Речь — одно из основных умений человека. И если у ребёнка возникают проблемы с её проявлением, родители начинают бить тревогу. Но всегда ли ситуация безвыходна? Может ли быть такое, что с ребёнком всё в порядке, просто он развивается в таком темпе? И как малыша в таком случае подтолкнуть к активному говорению? Разбираемся вместе!
Некоторые дети учатся говорить достаточно быстро: уже меньше, чем через год после рождения начинают издавать звукоподражательный лепет, который формирует потом слова. И кажется, что для этого не потребовалось никаких усилий со стороны родителей: они просто регулярно разговаривали с малышом, показывали карточки, читали книжки.
Если к возрасту 2-3 лет ребёнок ещё не начал выговаривать хотя бы несколько базовых слов, то мамы и папы беспокоятся: вон, у всех дочки и сыновья уже активно говорят на своём, на детском, а у них только лепечет что-то и полноценной речью это назвать сложно.
В этой статье мы не берём во внимание серьёзные патологии, которые могут быть причиной отсутствия речи — в таком случае точно лучше обратиться к знающему специалисту оффлайн. В то же время, такая задержка может быть весьма безобидной и решаться в том числе домашними играми и интересными совместными занятиями.
Немного психологии
Для начала важно разобраться в причинах задержки в развитии речи. Естественно, если вашему малышу уже три, а он не ушёл дальше лепета, то имеет смысл обратиться к специалисту, чтобы убедиться, что за этой проблемой не стоят такие сложности, как нарушения слуха, расстройства аутистического спектра, неврологические или интеллектуальные нарушения.
Не нужно полагаться на то, что «а вот его папа тоже не говорил до трёх с половиной, а потом резко нагнал сверстников сам»: причины отсутствия речи у папы и ребёнка могут быть совершенно разные. Точно так же, как и не стоит ждать именно трёхлетнего возраста, как даты Х, чтобы обратиться к логопеду. Даже если вы сделаете это раньше, и врач не выявит нарушений, он всё равно может порекомендовать схему занятий, которая ускорит процесс.
Мы хотим поговорить о помощи ребёнку в более «простых» ситуациях, хотя приведённые ниже упражнения могут стать хорошим сопутствующим материалом и для назначенного врачом лечения.
Вот несколько очень простых причин задержки речи у ребёнка, которые легко устранить самостоятельно:
Дефицит общения
Когда мама и папа настолько заняты, что приходят домой с работы и почти сразу утыкаются в гаджеты, или в семье в принципе не принято много разговаривать, ребёнок слышит не так много слов, и не так часто, чтобы запомнить и начать копировать. Поэтому прежде всего следует обратить внимание на то, а часто ли вы вообще с ним разговариваете?
«Меня и так все понимают»
Родители живут на одной территории с ребёнком с самого его рождения, отслеживают даже минимальный прогресс в развитии. Поэтому когда он начинает лишь едва лепетать, они быстро учатся понимать, что он подразумевает под своими «гу-гу-гу» или «абака». Таким образом, ему не нужно перестраиваться и делать свою речь более «взрослой», чтобы ему дали то, что он хочет. Реальны истории, когда плохо говорящего трёхлетнего ребёнка отправляли на лето к бабушке (которая, естественно, не понимала его бормотание) и он приезжал домой уже с совершенно другим уровнем речи. И не потому, что бабушка занималась с ним по новейшим методикам, а просто потому, что малышу приходилось делать усилие, чтобы объяснить ей что-то.
Травма
Бывает и так, что малыш начал уже оформлять отдельные звуки, слоги и лепет в слова, но потом что-то случилось и он «замолчал». Такая ситуация вполне объяснима, но в этом случае параллельно с домашними занятиями лучше всего обратиться к детскому психологу.
Особенность ребёнка
Эта причина тоже не настолько серьёзная и страшная, хотя за ней не стоит никаких внешних факторов. Просто ребёнок развивается в своём темпе, и, вполне вероятно, позже речь проявится на должном уровне. Однако это вовсе не значит, что нужно сидеть сложа руки, не обращаясь к специалисту и не выполняя домашние упражнения. При грамотном подходе процесс может пойти быстрее и более плавно.
Во что поиграть
А теперь разберём несколько развивающих игр и упражнений, которые вы можете делать с ребёнком, уделяя занятиям всего 10-15 минут в день. Все они нацелены на развитие определённых навыков, стимулирующих «запуск» речевых отделов в мозге малыша.
Театр теней
Этот метод состоит из многих отдельных активностей, и вы можете разделить его на несколько дней. Например, ваш ребёнок получит удовольствие и от рисования и вырезания фигурок из бумаги, которые позже станут «актёрами» в вашем общем театре. Кроме того, это подарит ему чувство ожидания некого таинства. Начиная показывать спектакль за ширмой (для этого можно использовать и большой кусок ткани и лампу), обязательно сопровождайте его своими комментариями в форме рассказа. Говорите медленно — вам некуда торопиться, а между предложениями делайте паузы, чтобы ребёнок мог ответить и поучаствовать в рассказе, если он захочет. Также можно включать в свою речь звукоподражание животным и окружающим предметам. Например: «А кто это? (пауза) Это зайчик! Что он делает? (пауза) Он спешит на автобус. А что делает автобус? (пауза) Вррум-врум».
Что развивает? Воображение, абстрактное мышление.