Надписи на партах: пакость или вклад в науку?
Уж сколько раз твердили миру, что нельзя и некрасиво писать на партах! Дневники детей регулярно пестрят замечаниями о порче школьного имущества и просьбами классного руководителя отмыть со столов свои художества.
Большинство родителей, конечно, согласятся, что надписи на партах — баловство, а в некоторых случаях и вовсе вандализм. Ан-нет! Оказывается, записки и рисунки на партах — это внушительный пласт современного народного творчества, а значит — вклад в филологию, языкознание, антропологию, социологию и психологию.
Не верите? Исследования современных учёных развеют все сомнения!
История исследований
По историческим меркам изучение надписей на школьных партах началось совсем недавно — только в начале 2000-х годов. Если до этого периода записки на учебных столах воспринимались исключительно как натуральное вредительство, то в новом тысячелетии учёные задумались — а что, если изучить это явление с иной стороны? Результаты удивили даже самых скептично настроенных исследователей.
Учёным пришлось дать надписям на партах единое наименование — граффити. Так они смогли выделить их в одну группу для тщательного изучения. Перед исследователями стояло множество вопросов:
- зачем дети оставляют на партах надписи?
- что побуждает ребёнка выбрать тот или иной вид надписи или рисунок?
- почему одни школьники предпочитают оставлять на парте короткие высказывания, а другие — длинные и объёмные?
- как реагируют ученики на разные типы граффити?
- какие школьники оставляют надписи на партах чаще остальных?
Удивительно, но анализ последних исследований доказал, что глубокое изучение надписей на партах может сделать воспитательный процесс более эффективным и действенным! Возможно, учителям не стоит очень сильно ругать ученика, решившего оставить на столе память о своём присутствии?
Разновидности надписей на партах
Чтобы составить типологию детской «наскальной живописи», исследователям пришлось изучить множество зарисовок, записок, стихов, рисунков и символов, оставленных на партах. Такое погружение позволило учёным сделать вывод о функциях граффити и о характере их авторов.
А какими бывают сами надписи?
Существует множество типов школьных граффити:
- эмоциональные («Скука смертная!», «Хочу домой!», «Больше не могу учиться…»);
- информационно-повествовательные («Вчера здесь украли мой рюкзак», «Петя, 5Г», «Вера + Миша = любовь»);
- художественно-лирические («Легче съехать пузом с горки, чем учиться на пятёрки», «Не восхрапи на уроке алгебры, дабы не разбудить соседа по парте своего!», «За этой партой было зверски убито время»);
- вопросительные («Кто со мной в кино после 6-го урока?», «Как твоё имя?»);
- комичные («This is PARTA!», «кнопка экстренного выброса учителя из класса», «Кто здесь сидит — того люблю. Кладите в парту по рублю!»);
- противопоставляющие («7Г — супер, а все остальные классы нам завидуют!», «Попса — гадость!»).
Для чего школьники оставляют на партах граффити
Вопреки мнению родителей и учителей, в желании начертить на столе в классе какую-нибудь строчку из песни или оставить рисунок нет ничего плохого.
Главная цель ученика — не спровоцировать негатив, а просто выплеснуть свои эмоции! Что, если урок скучный, а за окном весь день льёт дождь? Школьнику не остаётся больше ничего, кроме как избавиться от переживаний: он может нарисовать на парте цветок, нацарапать «Химия — скука!» или задать вопрос в неизвестность: «Кто ещё хочет сбежать домой? Поставь свою подпись!».
Кроме психологической разгрузки, у надписей на парте есть и другие задачи:
- создать подсказку для контрольной или проверочной работы;
- дистанционно пообщаться и завести новые знакомства;
- потратить «лишнее» время, оставшееся до конца урока;
- преодолеть однообразие учебного материала;
- избавиться от страха перед сложным диктантом или строгим учителем.
Типичный портрет любителя писать на партах
Так кто же чаще всего рисует и пишет на партах? Исследователи определили, что в большинстве случаев послания на столешницах оставляют вовсе не двоечники! Выяснилось, что типичный портрет художника-партописца выглядит так: это школьники-хорошисты, которые относятся к учебному процессу легко. Они не ненавидят учиться, но и не испытывают от учёбы сильного восторга.
Многие авторы школьных граффити имеют сильную потребность высказаться, поэтому чаще всего надписи на партах имеют диалогичный характер: они составлены в виде вопросов, часто требуют поставить под рисунком подпись, как знак согласия или нарисовать что-то новое.
Выходит, надписи на партах — это своеобразная разновидность школьного письменного фольклора. Позвольте детям проявлять свою творческую натуру таким необычным образом — креативное отношение к миру ещё никому не мешало. Главное, не забывать о том, что под рукой у ребёнка всегда должна быть тряпка — в качестве «оберега» от учителей.