Liza Land
    2подписчика

    Развитие малыша от годика до 2-х лет

    18.12.2023
    289 просмотров

    Каковы успехи нашей крошки ко второму году жизни?

    Малыш умеет:

    - Говорить несколько слов и очень красноречиво лепетать с разными интонациями.

    - Показывать свое недовольство на взрослое “нельзя” или резкий тон в голосе.

    - Выполнять простые просьбы.

    - Находить нужные предметы и игрушки.

    - Ходить, лазать по лесенкам с поддержкой, перешагивать через маленькие препятствия.

    - Играть в несложные игры и развлекать себя самостоятельно.

    - Бросать и ловить мячик.

    - Подражать движениям взрослых.

    - Показывать на части тела.

    - По разному вести себя с разными людьми: с мамой, папой, бабушкой или незнакомцами.

    - Кушать твердую пищу. Как правило, у крошки есть 4 зубика на верхней и 4 на нижней челюсти. Но может быть большее или меньшее количество зубов.

    - У ребенка есть свои любимые игрушки и книжки, проявляются индивидуальные интересы, есть любимые и нелюбимые занятия и блюда.

    img

    Что ждет юного человека в следующий год?

    Нервная и эмоционально-психическая системы ребенка активно развиваются. Он учится восприятию, анализу и обработке информации. Сейчас закладывается фундамент, который в дальнейшем поможет усваивать большие объемы знаний, строить взаимодействие с окружающими и правильно относится к себе.

    Малыш еще не может управлять своими эмоциями, он не знает как справляться со злостью, радостью, грустью или обидой. И как их корректно выражать.

    Ребенок плачет, капризничает, кричит, когда испытывает дискомфорт или боль, когда ему страшно или он хочет позвать маму, хочет есть или нуждается в удовлетворении любой своей потребности. Порой родители говорят: «Прекрати плакать», «Ты всем мешаешь», «Тише» и т.д.

    Задача родителей – не запрещать проявление чувств и эмоций ребенка, а научить понимать их и управлять ими. Внимание к эмоциям ребенка развивает его эмоциональный интеллект, что поможет ему быть успешным в отношениях с людьми и в жизни.

    Важно не допускать нахождения малыша долгое время в сильном эмоциональном возбуждении: соблюдать режим дня, минимизировать шумные мероприятия.Ребенок в этот период эгоистичен. Он не может думать ни о ком, кроме себя. Смысла не имеет стыдить его, взывать к совести или к сочувствию.

    Малыш более спокойно воспринимает незнакомцев и общается с ними. Зато у крошки могут появиться новые страхи: кто-то опасается собак, кто-то резких и необычных звуков, а кого-то содрогается от шумящего пылесоса.У вашей крошки пока еще не развито воображение, в основном малыш копирует действия окружающих. Чтобы научить его желаемому поведению, показывайте на своем примере.

    А еще малыш не умеет понимать свои желания, он хочет все и в один момент. Что порой ставит взрослого в тупик. Поэтому, лучше предлагайте ему минимум вариантов на выбор. Крошка не хочет играть с кубиками, уберите их, а уже потом предложите мячик и т.д.Кроме того, умение играть – это не что иное, как навык. Обучайте ему малыша. В дальнейшем это поможет ему быть более гармоничной личностью, умеющей радоваться жизни и проявлять творческие способности. Да и вам это только в плюс, заодно и со своим внутренним ребенком поиграть можете и восполнить то, чего вам самому не хватало.

    Крошке очень нравится похвала и реакция на его маленькие победы. Хвалите его и не бойтесь переусердствовать!

    Кризис 1 года

    Ученые и специалисты-практики годовалый возраст определяют как кризисный период для ребенка. Он вырастает из младенчества и подходит к этапу раннего детства.

    Что может вас ждать?

    - Частые смены настроения и повышенная “вредность”;

    - Настойчивые требования, капризы;

    - Проявления упрямства и непослушания;

    - Повышенная обидчивость;

    - Отказ выполнять просьбы;

    - Неуправляемое поведение и агрессивность.

    Почему так происходит?

    Сейчас малыш отделяется от мамы. И если раньше он воспринимал себя и маму как все еще цельную структуру, то теперь он постепенно ощущает себя отдельной личностью и противопоставляет себя окружающим.В тоже время, его речь носит “автономный” характер. Он в свои слова, отличающиеся от привычных нам по произношению, вкладывает особенное значение, а порой и ряд смыслов. Мышление крошки еще не сформировалось. Мы с вами можем с помощью слов описать мысли, чувства или переживания. А ребенок описывает то, что он видит сейчас. Он не способен сказать о предметах, которых нет, не делает малыш и логических выводов. Но наши с вами слова он понимает. И действовать может, основываясь не только на текущей ситуации, но и на прошлых воспоминаниях.

    Крошка даже может совершить “откат” в уже освоенных навыках на время. Как пример, вместо ходьбы снова отдать предпочтение ползанию. Так бывает, если навык ходьбы еще не закрепился, но акцент в развитии сейчас переместился на другое умение.У ребенка появляются свои, не зависящие от близких, желания. И потребность все исследовать самостоятельно: пощупать, лизнуть, откусить, открыть и т.д. А всякие запреты лишь обостряют его “праведный” гнев.Плюс ко всему, возможности могут быть далеки от желаний. Хочется самому, но не получается. Хочется достать, но не дотягивается. Хочется сказать, а слов подходящих нет. Это также провоцирует всплеск эмоций и недовольство.Кризисный этап может продолжаться от нескольких недель до нескольких месяцев. Как правило, он заканчивается с окончанием периода “автономной речи”.

    Запаситесь терпением. Все в порядке! Этот переходный период можно пройти гладко, от вас потребуется много внимания, заботы, любви и разнообразные развивающие занятия. Малышу нужно много новых знаний и впечатлений. Постарайтесь отнестись к данному этапу как к своего рода квесту или игре.

    Часто родители не знают как себя вести с неуправляемым и капризничающим малышом.

    img

    Что делать не рекомендуется:

    - Испытывать чувство вины за негативное состояние ребенка.

    - Ругать малыша или наказывать, он все равно не поймет “за что”.

    - Прислушиваться к посторонним мнениям о том, что вы чрезмерно баловали ребенка и теперь получаете результат.

    - Ругать за поломанные игрушки, предметы, расписанные стены и мебель, и т.д. Уравновешенно поясните, почему так делать нельзя, когда ребенок успокоится.

    - Часто говорить слово “нельзя”. Используйте его только в оправданных ситуациях. А в условиях риска лучше говорить “опасно”.

    - Ограничивать самостоятельность малыша.

    - Реагировать на все капризы и исполнять все желания. Попробуйте переключить внимание ребенка или мирно договориться.

    - Проявлять чрезмерную авторитарность. Вы на стороне своей крошки.

    - Не обращать внимание на ребенка.

    Чем можно помочь малышу и себе:

    - Придерживайтесь привычного распорядка дня.

    - Создайте интересное пространство для развития дома. Разрешайте исследовать и пробовать. Покажите, для чего нужны разные предметы и как ими пользоваться.

    - Приобщайте маленького помощника к своим делам. Восторгу и интересу не будет предела. Занимаетесь уборкой, дайте крошке красивую тряпочку и свой “участок работ”, пусть поможет вам вымыть овощи или разложить белье, и т.д.

    - Давайте простые поручения, крошка будет чувствовать ответственность и самостоятельность.- Обсудите и согласуйте свою стратегию поведения с другими членами семьи, во избежание противоречий и “двойных стандартов”.

    - Чтобы не провоцировать конфликт, лучше спрятать то, что ребенку трогать не надо.

    - Позаботьтесь о личном пространстве малыша, где будет главным только он: своя полочка, ящик с игрушками, отдельный уголок и т.д.

    - Пытайтесь понять просьбу крошки, и уточняйте: “ты хочешь потрогать …”, “ты хочешь достать …”, “ты хочешь посмотреть …”. И т.д. В случае если это опасно, объясните почему. Важно не допускать неразрешенных ситуаций.

    - Постарайтесь справиться с опасениями, что ваш ребенок обязательно травмируется, ударится или получит ожог. Для знакомства с этим миром через некоторые неприятности малышу все же придется пройти, чтобы получить свой опыт. Относитесь к этому философски, насколько это возможно.

    - Показывайте ребенку, что вы уважаете его личность. Давайте ему понять, что любите его такого, какой он есть. Сейчас вы закладываете основы его уверенности в себе.

    - Когда вы оставляете малыша, уходите по делам, рассказывайте ему о своих планах и действиях, объясняйте, что вы скоро вернетесь. А на время вашего отсутствия, заинтересуйте крошку каким-либо занятием.

    - Если ребенок отказывается что-либо делать, избегайте насилия. Допустим, он не хочет кушать какую-нибудь еду, можно предложить скушать ее в веселой компании любимых игрушек. Проявите творческий подход к решению задачи.

    - Если малыш просит вашего внимания, не отказывайте ему. А если возможности нет совсем, объясните чем вы сейчас заняты и когда сможете поиграть. А пока предложите ему какое-то интересное дело.

    - Постарайтесь выстраивать как можно более конструктивное общение с вашей крошкой. Этот тренинг вашего терпения и мудрости поможет правильному развитию малыша.

    Малыш 1 год – 1 год и 3 месяца

    Это период приобретения важнейших двигательных, речевых и интеллектуальных навыков.

    img

    Позаботьтесь о безопасности пространства. Для нас ходить в вертикальном положении естественно, а вот для малыша освоение координации движений и равновесия – целая наука. Он обследует все неровности и интересные места, и часто равновесие теряет. И, конечно, падает. Не стоит волноваться и ограничивать крошку в просторе для исследования. Падения – это также часть обучения, которая делает малыша еще упорнее в своем интересе.Крошка импульсивна и часто меняет настроение. Говорит около 10 слов. Понимает много, но сказать не может.Не расстраивайтесь, что карапуз ломает и рвет все, до чего может дотянуться. Это означает, что его развитие идет по плану. Малыш хочет быть похожим на взрослых и обязательно взять то, что есть у вас в руках. А еще ему очень хочется узнать: а что же будет если бросить это на пол, или потянуть, а если резко дернуть? Так совершенствуются сенсорные и логические умения крохи. Обратите внимание на игрушки, части которых можно соединять и разъединять, они заинтересуют малыша.

    Малыш 1 год и 3 месяца – полтора года

    Малыш умеет управляться с чашкой и ложкой и может кормить себя с помощью взрослого, а с густой кашей и вовсе справляться сам. Способен осилить спуск и подъем по детской горке, играть в мячик. Осваивает науку гигиены, пробует умываться сам, сообщает, если хочет в туалет, а когда одежда испачкалась или намокла – дает об этом знать.

    Говорит отдельные слоги и старается копировать взрослую речь, называет словами отдельные предметы. К полутора годам говорит около 30 и более слов. Сейчас лучше говорить с ним медленно, четко и короткими фразами. Делать паузы, чтобы малыш успел понять и воспринять.

    img

    Проявляет интерес к простым играм с другими детками, может протянуть игрушку и что-то рассказать на своем языке. Умеет играть в несложные игры: складывать пирамидку, укладывать куклу спать, кормить мишку с ложечки и т.д.

    Узнает маму с папой и близких на фотографиях и с интересом рассматривает их. Различает предметы по форме и размеру.

    Эмоциональное состояние крошки стабилизировалось, но внимания ему нужно много. Если у вас есть старшие дети, малыш будет ревновать.К полутора годам активно развивается кора головного мозга, ответственная за интеллект. Игры крошки становятся более разнообразными, ему интересны любые новые действия, которые можно попробовать. Учите малыша играть и играйте вместе с ним.

    Крошка продолжает проверять родителей на прочность: “А что будет, если я нарушу запрет?” Вот почему такие ситуации лучше предусматривать и постараться обойти опасные препятствия. Если же речь о более безобидной шалости, допустим, крохе интересна лужа. Вы можете предложить игру, в которой он не промочит ножки – половить рыбку веточкой, например.

    Учитесь выражать свое недовольство, если крошка не слушается и делает то, чего “нельзя”. Наказания лучше не применять, а запреты не должны занимать больше ⅓ ваших реакций. Иначе они потеряют силу. Важно, чтобы все члены семьи придерживались одной и той же договоренности о запретах и разрешениях.

    Малыш полтора года - 1 год и 9 месяцев

    Ребенок интересуется высотой и хочет забраться повыше на детских горках и площадках, может ходить по доске и в целом любит активные игры. Малыш самостоятельно кушает и делает это довольно аккуратно. Ему нравится самому надевать шапочку и ботиночки. Крошке нравится новая одежда, он рад выглядеть красиво и сообщает, если ему что-то неудобно или не по душе. Малыш сообщает, когда хочет в туалет. Ребенок дольше играет с любимыми игрушками. Может сложить игрушки по местам, если его попросит взрослый.

    img

    Сейчас идет активное познавательное и речевое развитие. Ребенку очень важна оценка близких. Малыш ожидает реакции мамы на все его действия. Так он учится понимать взаимосвязи между событиями, поступками и результатами.

    Малыш уже не боится незнакомых людей, мест и предметов. Но готов их исследовать, когда чувствует, что мама рядышком и всегда готова помочь и защитить.Нарушать запреты маленький исследователь все также горазд, но старается сделать это незаметно. Он просто не может справиться со своим любопытством. Сейчас важно найти здоровый баланс между поощрением его смелости и интереса, и приучением к правилам. Постарайтесь использовать его энергию в мирном ключе, наполняя день разнообразными увлекательными занятиями и активностями.

    Крошка говорит простые предложения, с удовольствием рассматривает картинки в книжках и отвечает на вопросы взрослых. Общайтесь с малышом как можно больше и говорите обо всем, что происходит вокруг.

    Малыш 1 год и 9 месяцев - 2 года

    Сейчас крошка развивает свои мыслительные процессы и социальные навыки. Он постепенно усваивает, как следует себя вести. И делает это с удовольствием, если взрослые его поощряют.

    Лобная кора мозга активно развивается, малыш учится анализировать и делать выводы. Иногда он будет вас удивлять, используя предметы и игрушки необычным образом. Так он исследует новые возможности. Поощряйте его интерес и направляйте в нужное русло.Ребенок хорошо лазает, осваивает бег, довольно ловко бросает мячик, с удовольствием играет в активные игры, может заниматься зарядкой вместе с родителями. Может долго и увлеченно играть с любимыми игрушками. Самостоятельно, или почти самостоятельно, одевается, моет и вытирает ручки, убирает игрушки и говорит, когда хочет в туалет.

    Сейчас для ребенка важна стабильность и устойчивость происходящего. Вот почему он не хочет делиться игрушками с другими детьми. Важно соблюдать привычный режим дня, чтобы уберечь крошку от возможного стресса.Малыш все повторяет за родителями: говорит по телефону как папа, причесывается как мама и т.д., и примеряет на себя взрослые роли. Он более послушен и терпелив, интересуется другими детками, проявляет особую к некоторым и может уже иметь первых друзей. Также малыш начинает понимать свой пол и проявлять интерес к женским или мужским занятиям и соответствующему поведению.

    Словарный запас малыша сильно подрос и состоит примерно из 300 слов, которые он складывает в простые предложения. Вам, как и ранее, нужно много разговаривать: меняйте интонацию, подражайте разным звукам и голосам, старайтесь сделать свою речь насыщенной и яркой. Заодно и свои ораторские навыки потренируете. Задавайте малышу вопросы и провоцируйте его на диалог. Рассказывайте обо всем, что происходит вокруг.

    Вы можете начинать знакомство ребенка с алфавитом с помощью специальных кубиков, картинок и книжек. Не настаивайте, если интереса к азбуке у малыша пока нет. О том, как учить алфавит мы писали в отдельной статье.

    Темпы развития

    Изучая стандарты, не пытайтесь подогнать своего малыша под общепринятые нормы. Каждый человек уникален и уже с самого рождения проявляет свою самобытность и непохожесть на других. Если ваш малыш, допустим, не разговаривает, не любит складывать пирамидку или не в восторге от активных игр – переживать не стоит!Он исследует мир в своем собственном темпе! И менно этот темп является лучшим для него.Если развитие ребенка сильно отстает, необходимо проконсультироваться со специалистом.

    Развивающие игры

    Давайте посмотрим как можно сделать познание мира еще более увлекательным для крошки.

    Вспомните себя. Как было интересно “навести порядок” в папином ящике для инструментов, а как завораживающе выглядела мамина косметичка. А кастрюли, плошки, поварешки? Просто взгляд не оторвать.Вы можете использовать в играх любые предметы, простор для творчества не ограничен. Главное, соблюдайте все меры предосторожности.Чем с большим количеством, предметов, вещей и способов их применения будет знаком ваш малыш, тем лучше будут развиты его мышление, воображение и движения.

    img

    Игра насыщает эмоциями, дарит удовольствие и радость, и помогает познавать мир. Не стоит делать из игры уроки и относится к ней как к обучению. Получайте удовольствие вместе с малышом.Как мы говорили ранее, двигательная активность сейчас важна. Занимайтесь гимнастикой, зарядкой, упражнениями на фитболе вместе с малышом. Гуляйте пешком. Играйте в догонялки, салочки, прятки, детский футбол, волейбол, мини-гольф, баскетбол, кольцеброс и т.д. Главное, чтобы занятия были малышу по силам. Не забывайте его хвалить за каждый небольшой успех.

    Пирамидки

    Ребенок учится различать размеры и складывать из разных частей единой целое. Лучше сделать выбор в пользу натуральных материалов – дерева или ткани.

    Кубики

    Малышам от года интересны кубики разных размеров.Научите ребенка строить домик или башенку из кубиков, гараж для любимой машинки, стульчик для игрушки и т.д. А кубики с картинками можно использовать не только для строительства, их еще интересно разглядывать с разных сторон.Сначала крошка будет лишь ломать построенное, но постепенно научится строить сам.

    Книжки

    Самые первые книжки у малыша появляются еще в младенчестве, а теперь уже можно переходить к литературе “посерьезнее”. Юный мозг нашего исследователя жаждет познания и пищи для размышлений. С помощью чтения вы создаете основу развития гармоничной личности. Желательно превратить чтение книжек в ежедневное приятное занятие.Малыш пока не может запомнить сюжет, приготовьтесь к многократному чтению одних и тех же книжек. Особенно любимых крошкой, он вас будет просить. Детскую литературу наизусть вы освоите точно.

    Потешки

    Веселые книжки с потешками, которые вы читали до года, по прежнему актуальны. Они способствуют развитию памяти, умению произносить звуки. До года удобнее было читать маленькие и плотные книжечки, сейчас можно присмотреться к сборникам потешек с яркими картинками на радость малышу.

    Сказки

    Выбирайте короткие сказки с повторяющимся сюжетом. Книжки должны быть с большими и яркими картинками и коротким текстом на каждой страничке. Крошке будет интересно рассматривать и переворачивать страничку. А позднее он будет рассказывать историю по картинкам сам.

    Малыш сейчас не воспримет сложные слова и метафоры. Выбирайте стишки про детей, животных, семью, игрушки и т.д. Вспомните стишки, которые вы до сих пор знаете наизусть, познакомьте с ними свою крошку.

    Лучше не покупать множество книжек сразу. Пополняйте детскую библиотеку постепенно. Так вы сможете понять, какие книжки и какие темы вызывают у ребенка больший интерес и двигаться в этом направлении.

    Азбука

    Можно начать с азбуки с крупными, яркими и веселыми картинками. Попробуйте вызвать интерес к буквам у малыша.Карточки и книжки с изображениями животных и птиц.

    Показывайте малышу и рассказывайте: кто это, как выглядит, где живет, какие звуки издает и каковы его повадки. Такие занятия способствуют развитию кругозора и речи.

    В дополнение стоит обратить внимание на аудио-записи голосов животных и детские видео про животных. Это безопасная замена телевизору, компьютеру или гаджетам. На прогулке также обращайте внимание малыша на животных и птичек, рассказывайте о них.

    Развивающие книжки

    Предложите малышу книжечки с кнопочками, на липучках, с разными застежками и листочками из материалов разных текстур. Их так интересно трогать и изучать, а заодно и сенсорные навыки и речь развиваются.

    Непромокаемые книжки-гармошки

    Делают купание приятным, увлекательным, да еще и познавательным процессом. В них могут быть любимые герои мультиков и сказок, животные, птички и многое другое.

    Конструктор

    Лучше начать с простого конструктора с крупными деталями.

    Мозаика

    Покажите малышу, как делать дорожку, солнышко, цветочек и т.д. Вскоре он будет с удовольствием экспериментировать сам. Будьте внимательны, слишком мелкие детали могут быть небезопасны для крошки.

    Сортеры

    Учат различать формы и размеры и вставлять фигурку в нужный паз или отверстие, развивают логику. А потом можно брать их и в песочницу, так играть веселее. Если малыш освоил простую сортировку, можно предложить ему сортер с более сложными задачами.

    Пазлы

    Очень хорошо развивают логику и мелкую моторику. Сложные схемы крохе пока не по плечу. Выбирайте пазлы для самых маленьких, состоящие из нескольких частей. Это могут быть животные, птички, фрукты и т.д.

    Шнуровка

    Продеть шнурочек в отверстия – неимоверно увлекательное занятие. Простую шнуровку ваш малыш скорее всего уже освоил. Можно предложить ему шнуровку посложнее. Такие занятия развивают логику, концентрацию внимания и усидчивость.

    Бизиборд

    Совмещает в себе сортер, шнуровку, лабиринт и множество интересных штучек. Детки любят заниматься с такими игрушками.Вы вполне можете сделать бизиборд самостоятельно: шпингалет, шнурочки с подвижными бусинами, выключатель, фигурки из разных материалов и текстур и т.д. Простору для творчества нет границ, главное, чтобы предметы были безопасными. Маленький исследователь будет в восторге.

    Детская посуда и кухня

    Быть похожими на родителей в этот период любят и девочки, и мальчики. Будьте готовы отведать блюда от своего мини шеф-повара.

    Машинки

    Отличный вариант как для мальчиков, так и для девочек. А для сценариев игры нет ограничений: катать по всем поверхностям, скатывать с горки, смотреть за крутящимися колесиками, усаживать пассажиров, устраивать гонки и т.д. Крошка может довольно долго увлекаться игрой, развивая координацию и фантазию. Вам же обеспечено немного времени для себя.

    Игрушки-каталки

    Детки с удовольствием катают игрушки на колесиках. Они могут быть на веревочках или с ручками. Малыш будет катать их дома и на прогулке, это развивает координацию и равновесие. А крупные игрушки в дальнейшем используются в качестве транспортного средства.

    Музыка

    Может показаться, что от музыкальных инструментов только шум, лишний раз проверяющий вашу нервную систему на прочность. Но, это очень важно для развития слуха вашей крошки, да и для развития творческих способностей в целом.

    К тому же, развитие слуха оказывает влияние на более быстрое развитие речи. Еще в древности на Руси малыши играли на разных дудочках, свистульках, жужжалках и свирелях.Обратите внимание на барабаны, бубны, ксилофон, дудочки, детские клавишные инструменты, маракасы и т.д. Попробуйте и сами поиграть, это подарит вам и малышу совместное удовольствие.

    Также приучайте ребенка к прослушиванию классической музыки, детских песенок и композиций из разных жанров.

    Творчество

    Малыш уже способен управляться с карандашами, фломастерами, мелками, разными красками. Будет интересна крошке и лепка из теста и пластилина.Сначала “в порыве творчества” юный художник будет разрисовывать себя и не предназначенные для этого поверхности. Не ругайте его. Спокойно и последовательно показывайте, как делать правильно, а как поступать нельзя. Будьте терпеливым наставником.Занимайтесь творчеством вместе, вы принесете неоценимую пользу малышу. Ведь люди с развитыми творческими способностями, независимо от сферы деятельности, добиваются в жизни большего успеха. Комментируйте все свои действия и называйте цвета. Для вас творческие занятия могут стать хорошим способом психологической разгрузки.

    Покажите как слепить колбаску или грибочек из пластилина, как рисовать кисточкой, фломастером или карандашиком. Кроха с удивлением будет наблюдать за появлением солнышка, цветочка или кружочка. Сначала в его “шедеврах” трудно будет распознать замысел творца. Обязательно похвалите и уточните, что именно нарисовала или слепила крошка.

    Детки любят рисовать вместе с мамой на одном листе, а если еще и папа присоединится – картина найдет свое почетное место в семейном архиве.Обратите внимание на восковые карандаши, они не ломаются и не имеют острых концов. А если захочется попробовать на вкус, что скорее всего и сделает малыш, это не причинит ему вреда.

    Стоит обратить внимание на пальчиковые краски, которые полезны для разных возрастов и даже для взрослых людей. Найдите техники и задания, подходящие вашему малыши сейчас.

    Домашние спортивные комплексыВажно обеспечить ребенку активность, даже если погода на улице этому не способствует. Если есть возможность, лучше организовать маленькую спортивную площадку дома.Для этого потребуются:- Лестницы, канаты и небольшая пластиковая горка.- Мячики самых разных размеров.- Подвесные качельки.Коврики разных фактур, от мягкого до ортопедического, по ним очень интересно ходить даже взрослым.Кстати, если позволяет место и помещение, можно и для родителей парочку небольших спортивных снарядов разместить. И весело, и полезно заниматься спортом вместе.

    Независимость

    Поощрять стремления крошки к независимости иногда бывает сложно и даже утомительно. Вы надели ему носочки, а он их тут же снял, желая сделать это сам. Он мнет и нетерпеливо тянет страницы книжки. Он хочет чистить зубы сам, доставать одежду из шкафа и многое другое.Однако, вам придется гораздо больше времени и усилий потратить на какой-то процесс, если вы пытаетесь ограничить инициативу малыша.

    img

    Запаситесь терпением, приготовьтесь к беспорядку и не ждите быстрого успеха.

    Начинайте с маленьких шагов, со временем вы сможете усложнить задачу.Если вы будете показывать свою радость при уборке последствий его самостоятельности, он будет подражать вам и стараться помочь. Обязательно похвалите за успехи.И не забывайте запечатлеть его старания на фото или видео. Будет от чего испытать умиление даже годы спустя.

    Также можно обратить внимание на детские развивающие кружки и занятия. На них малыш расширяет свои навыки и кругозор и учится социальному взаимодействию.

    Анна Луценко, для Издательства Liza Land

    Не пропустите новые публикации Liza Land