Психологический практикум: мой ребёнок не разговаривает

    Речь — одно из основных умений человека. И если у ребёнка возникают проблемы с её проявлением, родители начинают бить тревогу. Но всегда ли ситуация безвыходна? Может ли быть такое, что с ребёнком всё в порядке, просто он развивается в таком темпе? И как малыша в таком случае подтолкнуть к активному говорению? Разбираемся вместе!

    Некоторые дети учатся говорить достаточно быстро: уже меньше, чем через год после рождения начинают издавать звукоподражательный лепет, который формирует потом слова. И кажется, что для этого не потребовалось никаких усилий со стороны родителей: они просто регулярно разговаривали с малышом, показывали карточки, читали книжки. 

    Если к возрасту 2-3 лет ребёнок ещё не начал выговаривать хотя бы несколько базовых слов, то мамы и папы беспокоятся: вон, у всех дочки и сыновья уже активно говорят на своём, на детском, а у них только лепечет что-то и полноценной речью это назвать сложно. 

    В этой статье мы не берём во внимание серьёзные патологии, которые могут быть причиной отсутствия речи — в таком случае точно лучше обратиться к знающему специалисту оффлайн. В то же время, такая задержка может быть весьма безобидной и решаться в том числе домашними играми и интересными совместными занятиями. 

    Немного психологии

    Для начала важно разобраться в причинах задержки в развитии речи. Естественно, если вашему малышу уже три, а он не ушёл дальше лепета, то имеет смысл обратиться к специалисту, чтобы убедиться, что за этой проблемой не стоят такие сложности, как нарушения слуха, расстройства аутистического спектра, неврологические или интеллектуальные нарушения. 

    Не нужно полагаться на то, что «а вот его папа тоже не говорил до трёх с половиной, а потом резко нагнал сверстников сам»: причины отсутствия речи у папы и ребёнка могут быть совершенно разные. Точно так же, как и не стоит ждать именно трёхлетнего возраста, как даты Х, чтобы обратиться к логопеду. Даже если вы сделаете это раньше, и врач не выявит нарушений, он всё равно может порекомендовать схему занятий, которая ускорит процесс.

    Мы хотим поговорить о помощи ребёнку в более «простых» ситуациях, хотя приведённые ниже упражнения могут стать хорошим сопутствующим материалом и для назначенного врачом лечения.

    Вот несколько очень простых причин задержки речи у ребёнка, которые легко устранить самостоятельно:

    Дефицит общения
    Когда мама и папа настолько заняты, что приходят домой с работы и почти сразу утыкаются в гаджеты, или в семье в принципе не принято много разговаривать, ребёнок слышит не так много слов, и не так часто, чтобы запомнить и начать копировать. Поэтому прежде всего следует обратить внимание на то, а часто ли вы вообще с ним разговариваете?

    «Меня и так все понимают»
    Родители живут на одной территории с ребёнком с самого его рождения, отслеживают даже минимальный прогресс в развитии. Поэтому когда он начинает лишь едва лепетать, они быстро учатся понимать, что он подразумевает под своими «гу-гу-гу» или «абака». Таким образом, ему не нужно перестраиваться и делать свою речь более «взрослой», чтобы ему дали то, что он хочет. Реальны истории, когда плохо говорящего трёхлетнего ребёнка отправляли на лето к бабушке (которая, естественно, не понимала его бормотание) и он приезжал домой уже с совершенно другим уровнем речи. И не потому, что бабушка занималась с ним по новейшим методикам, а просто потому, что малышу приходилось делать усилие, чтобы объяснить ей что-то. 

    Травма
    Бывает и так, что малыш начал уже оформлять отдельные звуки, слоги и лепет в слова, но потом что-то случилось и он «замолчал». Такая ситуация вполне объяснима, но в этом случае параллельно с домашними занятиями лучше всего обратиться к детскому психологу.

    Особенность ребёнка
    Эта причина тоже не настолько серьёзная и страшная, хотя за ней не стоит никаких внешних факторов. Просто ребёнок развивается в своём темпе, и, вполне вероятно, позже речь проявится на должном уровне. Однако это вовсе не значит, что нужно сидеть сложа руки, не обращаясь к специалисту и не выполняя домашние упражнения. При грамотном подходе процесс может пойти быстрее и более плавно.

    Во что поиграть

    А теперь разберём несколько развивающих игр и упражнений, которые вы можете делать с ребёнком, уделяя занятиям всего 10-15 минут в день. Все они нацелены на развитие определённых навыков, стимулирующих «запуск» речевых отделов в мозге малыша.

    Театр теней
    Этот метод состоит из многих отдельных активностей, и вы можете разделить его на несколько дней. Например, ваш ребёнок получит удовольствие и от рисования и вырезания фигурок из бумаги, которые позже станут «актёрами» в вашем общем театре. Кроме того, это подарит ему чувство ожидания некого таинства. Начиная показывать спектакль за ширмой (для этого можно использовать и большой кусок ткани и лампу), обязательно сопровождайте его своими комментариями в форме рассказа. Говорите медленно — вам некуда торопиться, а между предложениями делайте паузы, чтобы ребёнок мог ответить и поучаствовать в рассказе, если он захочет. Также можно включать в свою речь звукоподражание животным и окружающим предметам. Например: «А кто это? (пауза) Это зайчик! Что он делает? (пауза) Он спешит на автобус. А что делает автобус? (пауза) Вррум-врум». 

    Что развивает? Воображение, абстрактное мышление.

    Угадай книжку
    Перед тем, как начать читать книжку ребёнку на ночь, разыграйте небольшую сценку: сначала предложите ему изобразить грозного серого волка, маленькую девочку, бегущую с корзинкой по дороге, и старенькую бабушку, которая ждёт её дома. Когда ваше чадо успешно справится с заданием, попросите его принести книжку, которую вы загадали.

    Что развивает? Воображение, сравнительный анализ, абстрактное мышление.

    «Что говорит лисичка»
    Это тоже игра в пантомиму, но по ролям. Можете вооружиться карточками, игрушками или книжкой с большими яркими картинками. Сначала вы показываете ребёнку какой-нибудь персонаж или предмет (да, по сути, это игра в крокодила). Малыш может показать вам нужную карточку (или игрушку), а также назвать искомое существо. Если он назвал правильно, ваша задача — бурно обрадоваться. Когда наступает очередь ребёнка, вы тоже отвечаете с помощью карточек и спрашиваете, чётко проговаривая слова: «Волк?», «Цветок?», «Кошка?» и т.д. В эту игру тоже можно включать звукоподражание, например: «Кто говорит “пи-пи-пи”?»

    Что развивает? Воображение, логическое и абстрактное мышление, звукоподражание, запоминание слов.

    Четвёртый — лишний
    Здесь вы тоже можете использовать карточки. Сперва покажите ребёнку три карточки, называя их, например: «Это ложка. Это заяц. Это машина». Потом перемешайте их, добавьте ещё одну — четвёртую карточку, и выкладываете их перед малышом. Его задача — угадать, какой карточки не было и назвать её.

    Что развивает? Узнавание предметов и живых существ, соотношение их со словами и звуками.

    Книги в помощь

    Конечно, все игры-развивайки на свете сложно уместить в одной статье. А вот найти книги, в которых об этом рассказывается более подробно — вполне реально. Что же почитать родителям самостоятельно или вместе с ребёнком, чтобы помочь ему заговорить?

    Елена Молчанова «300 игр для развития слухового внимания ребёнка»
    Эта книга поможет родителям найти ещё больше подходящих упражнений, чтобы их малыш, наконец, заговорил. Подходит как для мам и пап совсем маленьких детей, так и для взрослых, чьи дети уже готовятся к школе, но имеют дефекты речи.

    Издательство ЭКСМО «Логопедия: теория и практика»
    В целом, книга может служить учебником для практикующих логопедов, но также будет полезна и заинтересованным родителям. Она даст научное объяснение, почему у детей происходят задержки речи или последующие дефекты говорения, а ещё расскажет, как психологически верно помочь малышу в этой ситуации.

    «100 игр в дорогу»
    Подходит для детей от трёх лет. В компактной коробке представлены карточки с разнообразными развивающими играми. На них есть картинки и текст, поясняющий правила. Вы можете играть в них вместе с ребёнком. Каждая карточка нацелена на развитие определённых навыков, в том числе навыка говорения.