Оценки в школе: переживаем правильно!

    Школьные годы — один из самых тревожных этапов в жизни каждого родителя. И чаще всего (давайте признаемся честно) мамы и папы переживают именно из-за оценок: текущих и итоговых, за поведение, за четвертные и экзаменационные работы.

    Действительно, напряжение по поводу отметок распространяется на всех участников образовательного процесса. А сколько раз от самих детей можно услышать: «Меня за тройку папа убьёт!» 

    Возникает вопрос: как правильно выстроить взаимоотношения между детьми, родителями и оценками, чтобы в будущем страх не перерос в фобию или тревожное расстройство? Поможет только совместная работа «отцов и детей».

    Опасность школьной системы оценивания

    Исторически сложилось, что оценивание является самой распространённой формой контроля в любой иерархии. Человек либо вписывается в рамки и вызывает одобрение, либо не вписывается, чем вызывает осуждение, критику, негативную реакцию.

    В школьной системе оценка считается показателем знаний, и часто детей заставляют ощущать, будто вся их ценность определяется отметками. 

    Вред школьных оценок выражается:

    • в завышенной или низкой самооценкой у школьника;
    • появлением тревожности, стресса;
    • страхом осуждения, негативной оценки;
    • страхом неудачи, ошибки;
    • возникновением у ребёнка стремления доказать свою любовь и послушание получением хорошей отметки;
    • смещением фокуса внимания не на личность, а на оценки.

    И это не говоря о том, что в большинстве случаев оценка субъективна. Она нередко является предметом запугивания, манипуляции со стороны учителя, его способом показать свою власть и авторитет. Кроме того, методика школьного оценивания построена на фиксации и исправлении ошибок, поэтому не затрагивает индивидуальность школьника, его творческие способности и склонность к разному типу мышления.

    Какой вывод можно сделать? Оценка не является истинным показателем знаний школьника (школьных программ мало, а детей — много, и все они имеют разный темперамент, характер и способности), а значит, она не должна быть поводом для унижения, наказания и обвинения ребёнка.

    Рекомендации родителям

    Как помочь ребёнку выстроить правильные отношения с оценками? Мамы и папы могут воспользоваться нашими советами.

    1.  Не ругайте, не наказывайте и не кричите на ребёнка из-за оценок. Задача мам и пап — сформировать у своего чада чувство самоценности вне зависимости от того, тройка или пятёрка стоит в его дневнике.

    2.  Поймите сами и обсудите с ребёнком, что двойка — это не конец света и не трагедия мирового масштаба. Проанализируйте вместе, почему он её получил. Вариантов может быть масса: плохо понял тему, пропустил по болезни 2 урока, плохо себя чувствовал, потерял интерес к предмету, поссорился с другом. Если есть желание её исправить, можно ещё раз пройти материал самостоятельно, обратиться за помощью к учителю или к однокласснику, который в этой теме как рыба в воде. 

    3.  Чтобы у ребёнка сложились правильные взаимоотношения с отметками, никогда не нужно сравнивать его с другими детьми: «У Паши вон пятёрка, а ты отличился, как всегда». Убедите его, что вы рядом и готовы помочь в любое время.

    4.  Плохая оценка не должна вызывать у мам и пап разочарование и осуждение. Даже спокойно сказанное «Я же говорила…» может обернуться серьёзной обидой и подрывом доверия. Родителям следует поддерживать чадо и всегда акцентировать внимание на приложенных усилиях: важен не результат в виде цифры в журнале, а детские старания.

    5.  Мамам и папам не следует культивировать в семье мифы о школьных оценках, они могут некорректно вписаться в картину мира школьника. Например, не стоит говорить, что отличная учёба является гарантом безбедной и успешной жизни в будущем. Или что учёба — это феноменальная работа, где оценки нужно обязательно добывать кровью и потом (боль, давление и страдания — не ценность, искореняйте такую установку).

    6.  Школьникам с первых классов необходимо объяснять, что с оценками он будет сталкиваться не только в школе, но и вообще в жизни. Например, в университете или на собеседованиях. Но они не должны негативно влиять на его настроение или на представление о себе.

    7.  Родителям следует помнить, что плохие отметки тоже важны, так как они формируют у детей понимание, что в жизни бывают и взлеты, и падения. 

    8.  Мамы и папы сами должны осознать, что настоящие знания и отметки редко коррелируют. Но тогда как проконтролировать уровень знаний школьника? Просто: предоставить ему выбор. Некоторые дети ненавидят скучные диктанты, но обожают тесты или устные опросы. В них они и показывают свои настоящие способности и то, насколько усвоен материал. 

    9.  Помогите чаду понять: если плохая оценка вызвана его промахом — это не беда, её всегда можно исправить. 

    Родители-союзники — главная опора ребёнка во время школьного обучения. Поэтому мамам и папам необходимо создать комфортную обстановку в семье, чтобы чадо не боялось возвращаться домой с тройкой за самостоятельную.

    Школьная оценка — это лишь условность. Чем больше мамы и папы будут реагировать на отметки (пятерка — «Ура! Танцуют все!», тройка — «Да уж, мог бы и лучше…»), тем сильнее в сознании ребёнка укрепится мнение, будто нет ничего важнее них. Уверенность в своих силах, здоровая позитивная самооценка, инициативность, реальные навыки и знания — вот что в действительности ценно.