На надувной лодке через Атлантический океан

    img

    Однажды в 1951 году, во время своего ночного дежурства в госпитале, еще никому неизвестный французский врач Ален Бомбар ответил на раздавшийся телефонный звонок. Траулер “Нотр-Дам-де-Пейраг” разбился после столкновения с молом Карно – гидротехническим сооружением, защищающим берег и порт от сильных волн.

    Не ожидая серьезных последствий из-за отсутствия ветра и тихого моря, Бомбар отправился в приемный покой, в который доставили потерпевших в считанные часы после аварии. Но оказавшись там, Бомбард увидел страшную картину: «Сорок три человека, наваленные друг на друга, словно растерзанные марионетки, лежали прямо передо мной – все босиком и все в спасательных поясах». Несмотря на оперативно оказанную помощь, никого из членов экипажа спасти не удалось. Трагедия привела к 43 трупам и 78 сиротам.

    Бомбар не мог понять, как люди могли погибнуть, находясь всего в сотне метров от суши. Более того, не помогли и спасательные жилеты. Именно это вопросы сподвигли молодого врача провести эксперимент, изменивший его жизнь. Он решил на своем опыте доказать, что организм человека способен выдержать длительное трансатлантическое плавание в экстремальных условиях.

    Подготовка

    Бомбар приступил к тщательной подготовке. Он месяцами проводил лабораторные исследования в Океанографическом музее Монако, изучая химический состав морской воды, физиологию разнообразных рыб и планктона. Он пришел к выводу, что морская вода в небольших количества пригодна для питья, а большая часть морских обитателей на 80% состоит из пресной воды.

    Следующим этапом подготовки стало продумывание конструкции плота. Многочисленные правки в расчетах, постоянные переговоры с инженером и т.д. На изготовление лодки с закругленным носом ушло несколько недель. Длина лодки составляла четыре с половиной метра, ширина – почти два. Лодка состояла из двух больших резиновых баллонов, деревянной основы, тента и парусника. Бомбар хотел показать, что это конструкция достаточно прочная и готова справиться со всеми предстоящими сложностями.

    Бомбар начал поиски попутчика для своего эксперимента и дал объявления в газетах. Однако его почти никто не воспринял всерьез. Чаще всего на объявление отзывались потенциальные самоубийцы, желающие свести счеты с жизнью посреди Атлантического океана. Но спустя некоторое время доброволец все-таки был найден. Джон Палмер, безработный яхтсмен из Панамы согласился стать попутчиком французского врача.

    Для начала мужчины решили устроить пробное плавание от Монако до Майорки, но спустя две недели Палмер отказался принимать дальнейшее участие в экспедиции...

    Француз отправился в океан в одиночку. Скептики называли его еретиком и пророчили смерть в первые дни. Это не остановило воодушевленного своей идеей Бомбара, и в ответ на все нападки он назвал свое судно «Еретиком».

    Начало путешествия

    Ранним утром 19 октября 1952 года Бомбар покинул столицу Канарских островов, город Лас-Пальмас. Провожать его пришли жена с новорожденной дочерью.

    Бомбар плыл по следам Колумба, который следовал из Испании в Гран-Канарию, а затем к островам Зеленого Мыса и Антильским островам. Ему помогали пассаты, которые несколько столетий назад подгоняли каравеллы первооткрывателя в сторону Америки.

    В первые же дни Бомбара настиг шторм. Единственное, что ему оставалось делать в лодке, которую мотало из стороны в сторону – это вычерпывать воду своей шляпой, так как он не взял с собой черпак. Спустя несколько часов, потерявший сознание Бомбар очнулся уже почти в затопленном судне, которое всего на пару сантиметров показывалось над поверхностью. Вскоре пришла новая беда – у «Еретика» лопнул парус, который пришлось заменить на запасной, который тоже оказался поврежден из-за очередного порыва ветра. Оставшиеся 60 дней путешествия врач шел с зашитым вручную парусом.

    Кроме непогоды целостности надувной лодки угрожали морские обитатели. Резину могла запросто проткнуть рыба-меч, а как-то ночью неизвестное существо откусило часть тента. Более того, врачу приходилось отмахивать веслом от акулы, так и желавшей вцепить в него своими зубами. Также большую опасность оказывали ракушки, которые гнездились на клееных швах лодки, что неизбежно вело к разрыву резины. Понимая, что даже небольшая поломка может привести к концу эксперимента и к летальному исходу, француз каждый день выделял час на осмотр и починку судна.

    Понимая, что тянущееся бесконечно время все больше стирало грань адекватного восприятия реальности, Бомбар придерживался заранее продуманного плана: следил за своим состоянием, добывал пищу и читал книги. Он четко понимал, что чтобы не потерять рассудок и не сойти с ума – нужно упорядочить свой день.

    Питание

    Бомбар целенаправленно не взял с собой удочки и рыболовные сети, он обходился подручными материалами и соорудил гарпун из ножа и весла, а в качестве крючков он использовал кости первой добытой им рыбы. Поначалу он испытывал неудачу в рыбалке - в прибрежных водах водится в основном всякая мелочь, которую достаточно трудно поймать.

    Но, уходя дальше в открытый океан, он поразился обилию абсолютно непугливой рыбы, которая легко клевала и была вполне съедобна в сыром виде. Утро было лучшем временем для сбора еды: за ночь на небольшой борт лодки выбрасывалось до 15 летучих рыб. Лучшие из них становились лакомством на завтрак, а оставшиеся отправлялись в запас. Также он ловил и птиц, поедая их сырыми и обгладывая кости и хрящи. В рацион также вошел планктон, который должен был уберечь его от цинги. Аварийный запас, который взял с собой Бодар, так и не был использован.

    Со временем француз изучил повадки всех животных, которые встречались на его пути. Черная птичка качурка-буревестник обычно садилась с правой стороны кормы, а стайка из шести дорад всегда плыла рядом с лодкой, но всегда была начеку – чтобы не быть пойманной.

    Проблемы с высадкой

    Спустя месяц пребывания в открытом океане обессилевший Бомбар впервые заметил очертания долгожданной земли. До суши оставалось всего несколько десятков миль, которые плот не мог преодолеть из-за штиля. Мучительное ожидание растянулось на недели. Но чудо все-таки случилось. Он заметил землю на горизонте и отправился ей навстречу, однако высадиться сразу у него не вышло.

    «Еретик» достиг острова Барбадос на 65-й день экспедиции, 22 декабря 1952 года. Бомбар совершил, казалось бы, невозможное – он преодолел 4400 километров в одиночку на надувной лодке. Ценой за такой подвиг стало максимальное физическое истощение. Он похудел на 25 килограммов, заработал расстройство зрения, а уровень гемоглобина граничил со смертельным. Почти вся кожа разбухла и свисала высушенными лентами, а малочисленные живые места покрылись сыпью.

    Бомбар достиг своей цели – на своем опыте он доказал, что человек, переживший кораблекрушение может выжить в шлюпке в открытой воде, если будет пить морскую воду и сок рыбы. Его подвиг пытались повторить, но врачи пришли к выводу, что подобная «диета» крайне опасна.

    Итогом этого приключения стала книга «За бортом по своей воле», собранная из заметок, которые француз делал на протяжении всего эксперимента.

    На своем примере французский врач наглядно показал торжество разума, рассудка и человеческих возможностей над тревогой и отчаянием, вызванных кораблекрушениями. Он доказал, что любой человек может выжить и добраться до земли. Укрепляя свой успех, он добился обязательного оснащения всех судов спасательными шлюпками, которые стали называть «бомбарами».

    «Теперь я буду бороться за то, чтобы моя «ересь» была понята и стала христианской верой для всех, кто в будущем может потерпеть кораблекрушение»- Ален Бомбар

    С тех пор надувные лодки сильно изменялись и совершенствовались. Именно они пришли на смену старым деревянным шлюпкам. Благодаря новым технологиям и материалам они стали более безопасными, вместительными, качественными и стали занимать меньше места на судне.

    Более того, в наше время надувные лодки пользуются спросом у охотников, рыбаков и любителей семейного отдыха на воде. В современные лодки можно установить дополнительные кресла, поставить мотор или прицепить навесной тент.