
Буквально на днях коллега спросила, обращаются ли люди в последнее время с темой тревоги в связи с напряжённой ситуацией в мире. Вопрос был неслучайный, мы ожидали, что спустя несколько месяцев после начала конфликта люди почувствуют сильную тревогу. Так и получилось.
Чуть больше трёх месяцев люди держались, прошли стадии шока, гнева, и теперь тревога начала захлестывать, даже несмотря на относительное благополучие в их окружении.
Как правило, тревога пробивает насквозь тех, кто имеет пограничную структуру личности. Если в относительно спокойные времена скомпенсированный "пограничник" вполне функционален, то при столкновении с агрессией у такого человека возникает сильнейшая тревога, с которой ему трудно справиться.
Когда агрессия выходит за рамки частной жизни, тревога усиливается в разы, человеку кажется, что рушится весь мир, опоры нет ни в чём.
Если человек с невротической организацией психики способен воспринимать тревожную информацию с позиции реалистичности, переживать неприятные чувства, не разрушаясь, то пограничного склада личность сталкивается с затапливающим, всепоглощающим чувством липкой тревоги и паники.
Мир сегодня как будто вынужденно раскололся на две части - кто "за", кто "против", люди спорят, оказываясь на противоположных полюсах. Друзья ссорятся, иногда до драки, когда начинают доказывать, кто за кого, определяя при этом, враг перед ним или друг.
Мир делится на хороших и плохих, в который раз ситуация в мире накаляется до пограничного состояния "Кто не с нами, тот против нас!" Классический девиз пограничной расщеплённости.
Полярность - один из признаков пограничности. Пограничная ситуация побуждает к выбору, и люди с чёрно-белым мышлением, в свою очередь, начинают дуплицировать идеи "или-или".
Позиция пограничного человека:
"Есть две точки зрения: моя и неправильная!"
У людей с невротической организацией личности, то есть фактически здоровых, мир не полярен, а многообразен, многолик, мышление имеет свойство когнитивной сложности. Человек понимает, что есть те, эти, другие, третьи, четвёртые, что существует множество разнообразных течений, и конфликт намного сложнее, чем может казаться.