WiederKraft
    0подписчиков

    Признаки износа тормозных дисков

    19.06.2024
    107 просмотров

    Обычно статьи о тормозных системах начинаются словами о важности своевременной остановки транспортного средства. И не поспоришь. Отказ тормозов, увеличение тормозного пути могут привести… к нехорошим последствиям. Что делать, чтобы их избежать и ездить с комфортом?

    Залогом безаварийной езды являются: правильная эксплуатация, своевременное техническое обслуживание и грамотный ремонт. В этой статье поговорим о тормозном диске — важном компоненте системы. Кстати говоря, не он останавливает автомобиль, а замедляет своим вращением колесо.

    img

    Все современные машины оборудованы дисковыми или барабанными тормозами. Дисковая конструкция эффективнее замедляет ход, чем барабанная, что и обеспечивает большую безопасность. Динамика торможения зависит от материала диска и колодок, а также геометрии деталей. Эти пары трения работают на износ, поэтому за их состоянием необходимо следить. Оно сказывается на эффективности, надежности системы, на безопасности.

    Как понять, что диск изношен?

    Не всегда случается заподозрить, что тормозные диски (ТД) и колодки находятся в предельном состоянии. Например, равномерный износ, даже незначительно превышающий допуск, обнаруживается только при осмотре или даже замере толщины рабочей части.

    Все же неисправности дают о себе знать.

    На износ указывают следующие симптомы:

    Чувствительность педали тормоза

    Машина недостаточно чутко реагирует на прикосновение к педали. Зачастую это случается после замены колодок. Новая плоская тормозная накладка неравномерно прилегает к деформированной поверхности. Если износ несущественный, то колодка быстро приработается. Также трущиеся поверхности могут замаслиться. Причиной часто служит подтекание тормозной жидкости, например, из-под сальника тормозного цилиндра. Косвенно на это может повлиять износ ТД. Так, при его существенной выработке, износе колодок поршень тормозного цилиндра значительно выдвигается. Он склонен к перекосу, который и приводит к негерметичности манжета.

    img

    Шум при торможении

    Шум при торможении вызван как состоянием дисков, так и состоянием колодок. Если раздается очень сильный скрежет, в первую очередь это износ колодки, либо срыв накладки.

    Как это бывает: проехал по глубокой луже, остановился. Колодка примерзла. Утром, при трогании накладка чуть отстает от металлической основы. Трещина прогрессирует, и через месяц ее срывает.

    ТД после этого сразу начинает страдать, так как дефектная деталь уже трет железом по железу. Ее нужно срочно заменить. Повышенную шумность вызывает и корродированная поверхность диска.

    Иногда, после долгого стояния, на диске остается отпечаток от накладки, или коррозия появляется в одном месте. Наблюдается пульсирующий шум и дисбаланс.

    Вибрация руля при торможении

    Причиной вибрации являются:

    • Искривление диска;
    • Дисбаланс.

    Нарушение распределения массы может проявляться и без торможения. В этом случае автомобиль трясет на скорости, как и при несбалансированных колесах.

    Биение ощущается и на педали тормоза

    Причиной также является искривление диска, неравномерное его прилегание. Однако, дело бывает не только в диске, но и в подклинившем суппорте. Жестко зафиксированный, он чутко реагирует на отклонения геометрии.

    Увод автомобиля в сторону при торможении

    При этом симптоме проверить тормозную систему необходимо. В частности может быть виноват и тормозной диск. Возможно, на него попала тормозная жидкость. Однако причины могут крыться и в рулевом управлении, и в ходовой части.

    img

    Регулярный осмотр - это важно

    Как отмечалось выше, не все дефекты проявляются при езде, поэтому регулярный осмотр необходим. Кроме регламентной проверки, проверять узлы необходимо при появлении тревожных симптомов, и вообще рекомендуется при удобном случае. Ревизия не помешает при снятии колес, благо дисковая система открытая и вся на виду. Легкосплавные диски обычно позволяют видеть поверхность диска, подходя к машине.

    ТД осматривается в комплексе со всем узлом, но непосредственно на нем обращают внимание на:

    • Глубокие борозды, рытвины. Незначительные дефекты можно пройти шкуркой, устранить проточкой, но допуск по толщине диска невелик. Некачественная проточка может вызвать биение;
    • Трещины не реставрируются. Требуется замена тормозных дисков;
    • Коррозию;
    • Искривление поверхности;
    • Буртик по окружности диска. Его высота характеризует величину износа.
    img

    При необходимости переходят к измерению выработки и биения детали. Бой проверяют с помощью индикаторной головки, закрепленной на стойке. Износ — штангенциркулем, микрометром в 6-8 точках. Есть и народный способ. К поверхности диска прижимают рублевую монету. Если буртик равен, либо превосходит ее по высоте, значит диск пора менять.

    Причины износа тормозных дисков

    Износ тормозного диска — нормальный процесс. Деталь работает на истирание и конструктивно обречена на замену. Однако есть факторы, которые сокращают срок службы ТД.

    Плохое качество деталей

    Качество диска определяется составом материала и точностью обработки. ТД производят из чугуна. В его состав вводят марганец, фосфор, серу, молибден. Запоминать химические элементы необязательно, но они задают детали необходимые свойства, такие как: твердость, износостойкость, пластичность. Сплав должен справляться с перегревами и охлаждением. Именно перегрев вызывает коробление, биение и дисбаланс. Ответственные производители стараются максимально защитить изделия от коррозии. Она, кстати, приводит и к ухудшению теплоотвода, когда покрывает внутренние ребра охлаждения.

    Установка некачественных компонентов тормозной системы несет в себе серьезные риски, особенно если стиль езды — агрессивный.

    Неправильная эксплуатация автомобиля. Перегрев дисков

    Агрессивное вождениеможно назвать спортивной манерой езды, но суть от этого не меняется. Речь идет о мощных тормозных усилиях, значительном разогреве ТД, который не успевает отдавать тепло в окружающую среду. А иногда охлаждение происходит слишком быстро, когда разгоряченный спорткар проносится через водную преграду. Стандартные диски для экстрима скорее всего не подойдут. Специальные модификации стоят дороже, но отличаются куда большей выносливостью. Их рельефная поверхность (насечки, сверления) обеспечивает завидную эффективность. Существуют керамические, карбоновые детали.

    Вынужденные особые условия эксплуатациитакже могут привести к перегреву. Среди них: затяжные спуски, торможения с груженым прицепом, частые, резкие торможения.

    Курьезным случаем перегрева можно назвать езду с поднятым ручником (бывает, и лампочка на щитке не горит).

    Перегрев имеет место при заклинивании компонентов суппорта (поршня, направляющих, колодок). Обычно это происходит, когда автомобиль не имеет надлежащего ухода.

    Перегрев может привести даже к закипанию тормозной жидкости и потере эффективности торможения.

    img

    Конструктивные особенности

    Тормозные колодки различаются не только качеством, но и характеристиками, геометрии деталей.Органические колодкиобеспечивают комфортное и надежное торможение. Они быстро изнашиваются, но щадяще относятся к ТД.

    Металлосодержащие колодки —их противоположность. Они чувствительны, тормозят интенсивно, но стирают сопряженную поверхность.

    Передние тормоза нагружены сильнее задних, однако, если сзади стоят диски, то их замену производят чаще, чем передние. Такая компоновка применяется на кроссоверах и джипах. Им необходимо большее тормозное усилие сзади. На незащищенный ротор активно летит грунт с передних колес, что вызывает абразивный износ. Обычные легковушки прекрасно «живут» с задними барабанными тормозами. Их механизмы создают достаточное усилие, но изолированы от внешних воздействий, потому и служат долго.

    Передние ТД более подвержены перегреву и, как правило, делаются охлаждаемыми.

    Выводы

    Важно следить за состоянием вашего авто и проводить регулярный осмотр тормозных дисков, поскольку это напрямую зависит на вашу безопасность и эффективность торможение. В следующей части статьи на данную тему, мы расскажем вам рекомендации по замене и эксплуатации тормозных дисков.

    Не пропустите новые публикации WiederKraft