Осваиваем грамматику с дошкольниками

    Прислушайтесь к тому, как говорит ваш ребенок! Он может правильно произносить все звуки, но при этом допускать в своей речи грамматические ошибки. Чаще всего встречаются ошибки при изменении существительных множественного числа по падежам и согласовании числительных с существительными, неправильное использование предлогов и другие неточности.

    Примеры ошибок: «домы», а не дома, «много карандашов», а не карандашей, «много стулов», пропускает предлог в, говорит «из дома» вместо «из-за дома», «из стола» — вместо «из-под стола», «из стула» — вместо «со стула», ошибается при согласовании числительных с существительными: «один кубик, два кубик, три кубик» и т.д.Освоение грамматики в детстве происходит без изучения правил, исключительно на практическом уровне. Чтобы помочь ребенку справиться с трудностями освоения грамматики, можно заниматься в игровой форме с использованием различного материала.

    В издательстве «ТЦ Сфера» много лет издается замечательное пособие Елены Косиной по формированию грамматики у детей — «Грамматические тетради». Это 4 пособия, которые включают основные грамматические разделы, вызывающие трудности у детей. Одна из уникальных особенностей этих пособий заключается в том, что автор предлагает темы в таком порядке, в каком ребенок постепенно осваивает нормы грамматики.

    «Грамматическая тетрадь № 1» охватывает темы: «Простые предложения», «Глаголы во множественном числе» и «Существительные». По словам Елены Михайловны, глаголы имеют колоссальное значение для развития речи ребенка, потому что они помогают строить фразы. Следующая важная категория — обучение детей употреблять падежи в речи. В рабочей тетради приводятся разнообразные упражнения, которые помогают отточить употребление существительных в родительном, винительном и дательном падеже, а также в творительном и предложном. На страницах «Грамматической тетради № 1» детям предлагаются увлекательные задания: придумать предложение по каждой картинке и соединить подходящие картинки.

    «Грамматическая тетрадь № 2» содержит много заданий на отработку разных предлогов. По словам Елены Михайловны, особые сложности дошкольники испытывают в употреблении предлога в. На страницах пособия детям нужно ответить на такие вопросы, как «Где живет дельфин?», «Где растут грибы?». Автор рабочей тетради отмечает, что, произнося словосочетания и фразы с данным предлогом, взрослым необходимо интонационно его выделять и произносить «отдельно» от следующего слова. Кроме того, пособие включает задания, которые учат детей различать применение предлога в и на.

    С помощью «Грамматической тетради № 3» дети научатся образовывать уменьшительно-ласкательную форму имен существительных при помощи разных суффиксов, научатся употреблять предлоги для и между.

    В «Грамматической тетради № 4» дети освоят прилагательные, которые являются украшением речи. Дети обогатят словарный запас прилагательными, обозначающими вкус, цвет, форму, а также научатся объяснять слова и отгадывать загадки.

    В пособии в каждой теме представлено несколько уровней сложности. Можно выбрать тот, который подходит вашему ребенку. Заниматься по этим тетрадям интересно, так как ребенок не просто пассивно смотрит, а действует: соединяет, обводит картинки и проговаривает.

    Уважаемые взрослые, помните, что любые ошибки в речи ребенка нужно не просто исправлять — часто этот прием не приносит результата и может вызвать негативизм у ребенка. Необходимы специальные занятия. Сделать занятия полезными и интересными в домашних условиях вам помогут «Грамматические тетради» Елены Косиновой.