Обзор научных исследований о пользе использования метафорических карт в различных областях
Метафорические карты можно использовать в повседневной жизни. Для работы с большинством колод даже необязательно руководство психолога. В то же время существует самостоятельное направление в консультировании, построенное на техниках и раскладах МАК. О картах рассказывают в психологических ВУЗах как об отдельном инструменте работы с проблемами и даже травмами. У нас есть такой простор в применении, потому что ассоциативные карты разработаны по научным принципам, а их польза доказана в исследованиях.
Научные данные говорят о том, что МАК облегчают работу с людьми, которым порой сложно называть чувства или описывать свое состояние. Дело в том, что человеку намного проще разглядывать картинки с метафорами, чем напрямую анализировать собственные проблемы. Ассоциативные карты снимают напряжение, скованность и прокладывают путь к эмоциональной сфере.
Но это не ограничивает потенциал МАК. Исследования показывают, что метафорические ассоциативные карты в принципе полезны в психологической работе. Они формируют у человека чувство безопасности и доверия, создают общий «язык» общения для клиента и психолога.
Они одинаково хорошо работают на представителях разных культур и верований. При этом метафорические карты показывают индивидуальные особенности людей. Человек мусульманской культуры может трактовать карту по-своему, не так, как приверженец православной культуры. И это отражает пользу МАК как инструмента, подходящего большинству людей в разных уголках мира.
МАК могут привлекать неосознаваемые ресурсы для решения проблем. В научной терминологии метафорические карты относятся к проективным методикам. Это такие методики, которые отражают мысли, переживания, ценности и убеждения людей в виде метафор и разных образов. За счет этого МАК прокладывают дорогу в мир бессознательного. Из глубин психики порой удается извлечь решения, до которых человек не дошел бы простыми способами.
Также карты развивают творческие способности у детей и даже взрослых. Для младших школьников они развивают логическое мышление, речь, зрительную память. В некоторых случаях карты даже улучшают способность ребенка называть вещи своими именами.
Как мы видим, ученые успели открыть немало полезных свойств метафорических карт, несмотря на то, что у нас этот инструмент появился только в 2010-х. Во многом это оправдано тем, что первые ассоциативные карты создали психологи-ученые. То есть в них сразу заложили научные принципы. В ближайшем будущем МАК будут только развиваться, а сферы их применения – разрастаться. Если вы ищете надежный психологических инструмент для самопознания и саморазвития, обратите внимание на метафорические ассоциативные карты!