угадывать его.
Творчество
Рисуйте линии, дорожки, кружочки, травку, небо, дождик, снежок, стебельки, цветочки, простые домики. Обращайте внимание малыша на выбор цветов: травка зеленая, а солнышко желтое.
Рисуйте пальчиковыми красками, акварелью, гуашью, мелками, фломастерами и карандашами. Рисуйте на песке пальчиками или палочкой. Можно рисовать на снегу или на манной крупе, например. Творчество не знает границ.
К 3-м годам можно заняться раскрашиванием картинок. Некоторые специалисты считают, что лучше если ребенок рисует сам, нежели раскрашивает чужой шаблон. Так активнее развиваются его творческие способности. В любом случае, решение принимать вам.
Лепите из теста и пластилина. Раскатывайте шарики и колбаски, ваяйте простые фигурки, лепите комочки пластилина на бумагу, оставляйте отпечатки в тесте разными предметами, вырезайте из теста фигурки при помощи формочек, учитесь резать тесто пластмассовым ножичком. Да и просто играйте как захочется в форме свободного творчества.
Окружающий мир
Расскажите ребенку о насекомых и птицах, о домашних и диких животных – как они называются, как выглядят, где живут, как себя ведут и как называют их детенышей. Посетите зоопарк, дельфинарий, океанариум. Покажите детские книжки и картинки о животных, птицах и природе.
Познакомьте малыша с растениями, деревьями, цветами, растущими в вашей местности. Расскажите о природных явлениях, о смене дня и ночи, временах года и погоде. Расскажите о различных материалах: дереве, металле, бумаге, тканях, пластике и т.д.
Старайтесь обсуждать и закреплять с малышом полученные знания. Воспитывайте у него доброе и уважительное отношение ко всему живому.
Также можно знакомить ребенка с профессиями: водитель, врач, медсестра, учитель, воспитатель и т.д.
Рассказывайте о простых правилах безопасности дома, на улице, при переходе через дорогу. Если планируете отдавать ребенка в садик, познакомьте его с тематикой садика заранее.
Физическое развитие
Для физического развития малыша будет полезно:
- Прыгать на месте, к трем годам можно осваивать прыжки вперед.
- Бросать мяч об стенку и ловить его.
- Разнообразные коллективные игры с мячом.
- Подбрасывать мячик или шарик вверх и ловить его.
- Ходить по скамеечке или брусу.- Бегать на носочках.
- Изображать движения животных: прыгать как зайка, махать крыльями как птичка, приседать и подпрыгивать как лягушка и т.д.
- Стучать по полу ножками.
- Перекатываться по полу.
- Подлезать под натянутой веревкой.
- Играть в догонялки.
- Бегать паровозиком друг за другом.
- Играть в подвижные игры со сверстниками и родителями.
- Заниматься на детских спортивных площадках и комплексах: домашних, уличных и в детских игровых залах.
Анна Луценко, для Издательства Liza Land