Почему с ребенком нужно говорить грамотно?
10 месяцев – это условная отметка, когда у детей происходит так называемый «речевой старт». Именно в этом возрасте малыш произносит свое первое «мама» и «папа». Это очень эмоциональный момент. Родитель не может не радоваться речевым успехам своего ребенка. Ведь теперь малыш слушает взрослых, начинает улавливать смысл их фраз. Поэтому очень важно говорить с маленькими детьми. Но как лучше это делать?
В 1 год ребенок может говорить разные слова, пусть и звучат они не совсем разборчиво. Это простые слова, состоящие из пары слогов: «баба», «деда», «няма» и т.д. Родители, услышав то, как говорит ребенок, могут подумать: «Надо говорить с ним на его языке». И начинают повторять за малышом каждую «няму», «бо-бо» или «бяку». Взрослые так делают, потому что им кажется, что ребенок понимает только примитивный язык. Но ребенок не иностранец! Давайте разберем ситуацию, когда взрослые не учат детей правильной речи.
Существует два вида словарного запаса:
- Активный словарный запас – это все слова, которые ребенок говорит;
- Пассивный словарный запас – это слова, которые ребенок понимает. Как правило, он их не произносит.
Ближе к двум годам дети должны говорить до 100 слов. Но при этом они должны знать до 1000 слов! То есть их пассивный словарный запас больше активного в 10 раз. Теперь представьте, что будет, если родитель общался с ребенком только примитивными «гули-гули» и «уа-уа». В пассивном словаре не окажется нужных слов. А это приведет к задержке речевого развития.
В будущем пассивный словарный запас станет активным. Это значит, что еще до трех лет ребенку нужно узнать много красивых фраз русского языка. Здесь нужно думать наперед: «Сегодня малыш только откладывает слова на самый верх шкафа. Но завтра он подрастет и дотянется до верхней полки, сможет сам использовать то, что запомнил».
Речь взрослого и речь ребенка
Можно сказать, что родитель должен грамотно говорить. Должен произносить четко и ясно все, что услышит ребенок. Не стоит удивляться, если малыш долгое время называет кашу и молоко «няма». Возможно, другого названия он никогда не слышал?
Также важно помнить, что мы требуем грамотной речи от взрослых, а не от детей. До трёх лет человек только учится – ему свойственно говорить с ошибками. А взрослым – нет. У многих родителей почему-то наоборот: они все время поправляют детей, когда те неразборчиво говорят слоги. Но эти же родители потом сами говорят ребенку непонятные слова. Такие действия и ухудшают развитие речи.
Как проверить речевое развитие
В 1 год нужно проверять ребенка на понимание фраз, а не на их произношение. Возьмите несколько игрушек и положите перед малышом. Попросите показать медведя. Затем спросите, где лежит кукла. И так несколько раз. В норме годовалые дети правильно показывают 3 из 4 игрушек. То же самое следует повторить с предметами одежды. Затем можно усложнить задачу. Пусть малыш положит куклу спать в кроватку. «Дай мишке погремушку», «Положи куклу в кроватку», – вот что можно сказать. Если ребенок правильно выполнил просьбу в 3-х из 4-х случаев, значит, он понимает речь взрослых. Пассивный запас у него развивается хорошо.
Как правильно говорить
С ребенком нужно разговаривать простыми и понятными словами. Это могут быть уменьшительно-ласкательные формы: «мячик», «веревочка», «мишка», «ложечка», «доченька» и т.д. Но это не должны быть выдуманные слова по типу «дем» («пойдем») или «но-но» («лошадь»). Предметы нужно называть своими именами!
Не путать со звуками животных и предметов окружения. Изучать, как мычит корова или гудит машина, полезно. Ведь так ребенок отрабатывает произношение слогов и начинает потихоньку понимать, как устроен мир. Здесь он не коверкает слова. При этом ребенок должен знать, что машина – это «машина», а не «бибика». Поначалу он может называть ее бибика, потому что она издает звук «Би-бип!» Но вам все же лучше называть ее машиной. «Как сигналит машина? «Би-бип!»»
Так ребенок скорее научится говорить правильно, ведь у него рядом всегда будет живой пример для подражания.
Иван Чернецкий, для Издательства Liza Land