Почему ароматы способны пробуждать в нас воспоминания и чувства из прошлого?

    Представьте такую ситуацию: вы идёте по парку, погружённые в свои мысли, гуляете, наслаждаетесь погодой, но вдруг вы начинаете ощущать какой-то запах. И внезапно вас погружает в воспоминания, вы начинаете испытывать ностальгию. Перед глазами появляются прожитые события из жизни. Может, это аромат духов первого учителя или запах свежескошенной травы, переносящий в детство. Почему различные ароматы способны разблокировать воспоминания, которые, казалось бы, давно забыты?

    Это явление называется «феномен Пруста», или ольфакторной памятью. Он относится не ко всем запахам, а только к тем, которые связаны с яркими эмоциями. Например, мамина выпечка напоминает о доме, а мандарины – о новогодних праздниках. Когда вы вдыхаете запах, рецепторы очень быстро передают информацию в отдел мозга, который отвечает за память обо всех запахах и эмоции. Поэтому возникает «феномен Пруста» – вы слышите аромат, испытываете эмоции и мысленно возвращаетесь в прошлое.

    "Ты слышал о Марселе Прусте? Он был писателем. Сначала он потерял память. Но как только он чувствовал запах определённого пирожного, его переполнял поток воспоминаний, который теперь занимает три тысячи страниц". — П. Хёг «Ночные рассказы».

    Феномен назван в честь французского писателя Марселя Пруста, который, как считается, впервые описал подобные переживания в романе «В поисках утраченного времени». Лучшее, что хранится в тайниках нашей памяти, — вне нас; оно — в порыве ветра с дождем, в нежилом запахе комнаты или в запахе первой вспышки огня в очаге, — всюду, где мы вновь обнаруживаем ту частицу нас самих, которой наше сознание не пользовалось и оттого пренебрегало, остаток прошлого, самый лучший, тот, что обладает способностью, когда мы уже как будто бы выплакались, все-таки довести нас до слез. И это лишь одна из многих обрисовок влияния ароматов на воспоминания, которое вышло из-под пера Пруста.

    «Запах действительно пробуждает в нашей памяти определенные воспоминания», – заявляет парфюмер и основатель марки CB I Hate Perfumes Кристофер Бросиус. Аромат заставляет нас вспомнить те эмоции, которые мы чувствовали в определенный момент, вызванный в нашей памяти». Имея это в виду, парфюмер создает свои ароматы таким образом, чтобы пробудить свои «нежные» воспоминания, а не воссоздать в воображении конкретный момент времени.

    Доктор Алан Хирш, директор исследовательского института и руководитель курса лечения Smell & Taste считает, что сильные эмоции и чувства могут быть вызваны только теми запахами, с которыми у вас связаны воспоминания. Эта связь обусловлена тем, что все мы обрабатываем запахи при помощи гиппокампа и мозжечковой миндалины, которые являются частями лимбической (обонятельной) системы головного мозга, которую еще называют «эмоциональным мозгом», так как именно в этой области происходит обработка воспоминаний. Если обратиться к психологии, то феномен Пруста в целом объясним. Раньше обоняние играло ведущую роль в восприятии мира, но затем человек стал гораздо больше полагаться на зрение. Острота обоняния ушла, а вот память, завязанная на ароматах, — нет.