О дрессировке собак

    Собаки являются первым видом, который был одомашнен человеком. Исследователи считают, что это могло произойти 10 000 - 15 000 лет назад. Этот огромный период социализации проложил непреодолимую пропасть между современной собакой и её ближайшим родственником волком. Собаки научились понимать сигнальную систему человека, чувствовать его эмоции а, иногда, угадывать намерения. Благодаря общению с человеком они получили своеобразную когнитивную надстройку с уникальным своеобразием эмоционального интеллекта.

    Даже бездомные собаки регулярно взаимодействуют с человеком, получая от людей то положительные стимулы (еда, ласка, возможность погреться зимой), так и отрицательные (избиение, преследование и травля). К сожалению, не все люди благодарны собакам за многие тысячелетия верной службы на охоте, в животноводстве, охране и на войне. А жизненный опыт бездомных животных оказывает значительное влияние на их социальное поведение. Учёные даже пришли к выводам, что бездомные собаки лучше, чем домашние, различают дружелюбные или агрессивные намерения у людей.

    В 1890-х годах И.П. Павлов своими работами по изучению условных и безусловных рефлексов на собаках, фактически дал основу раннему бихевиоризму. Его труды дали понимание того, как стимулы, связанные со значимыми событиями (приём пищи), могут впоследствии формировать и контролировать различные формы поведения. Уже в 1930-х годах основы условно-рефлекторной теории И. П. Павлова дадут научный фундамент для теории дрессировки животных.

    Параллельно с развитием бихевиоризма, который зародился в России, но получил широчайшей развитие в США, в Европе развивается этология. Этология подчёркивала важность изучения животных в естественной среде и через призму эволюции. Ранние этологи уделяли особое внимание изучению инстинктов у животных и врождённым формам поведения. Одним из ключевых вкладов этологов была разработка того, что стало известно как "четыре вопроса Тинбергена".

    Четыре вопроса Тинбергена - это аналитическая модель для понимания поведения животного, анализирующая его на четырёх взаимодополняющих уровнях, включая онтогенез, медиатор, филогенез и адаптивную ценность.

    Фактически, любое поведение животного имеет: 1 – причину, 2 – развитие, 3 – эволюционное значение и 4 – функциональное значение.

    Вот почему современные кинологи всегда уделяют особое внимание врождённому поведению собак, которое может проявляться у различных пород в большей или меньшей степени. Это и охотничий азарт, и поиск добычи, и инстинкт хищника...

    Попытка применить этологическую концепцию и бихевиоризм к проблемам благополучия и поведения животных, получила новое направление – когнитивная этология. Стоит сказать, что 1950-х годах произошло событие, которое получило название «когнитивная революция». Возможно именно благодаря её плодам мы создали искусственный интеллект и нейросети. Когниция (от лат cognitio – знание, познание). Бихевиаристы не пытались изучать когнитивные процессы, потому как не могли наблюдать их непосредственно. Они считали их недоступными для научного анализа. Но когнитивные процессы тесно связаны с ассоциативными, например, с ассоциативными формами приобретения опыта. Когнитивные процессы помогают и нам, и животным устанавливать причинно-следственные связи. (Например, крыса связывает отравление именно с незнакомой пищей, которую она съела несколько часов назад, а не с ударом молнии, который прозвучал недавно).

    Сегодня нам известно, что собаки обучаются через три ключевых механизма: павловское кондиционирование (звонок – пища), оперантное кондиционирование (связь между определенным поведением и следствием) и социальное обучение.

    Кондиционирование по методу Павлова до сих пор играет большую роль в процессе дрессировки служебных собак. Этот метод обучения часто используется, когда собаки проявляют пугливые реакции (на выстрелы, шум сирен и проч.) Наконец, тренировка по методу Павлова является ключевым компонентом в дрессировке собак-ищеек.

    Оперантное кондиционирование – это когда собаки учатся через действия, приводящие к вознаграждениям или наказанию. Впервые оперантную дрессировку подробно описал наш соотечественник дрессировщик Владимир Дуров в своей автобиографичной книге «Дрессировка животных. Психологические наблюдения над животными, дрессированными по моему методу. 40-летний опыт». Также есть замечательная книга американского автора Карен Прайор «Не рычите на собаку!» В ней подробно и достаточно хорошо описана технология оперантного обучения домашней собаки. Сама психолог характеризует свой труд не иначе как: «О дрессировке животных и людей».

    При социальном обучении собака приобретает новые навыки, наблюдая и моделируя действия других. Известный канадский писатель Э.Сетон-Томпсон ещё в конце XIX века заметил, что у животных есть три источника знания: то, что они унаследовали от предков, то, чему научились сами, и то, что усвоили от своих сородичей.