Осложнения после косметологической процедуры: что делать и куда обращаться?

    Что делать и куда обращаться, если косметологическая процедура привела к осложнению? И в самом деле, что делать? Помогут разобраться юристы ПРАВОКАРД.

    В первую очередь, нужно научиться отличать естественные побочные постпроцедурные эффекты от неестественных, то есть, от действительных осложнений.

    Как правило, о естественных побочных эффектах всегда предупреждает врач. Таким образом, если врач проявит свою компетенцию и расскажет пациенту обо всех нюансах предстоящей процедуры, а пациент будет, в свою очередь, соблюдать все рекомендации и не утаит ничего от врача, то предпосылок для осложнений в целом можно не опасаться.

    Осложнения же спровоцированы рядом патологических процессов, которые вызваны медицинским вмешательством в организм пациента. И если побочный эффект проходит сам, то осложнение предстоит лечить, иногда долго и дорого. 

    Если всё-таки осложнение возникло, то помимо лечения осложнения необходимо зафиксировать своё состояние у врача-терапевта и сообщить, какую процедуру с какими препаратами вам делали, название клиники, ФИО врача-косметолога. Вся информация должна быть обязательно отражена в заключении врача с указанием, что именно процедура стала причиной проблем со здоровьем.

    Дополнительно осложнения после косметологической процедуры целесообразно «зафиксировать» путём фотографий. Сфотографируйте себя при хорошем освещении и на качественную технику — так, чтобы было видно, какой вред был нанесён процедурой. Сделанные снимки желательно заверить у нотариуса, чтобы при необходимости подтвердить дату сделанных фотографий. 

    Далее соберите пакет документов: договор, информированное согласие, чеки об оплате, рецепты на лекарства, которые вам выписали для лечения осложнения, фотографии, информацию о процедуре, которую вам проводили, можно воспользоваться показаниями свидетелей. Составьте претензию на некачественное оказание услуг. Претензия составляется в двух экземплярах, один — для клиники, второй — для вас. Направьте претензию на адрес клиники удобным для вас способом: нарочно, в этом случае необходимо добиться того, чтобы на вашем экземпляре претензии поставили подпись с печатью, в подтверждение того, что претензия принята к рассмотрению; почтой России заказным письмом с уведомлением.

    Срок рассмотрения претензии 10 дней, если вашу претензию игнорируют, вы имеете право обратиться с жалобой в Роспотребнадзор — орган спецслужбы при Минздраве, осуществляющий надзорные функции; в лицензирующие органы, полномочные приостановить и прекратить лицензию; в прокуратуру; в правоохранительные органы или суд. Право гражданина РФ защищать свои интересы в суде установлено Конституцией и по данной ситуации дополнительно закреплено в ФЗ N 2300–1 «О защите прав потребителя» (предоставление услуг ненадлежащего качества). В этом случае вам обязательно понадобятся все те документы и доказательства, о которых мы писали выше.

    Выплаты, на которые можно рассчитывать в случае осложнений:

    • Возмещение нанесенного вреда здоровью.
    • Компенсация расходов на лечение и восстановление, в данном случае необходимо будет представить доказательства, собрать все чеки.
    • Компенсация морального вреда.

    Требования к оказанию косметологических услуг содержатся в Федеральном законе. Косметология, как вид медицинской деятельности подлежит в нашей стране лицензированию, поэтому при выборе специалиста, необходимо убедиться в наличии соответствующей лицензии, на оказание медицинских услуг по профилю «косметология». Реестр медицинских лицензий опубликован на сайте Росздравнадзора, где можно проверить подлинность документа по его номеру. Важно помнить о том, что законодательство не сможет защитить того, кто, проявив халатность и недальновидность, доверил своё здоровье специалисту без лицензии.

    Помимо лицензирования, существует ряд других обязательных требований:

    • выполнение косметологических услуг допустимо только по адресу, указанному в лицензии;
    • врач-косметолог должен пройти профпереподготовку по специальности «косметология» при наличии подготовки в интернатуре или ординатуре по специальности «дерматовенерология»; 
    • проведение инъекций косметологических средств запрещено делать средним медперсоналом; 
    • медизделия, в том числе имплантируемые, лекарственные препараты должны иметь регистрационное удостоверение;
    • запрещено использовать незарегистрированные филлеры.

    Порядок обжалования качества работы косметолога зависит от того, происходило ли обслуживание в салоне (поставщик услуг — юридическое лицо) или на дому (поставщик услуг — индивидуальный предприниматель). Ранее описанные способы обжалования качества оказанных косметологом услуг применимо к юридическим лицам, тогда как, косметология на дому — самый опасный вид услуг, выбирая который клиент не может не понимать степень риска. В этом случае крайне сложно доказать и сам факт предоставления услуги, и финансовый ущерб, и вред здоровью или неэффективность оплаченной процедуры. Лучший способ в этом случае — обратиться в полицию на предмет проверки законности деятельности косметолога.

    В заключение хотелось бы сказать:

    • Всегда обращаетесь для прохождения косметологических процедур в лицензированную клинику с хорошей репутацией — никаких «хороших косметологов на дому»!
    • Поведение врача может сказать многое — обращайте внимание на то, собирает ли косметолог анамнез, расспрашивает ли о ранее проводимых процедурах и реакции вашего организма на них и т.д.
    • Врач обязательно должен выдать вам письменный образец информированного согласия на процедуру и взять с вас роспись о том, что вы поняли и согласились со всей изложенной информацией.
    • Обстановка в кабинете врача и процедурной комнате также может многое сказать о качестве оказания услуг.

    Берегите себя! Юристы ПРАВОКАРД желают вам быть красивыми и главное здоровыми.