МВД собирается установить единоличный контроль за дорожными камерами

    img

    МВД намерено получить единоличный контроль за камерами с 1 сентября 2024 года, когда вступит в силуфедеральный закон №197ипостановление правительства, которые закрепляют новые правила передачи данных с камер в полицию. О грядущих изменениях и чем они грозят водителю рассказываем в этой статье.

    Дорожные камеры прочно вошли в жизнь каждого автомобилиста. Своим недремлющим оком они обозревают дороги России, выслеживают нарушителей и вносят львиную долю поступлений от штрафов в региональные бюджеты.

    Согласно статистике ГИБДД в 2023 году за выявленные дорожными камерами нарушения ПДД водителям было выписано 220,9 млн. постановлений на сумму 141 млрд руб. Из них к концу 2023 года водители оплатили 76,5 млрд. руб.

    Сумма штрафов с камер фотовидеофиксации рекордная за последние пять лет. В 2022 году на основании данных с дорожных камер вынесли постановлений на 112,9 млрд руб., в 2021-м — на 104,1 млрд руб., в 2020-м — на 94,2 млрд руб., в 2019 году — на 82,8 млрд руб. Видно, что за пять лет сумма штрафов с камер увеличилась на 72%.

    img

    Кто сейчас работает с данными от дорожных камер

    Сегодня региональные чиновники, операторы систем типа московского центра организации дорожного движения (ЦОДД), и в отдельных регионах искусственный интеллект (ИИ) перед отправкой в ГИБДД обрабатывают фото и видео с дорожных камер.

    Делается это для того, чтобы отсеять брак, например, неправильно распознанные камерой госномера.

    Но согласно КоАП любая предварительная обработка данных с камер является исключительной прерогативой МВД — иные учреждения или компании в процессе участвовать не должны.

    МВД на данный момент не препятствуют такой обработке информации. Данные с камер по всей территории России собираются в информационно-аналитическую систему «Паутина». Доступ к данным, хранящимся в«Паутине»есть только у сотрудников МВД, остальные возможные ее пользователи, например, страховщики должны отправлять специальный запрос.

    Сложившаяся практика обработки информации, поступающей с камер, не устраивает чиновников МВД, которые хотят исключить возможность злоупотреблений на местах, что возможно, только если одно МВД будет работать с данными.

    img

    Контроль за камерами только у МВД

    В проекте постановления правительства прописано, что теперь «уполномоченный орган исполнительной власти субъекта» (обычно это региональный аналог московского ЦОДД) должен будет передавать МВД данные о «каждом фиксируемом событии» — дате, времени и месте фиксации, транспортном средстве и его госномере, признаках нарушения и сделанных измерениях.

    Информация должна передаваться в МВД «незамедлительно и безвозмездно в автоматическом режиме без промежуточного серверного оборудования, имеющего возможность обрабатывать (накапливать, изменять либо удалять) информацию».

    Проще говоря, информация с камер не должна быть доступна никому кроме сотрудников МВД.

    С сентября необработанные или «сырые» данные будут автоматически передаваться в «Паутину», к которой подключены все региональные УГИБДД. «Паутина» будет хранить данные и в режиме реального времени отслеживать передвижение любого авто по стране.

    img

    Дорожных камер станет меньше

    Помимо порядка передачи информации с камер федеральный закон №197 и постановление правительства регламентируют все технические требования (погрешности измерений, состав фото- и видеоматериалов для доказательной базы, диапазоны измеряемых скоростей, требования к антивандальной защите и т. д.) прописанные в ГОСТ Р 57144, которые теперь сделают обязательными.

    На сегодняшний день постановление правительства существует в виде проекта (третья редакция) и постоянно дорабатывается.

    Важные доработки, которые вошли в проект:

    • Отмена штрафов за нарушение требований знаков на динамических табло, которые могут меняться в любой момент, что может оказаться незамеченным водителями.

    • Запрет на установку камер ближе 1 км друг от друга в городах и 5 км за городом, с исключением для ГИБДД: в случае необходимости инспекция может неограниченно устанавливать камеры для устранения очагов аварийности.

    Что касается технического состояния камер, то в отдельных регионах половина из них не соответствуют ГОСТ Р 57144, что, по мнению экспертов, может стать причиной их отключения 1 сентября сего года.

    img

    Чем решение МВД может обернуться для водителей

    Кроме проверки данных с дорожных камер операторами систем типа ЦОДД, региональные власти используют сами дорожные комплексы как часть интеллектуальной транспортной системы (ИТС), анализируя, данные о количестве проездов транспортных средств в сутки и другие параметры потока, что позволяет определять загруженность участков дорог и принимать меры для сокращения заторов.

    Если использование данных с камер станет только прерогативой МВД, то уже сотрудники этого ведомства должны будут выявлять ошибки ИИ и камер, что, даже с учетом возможного сокращения числа камер, приведет к двум вариантам развития событий: либо появится море ошибок в штрафных постановлениях, либо увеличится штат МВД.

    Впрочем, кто будет анализировать транспортные потоки, помогая разгонять пробки, если данные с камер минуют ИТС, до сих пор непонятно.

    В самом худшем варианте вступление в силу постановления правительства приведет к тому, что водители одновременно утонут в ошибочных штрафах и застрянут во множестве пробок, что особенно актуально в мегаполисах.

    img

    Заключение

    В сложившейся ситуации неизвестно, как будут работать камеры с 1 сентября 2024 года и какая будет ситуация на дорогах. Поэтому водителю лучше иметь страховку в видерадар-детектораивидеорегистратора, чтобы избегать штрафов с камер, а в случае ДТП иметь видеодоказательство того, что он не нарушал ПДД. Оптимально, когда эти гаджеты совмещены в едином корпусе гибридногокомбо-устройства.

    Благодарим за внимание, лайки и комментарии. Берегите себя, близких и свой автомобиль.

    Автор: Светлана Зотова