Первые месяцы жизни младенца
Каждый родитель хочет вырастить здорового ребенка. Давайте посмотрим, как развивается ваш малыш и как можно сделать его знакомство с миром более гармоничным и увлекательным.
0 – 1 месяц
Это очень сложный и важный период в жизни вашего малыша. Ведь раньше он жил совсем в других условиях. В утробе матери было тепло, он получал все необходимые питательные вещества и кислород. Сейчас ему нужно самостоятельно дышать, поддерживать температуру тела и питаться материнском молоком.

Все эти процессы энергозатратны для крохи, поэтому новорожденный почти все время спит. А в перерыве между сном – кушает. Во время сна малыш растет и адаптируется к новой среде обитания. В питании малыш нуждается каждые 2 часа, но режим и частота у разных детей могут отличаться. Ведь все мы разные и рождаемся уже со своим характером, эмоциональными и физиологическими особенностями.
Очень важно эти особенности понять и удовлетворять потребности малыша без ограничений. Сейчас ему нужно много телесного и зрительного взаимодействия с мамой. От этого будет зависеть как физическое здоровье будущего взрослого человека, так и его отношение к себе и окружающему миру.
Младенец хаотично двигает ручками и ножками, умеет немного приподнимать головку и фокусирует взгляд на предметах. Также малыш рефлекторно хватает и сжимает в кулачок все, что попадает ему в ручку, способен плавать при погружении в знакомую ему водную среду.
Крошка радует своих близких первою улыбкой, а еще умеет сопеть, кряхтеть и даже отвечать агуканьем, если родители с ним постоянно общаются. Малыш вздрагивает, замирает или плачет при резких и громких звуках. И старается помочь маме при кормлении: устроится как можно удобнее и найти ртом материнскую грудь.
С первых дней жизни родителям рекомендуется вести дневник. Вносите туда все большие и маленькие успехи вашей крохи: первый смех, первое “агу”, переворот на бочок, первые “ладушки”, первые шажки и т.д. Это копилка радостных моментов, к которой можно возвращаться через много лет спустя.
Порой родители не знают как можно поиграть с ребенком, когда он сыт, доволен и все потребности удовлетворены. Давайте рассмотрим несколько простых и приятных способов развлечь малыша с пользой для его развития.
Сейчас ребенок неопытен и неуклюж в движениях. Часто родители пытаются помочь ему, но это вызывает обратный эффект или приводит к быстрой потере интереса к игре. Ваш карапуз хочет все исследовать сам, позвольте ему это, и пусть у него получится после многочисленных попыток. Не торопите и не форсируйте.
Разговаривайте с ребенком все время, когда взаимодействуете с ним. Используйте разные интонации и тембр. Тихая речь будет успокаивать малыша, а более громкая – привлекать внимание.
Когда вы перемещаетесь в комнате, позовите малыша по имени, поменяйте место и позовите еще раз. Ребенок будет следить за вашими движениями.
Покажите крошке яркую погремушку или пищалку, привлеките звуком его внимание, позвольте рассматривать игрушку. Медленно двигайте ею из стороны в сторону, по кругу и сверху вниз. Останавливайтесь и возвращайте погремушку в исходное положение. Обращайте внимание, что ребенок успевает следовать за вами. Важно вызвать интерес малыша, если же его нет, не вкладывайте игрушку в ручку. Стоит попробовать другую игру или занятие, а эту отложить на потом. Все свои действия обязательно сопровождайте разговором с малышом.
Когда ребенок сосредоточен на вашем лице, медленно перемещайтесь в разные стороны, он будет поворачивать головку и следовать глазками за вами.
Уделяйте внимание массажу и тактильному контакту, сейчас это также важно, как и развитие всех органов и систем. Чем больше вы тактильно взаимодействуете с малышом, тем более спокойно и уверенно чувствует себя он.
1 – 2 месяца
Ребенок больше бодрствует днем, да и ночной сон становится более стабильным, малыш может до конца не просыпаясь подкреплять силы материнским молочком.

Крошка умеет держать головку некоторое время, следить за движениями людей и предметов, поворачивать головку в направлении голоса или звука, переворачиваться с бочка на спинку, узнавать голос родных, радовать их улыбкой и гулением.
Крошка умеет держать головку некоторое время, следить за движениями людей и предметов, поворачивать головку в направлении голоса или звука, переворачиваться с бочка на спинку, узнавать голос родных, радовать их улыбкой и гулением.
Крошка умеет держать головку некоторое время, следить за движениями людей и предметов, поворачивать головку в направлении голоса или звука, переворачиваться с бочка на спинку, узнавать голос родных, радовать их улыбкой и гулением.
В этот период у малыша можно развивать восприятие форм и цветов. Развесьте на бортиках кроватки яркие картинки. Лучше чтобы на них были четкие формы и узоры: черно-белые, красные, желтые, синие, оранжевые, зеленые.
Позвоните в колокольчик и закрепите его на какой-нибудь стороне кроватки. Крошка повернет голову в ответ на следующий звоночек.
Можно прикрепить к какой-нибудь мягкой игрушке резиночку и повесить над кроватью. Ребенок будет заинтересован таким попрыгунчиком.
Для занятий с малышом лучше использовать погремушки, пищалки и игрушки разных форм и текстур.
Ласково коснитесь кожи крошки тканями разных текстур: шелком, мехом, чем-то вязаным, пушистым, слегка колючим и т.д.. Так можно развивать тактильные ощущения малыша.
Можно знакомить ребенка с простейшими песенками, стишками и прибаутками. Малыш с удовольствием будет отвечать вам на своем языке.
И даже купание можно делать развивающим. Положите головку малыша на ладонь, и поддерживая тело второй рукой, аккуратно поводите вперед назад, из стороны в сторону или в виде любой фигуры. Привычная крошке водная стихия поможет расслабиться, доставит радость и будет способствовать развитию ориентации в пространстве.
2 – 3 месяца
У ребенка с маминой помощью все более четко выстраивается режим: пробуждение, кормление, 2-4-х-разовый дневной сон. Малыш с помощью крика и плача рассказывает, когда он недоволен или что-то идет не так. Чуткие родители могут заметить особенности характера и темперамента своей крошки.
Малыш умеет удерживать головку, переворачиваться, смеяться, удерживать зрительный контакт, довольно долго рассматривать предметы, хватать и держать игрушку, а затем непременно тянуть ее в ротик. Разговорные таланты также прогрессируют: гулит малыш с разными интонациями и на разный лад.
Как можно помочь развитию крохотного члена семьи?
Уже сейчас важно обратить внимание на склонности малыша. От кого бы он мог их унаследовать? Вы можете составить список того, что вы видите в поведении и реакциях столь юного человека. Это поможет подготовиться и выбрать способы развития его сильных черт и корректировки не самых желательных качеств.
Положите малыша на большой мяч для фитнеса, покачайте аккуратно в разные стороны. Это помогает развивать ориентацию в пространстве и укрепляет вестибулярный аппарат.
Поиграйте в самолет. Устройте свою крошку на руках, вниз животиком, и полетели! Осторожно двигайтесь, изображая полет. Удовольствие и новые пространственные навыки станут приятным дополнением к игре.
Положите ребенка на животик, а перед ним несколько ярких игрушек. Если малыш потянется за ними, подставьте свою руку под его стопу, дав тем самым опору. Скорее всего, крошка попробует оттолкнуться. Так ребенок быстрее научится ползти.
Можно начинать знакомство малыша с искусством. Ставьте ему разную музыку: классическую, детскую, веселую, успокаивающую. Хорошо если вы будете подпевать или совершать легкие движения в такт. Совместное удовольствие обеспечено.
Сделайте самостоятельно или купите малышу браслет из мягкой ткани с разными бубенчиками, фигурками и колокольчиками. Так ему интереснее будет изучать свое тело.
Помните о важности массажа. Со стишками и песенками вместе.
Для игр подойдут кубики крупного размера, мячики разных форм и текстур, мобили, книжки с крупными и простыми картинками, мягкие игрушки со вставками из разных текстур, погремушки и игрушки для купания. Малышу можно предложить и бытовые предметы для исследования: ложку, лопатку, стаканчик и т.д.
3 – 4 месяца
Малыш умеет управляться с координацией движений, дотягиваться до предметов и ощупывать их, играть со своими ручками и ножками, переворачиваться со спинки на животик, а порой и в обратном порядке. Подолгу увлекается подвешенными над кроваткой игрушками. Общаться предпочитает с мамой и может сильно расстраиваться даже от ее кратковременного отсутствия. Много “разговаривает” с близкими на своем языке, узнает свое имя и произносит первые слоги “ма”, “па” и т.д.
А у некоторых крошек уже режутся зубки.

Сейчас самое время начинать развитие речевых навыков. Медленно пойте песенки, стишки и потешки, делая акцент на гласные. Малыш будет вам отвечать.
Можно осваивать ладушки, аккуратно хлопая ладошками малыша.
Возьмите игрушки с разными текстурами и попеременно вкладывайте в ручку ребенку, обращая внимание на правильный захват с помощью большого пальчика. Аккуратно забирайте игрушку и меняйте на следующую. Это помогает развитию мелкой моторики и тактильных ощущений.
Попробуйте закрепить над кроваткой игрушки с зеркальцами. Рассматривать себя сейчас – неимоверно интересное занятие для крошки.
И конечно же большие книжки с яркими картинками, разнообразные мобили (можно сделать самостоятельно из безопасных предметов и фигурок), кубики, мячики и бытовые предметы помогут исследовать малышу столь интересный окружающий мир.
Также важно обзавестись несколькими прорезывателями для зубок, что поможет чесать десна и легче справляться с порой нелегким процессом появления зубов.
4 – 5 месяцев
Крошка активна и много времени проводит в движении: переворачивается, раскачивается и пробует садиться. Малыш способен подолгу держать предметы в ручке, хорошо определят “своих” и “чужих”, отличает эмоции близких, на ласковое обращение улыбается, а на суровый тон хмурится или капризничает. Сам просит маму с папой о внимании, тянет ручки и лопочет.
Сейчас важно дать ему как можно больше свободы в освоении окружающего пространства и обеспечить безопасность юного исследователя. Режим дня ребенка может сбиваться, а день с ночью путаться. Если так происходит, нужно искать причину: слишком долгий сон днем, малая активность в дневное время, слишком сухое и теплое помещение и т.д.
Для развития сенсорных навыков можно сделать малышу бусы из пуговичек разного размера, цвета и фактур. Можно сделать мешочки, положив в них всякие крупы (рис, горох, макароны и т.д.), покажите какие они разные на ощупь. Также малыш с удовольствием будет изучать разные поверхности и предметы, покажите ему как шуршит полиэтилен, какой клубочек получается из веревочки или шнурочка, как можно мять бумагу или фольгу, и т.д. Ваш простор для творчества не имеет границ.
Полезны будут игры с мячиками. С помощью тряпичного мяча развиваются хватательные навыки и координация. Мячик с пупырышками полезен для мелкой моторики. Чуть позже малыш сам будет с интересом играть с мячами.
Ребенку нравится стоять с вашей поддержкой. Можно дать ему приседать и подпрыгивать, сопровождая такую зарядку стишком или песенкой.
Протягивайте малышу разные игрушки и проговаривайте их название. Так тренируется память и сенсорные рецепторы.
А книжки и яркие картинки помогут познавать мир вашей крошке.
5 – 6 месяцев
Чем бы мне полакомиться? Полугодовалый малыш проявляет заинтересованность к “взрослой пище”. Можно постепенно вводить прикорм.

В этот период некоторые малыши уже хорошо ползают, а другие только осваивают такую науку. Как правило, у крошки уже есть первый зубик. Ребенок подолгу может играть с одним предметом, старается подражать движениям взрослых и их голосу, повторяет слоги и согласные звуки. А еще тянет в рот абсолютно все, так что будьте настороже. Лучше проверить помещение и убрать то, что может представлять опасность для вашей активной крошки. Обратите внимание на провода, розетки и тяжелые предметы.
Малыши очень любят открывать и закрывать разные коробочки и нажимать на кнопочки. Доставьте крошке удовольствие такой игрой.
Разрешайте ребенку (в пределах безопасности и разумности) трогать все предметы, которые его заинтересуют. Так он развивается и изучает этот мир.
Крошке понравится игра в покорителей пещер. Для этого можно соорудить из подушек, стульев и т.д. тоннель и накрыть его простынкой или пледом. Покажите личным примером, как стать покорителем этой пещеры. А затем позовите малыша последовать за вами. Это помогает развитию двигательных навыков и лучшей ориентации в пространстве.
Сейчас особенно важно, чтобы игрушки не просто доставляли удовольствие, но и активно развивали. Поэтому рекомендуем уделить внимание фигуркам людей и животных; пирамидкам и лабиринтам; неваляшкам; ведеркам с овощами, фруктами или геометрическими фигурами; и обязательно книжкам!
Кроме того, крошка способна воспринимать и радоваться разнообразным звукам. Имеет смысл приобрести какие-либо музыкальные инструменты для детей.
6 – 7 месяцев
Малыш прекрасно ползает, устойчиво сидит и пробует вставать, а с поддержкой может и переставлять ножки. Он видит, слышит и тактильно ощущает почти как взрослый. Может долго лепетать и повторять одни и те же слоги. По названию ищет взглядом игрушку или предмет, любит разглядывать яркие картинки и книжки, и может продолжительное время играть. Зубки его растут, а челюсти нуждаются в развитии, поэтому можно давать крошке пожевать твердые кусочки яблочка, морковки, сушку или печенье.
Предложите малышу небольшие мешочки с разными крупами. С ними интересно играть, их можно бросать и даже пожевать.
Дети очень любят стучать пищащими молоточками. Помимо веселья, такая забава развивает координацию движений. Еще малыши вдохновляются игрой на барабанах. Можно приобрести детский инструмент, а можно пустить в ход кастрюльки, миски и прочие предметы обихода. Громкое развлечение способствует развитию слуха и логики.
Сейчас малыш с особенным интересом отнесется к кубикам и сортировщикам.
Приготовьте корзинку, а рядом положите разные предметы и игрушки. Расскажите о каждой, уделяя внимание формам и цветам. А потом вместе с малышом сложите в корзиночку только красные, например, или только круглые. Такая игра помогает развитию внимания, мышления и памяти.
Продолжайте знакомить кроху с книгами, позднее он будет тянуться к любимым книжкам и рассматривать их сам.
7 – 8 месяцев
Раньше кроха волновалась, если мамы рядышком не оказалось. Сейчас малыш может проявлять беспокойство в присутствии посторонних людей. Ребенок все также нуждается в ласке, заботе, душевной теплоте и чуткости к его потребностям. Наука подтверждает, что детки, получившие достаточно нежности и внимания, вырастают более устойчивыми к стрессу. С нежностью и лаской в этом возрасте нельзя переборщить!

Малыш уже многое умеет: скоростное ползание, подъем с опорой, первые шаги с поддержкой, первые слова. Крошка уверенно передвигается в знакомом пространстве и умеет управлять громкостью своего голоса. Да и эмоциональная сфера активно развивается, на милом личике интерес и восторг сменяются настойчивостью и упорством, а порой и недовольством, беспокойством или страхом.
Сейчас самое время читать крошке книжки перед сном, если вы не делали этого ранее.
Музыкальные игрушки будут способствовать развитию мышления и слуха.
Малышам очень нравится ронять что-либо на пол: кубики, мячики, пищащие игрушки и т.д. Позднее вы можете усовершенствовать эту игру и научить бросать предметы в цель: ведерко, коробку, корзинку.
Также подлинное удовольствие крошке доставит самостоятельное включение и выключение света, нажимая на кнопочку или потянув за шнурок.
8 – 9 месяцев
Самое время поговорить! Многие малыши начинают в данный период активно развивать свою речь. Но так бывает не всегда, и волноваться по этому поводу не стоит. Если ваш ребенок “молчун”, не торопите его, просто общайтесь с ним и проговаривайте, как называются игрушки, предметы и все, что вы видите вокруг.
Крошка уже может ходить, придерживаясь опоры, залезать по детской лесенке, любит открывать ящички и исследовать окружающее пространство.
Сейчас стоит обратить внимание, насколько правильно вы озвучиваете ребенку запреты. Если вы неоправданно часто произносите “нельзя”, он не будет относиться к предостережениям с должной серьезностью, а попробует сделать все наоборот. Спокойным и уверенным голосом говорите, допустим, “трогать провода нельзя”, вместо шутливого , “не нужно сюда ходить (трогать что-то), сладенький, перестань пожалуйста”. Разумнее пользоваться запретами только если это может защитить малыша.
Особенное удовольствие малышам доставляют игрушки для купания, ведь крошка может уже самостоятельно управляться с уточками, корабликами и т.д., учить их плавать и нырять. Не отказывайте и себе в наслаждении совместной игры с карапузом. Имеет смысл присмотреться и к магнитной рыбалке.
Большой интерес вызывают у деток разные пирамидки с наборами колец и матрешки. Также здорово будет заняться вместе строительством башенок из кубиков, с последующим их веселым разрушением. Пирамидки, кубики и матрешки помогают развитию моторики, координации движений и знакомят с понятием размеров.
Сейчас также подходящее время для разных коробочек и баночек с прорезями, куда так интересно складывать всякую всячину.
Бизиборды, горки и треки для игрушек, музыкальные инструменты помогут сделать развитие малыша более увлекательным.
Помните про книжки, они помогают развивать речь, мышление и кругозор вашей крошки.
9 – 10 месяцев
Крошка ходит гораздо увереннее, говорит на своем, понятном близким, языке, называет слогами знакомые предметы, имеет свои любимые игрушки и книжки, активно учится новым движениям, совершенствуя координацию и ловкость.

Сейчас у малыша очень быстро развивается нервно-психическая система. Особенно важно продолжать ему читать, знакомить с разной музыкой, аудиосказками, играть с кубиками, пирамидками, мячиками и любыми игрушками, способствующими одновременному развитию сенсорных ощущений и мышления. Также важны занятия с детскими музыкальными инструментами.
Но и мама может уделить себе время. Ведь кроха уже способна играться сама. Вы можете заняться зарядкой, йогой и любыми упражнениями на ваш вкус. А если малыш захочет вашего внимания, он с удовольствием составит вам компанию, детки в этом возрасте очень любят смотреть на новые движения и подражать им. Таким образом вы приучаете ребенка к правильным и полезным привычкам, это закладывается на глубоком психическом уровне.
Хороши сейчас игрушки и куклы с крупными чертами лица. Ребенок знакомится с названиями частей тела и лица. Помогите ему в этом, превратив познание в увлекательную игру.
С удовольствием малыши, и девочки и мальчики, играют с машинками на колесиках и несложными конструкторами. Это развивает двигательные навыки, логику и мышление в целом.
10 – 11 месяцев
Крошка проявляет все большую самостоятельность и изобретательность в своих действиях и в игре, и умеет разными способами обозначать свои желания.
Все рекомендации по играм предыдущего периода актуальны. Также сейчас подойдут игрушки на колесиках, их можно катать или везти впереди себя дома, а можно взять и на прогулку. Они развивают навыки ходьбы и равновесия.
Хороши игрушки с механическим заводом (машинки, поезда, мышки и т.д.), они помогают развивать моторные навыки и логическое мышление. Научите малыша самостоятельно заводить игрушку.
Попробуйте игрушки, предполагающие более совершенные движения, допустим, коня-качалку, машинку для езды и т.д. Такие занятия должны проводится только под присмотром взрослого!
11 – 12 месяцев
Вашей крошке скоро годик! Это был период столь стремительного роста и развития всех систем организма, с которым не сравнится ни один другой год. Теперь юный человек многое умеет, ходит, играет, говорит первые слова, имеет собственные интересы и любимые занятия, и активно проявляет свой характер.

Важно поддержать малыша в его самостоятельности. Позвольте ему самому выбирать, например, еду для полдника, игру или одежду на прогулку. Если малыш чересчур требователен и склонен к эмоциональным всплескам, важно сначала успокоить его, а уже затем пояснять, как лучше себя вести и почему.
Описанные выше развивающие занятия по прежнему актуальны. Также можно предложить малышу вместе полепить и порисовать. С вниманием к ребенку нельзя переусердствовать! Совместные игры развивают социальные навыки, мышление, кругозор и закладывают фундамент будущей здоровой личности!
Не забывайте про книги, музыку и массаж.
Если мой ребенок развивается медленнее или быстрее
Переживать особенно не стоит. В этапах развития за основу взяты среднестатистические показатели. Но, как нет двух одинаковых людей, так не существует и двух одинаковых младенцев. Скорость развития вашей крошки может отличаться от других. Некоторые детки пытаются встать на ноги уже в 5 месяцев, а к 6 умеют ходить. Другие начинают вертикальное передвижение ближе к году.
Если же темпы развития сильно отстают, имеет смысл проконсультироваться у специалиста.
Какое количество игрушек должно быть у ребенка?
Ответ на данный вопрос не однозначен. Столько, сколько вы считаете нужным и позволяют ваши возможности. Стоит обратить внимание на последние данные ученых. Результаты исследований показали, что чем меньшее количество игрушек и чем они более просты – тем быстрее развивается воображение крошки. Это побуждает проявлять творческий интерес и создавать игры и занятия самостоятельно.
Можно ли делать игрушки самостоятельно?
Разумеется, можно. И даже очень полезно. Главное, чтобы были соблюдены все правила безопасности. Такие игрушки развивают креативные способности не только детей, но и родителей.
Можно ли ребенку до года играться с гаджетами?
Согласно мнению ученых и практических специалистов – нет! В столь важный период жизни взаимодействие с компьютером, планшетом, смартфоном и т.д. тормозит развитие малыша.
Полезны ли развивающие коврики?
Быть родителем - непростой труд! И очень часто нам не хватает времени. Поэтому мы хотим чтобы крошка развивалась самостоятельно и покупаем специальные для этого приспособления.
Однако, надолго коврик малыша не заинтересует. Конечно для развития двигательных навыков коврик будет полезен. Но по-настоящему полезным для ребенка он станет только при совместной со взрослыми игре.
Анна Луценко, для Издательства Liza Land