Музей пастилы
Пахнущая яблоками и медом, воздушная, словно облако, с нежнейшим кисло-сладким вкусом, утопающая в вуали сахарной пудры, с прослойкой из черники и корицы, на брусничной воде — все это пастила, традиционный десерт русской кухни. Она упоминалась в «Домострое» и грамоте Ивана Грозного от 1578 года.
Не могли устоять перед ее чарами Федор Михайлович Достоевский и Лев Николаевич Толстой. Признаться, совсем недавно я не разделяла любви великих писателей к этой сладости, пока не попала в Музей пастилы в Коломне. Теперь она частый гость на моем столе!
Сладкий путь
Пастила — визитная десертная карточка России. Наконец и мы можем похвастаться кулинарным шедевром, почитаемым во многих странах мира (неравнодушны к нему в ОАЭ, Египте, Грузии) и составляющим достойную конкуренцию американскому чизкейку, французской шарлотке и итальянскому тирамису.А появилась пастила в XIV веке. Шесть столетий ее название писалось через букву «о» — постила, по аналогии со словом «постелить». Дело в том, что пастильное тесто постилали для сушки на специальных досках.Жители Коломны, Ржева и Белёва до сих пор спорят, какой из трех городов считать «колыбелью» пастилы. В каждом были свои «пастильные магнаты» и секреты, позволяющие создавать уникальные лакомства. Так, например, коломенскую пастилу называли сахарной. При ее производстве использовали сахар, что придавало десерту невероятно нежный и насыщенный вкус.

Делали пастилу в каждом купеческом доме. Возможно, изготовление этой сладости так и не вышло бы за рамки семейных кулинарных традиций, если бы в 1760 году коломенский купец Шершавин не организовал в родном городе пастильную фабрику, сделавшую местечковый десерт известным на всю страну.
Шершавинскую пастилу поставляли даже к императорскому столу. Потом его дело продолжили другие коломенские купцы — Куприянов и Чуприков. После революции о старинной русской сладости забыли, заменив ее зефиром. Лишь в 2000-х о ней заговорили снова, пытаясь возродить вкус царской России.

О Музее пастилы
Впервые об этом уникальном месте я прочитала в 2012 году в журнале «Работница». Автор статьи описывал музей такими красочными оборотами, что мне непременно захотелось попасть туда, дабы собственными глазами увидеть историю десерта, когда-то так популярного и любимого в моей стране. Но приехать в Коломну я смогла лишь четыре года спустя, в марте 2016 года. Цель посещения города была экскурсионная, поэтому в программе, конечно, находился Музей пастилы. Отмечу, что в Коломне их два — музейная фабрика, расположенная в здании бывшего предприятия по производству пастилы купца Чуприкова, и дом-музей во флигеле усадьбы Сурановых. Я была в последнем (о нем же читала в «Работнице»).
Появился музей стараниями Натальи Никитиной и Елены Дмитриевой, которые узнали о конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире», проводимом благотворительным фондом Владимира Потанина. Женщины придумали идею и стали над ней работать. Информации о пастиле сохранилось невероятно мало, поэтому им приходилось находить ее буквально по крупицам. Наталья и Елена изучали архивы библиотек, ездили на кондитерские фабрики и читали произведения коломенского писателя Ивана Ивановича Лажечникова, в которых он тоже описывает традиционный десерт своего родного города.Старания не прошли даром: проект Никитиной и Дмитриевой под названием «Коломенская пастила. История со вкусом» занял в конкурсе первое место. Они получили грант и открыли в январе 2009 года музей «Коломенская пастила. У Николы на Посадях». Число его посетителей растет с каждым годом, а общий поток туристов в Коломну вырос в два раза. В выходные и праздничные дни в сладкой «обители» не протолкнуться, идет одна экскурсия за другой. Поэтому ОБЯЗАТЕЛЬНО записывайтесь на нее заранее.

Экскурсия длится час. За это время гостям не только расскажут историю появления воздушного десерта, но и попотчуют лучшими его образцами, приготовленными из взбитого яблочного пюре с добавлением меда, орехов, ягод, специй по уникальным рецептам. Для дегустации вас пригласят в старинную залу на чаепитие. На столе — чашки из белоснежного фарфора и разноцветная пастила, вокруг горят свечи, в углу комнаты выводит трель канарейка. Ощущение, что ты попал в былые времена. Мебель и другие предметы интерьера (кстати, подлинные!) переносят нас в XIX век. Вот кружевной зонтик, который барышня бросила на комод, вернувшись с променада. А это чепчик — непременный ночной аксессуар женщин позапрошлого столетия. Сфотографироваться в костюмах может любой желающий. Тут же находится дамский туалетный столик с разнообразными штучками.

Пока вы будете наслаждаться нежным вкусом пастилы, покажут театрализованное представление. Программы разные: «Любовь к трем яблокам и одному апельсину», «Модный телеграф», «Посадская Масленица», «Катин сад» и др. Они постоянно меняются.
Сам Музей пастилы занимает флигель усадьбы купца Григория Суранова, известного коломенского мыловара. Производством пастилы он никогда не занимался, но имел помимо мыловаренного завода лавку сладостей, расположенную в этом флигеле. В ней и продавался знаменитый десерт местного производства.

Сказ о коломенской пастиле
В Музей пастилы мы приехали за 15 минут до начала экскурсии. Выкупив билеты в кассе, решили прогуляться во дворе и полюбоваться инсталляциями.
Здесь же есть кафе, но работает оно только в теплое время года, как рассказали нам девушки-администраторы. Их наряды заслуживают отдельного поста — прекрасные леди одеты в роскошные старинные платья, наподобие которых мне сразу же захотелось иметь в своем гардеробе.

Наконец, нашу группу пригласили войти. В сенях, где сразу бросается в глаза портрет коломенской пастильницы, гостей встречает радушная хозяйка. Для каждого найдет она доброе слово. Кому стул невзначай подвинет, у кого о здоровье спросит, рассказывая историю коломенской пастилы, главной гордости города и его визитной карточки.

В старые времена Коломна славилась яблоневыми садами, приносящими большой урожай, который требовалось консервировать на зиму. Сад с 30 плодовыми деревьями считался тогда маленьким. Можете представить себе масштаб работы хозяюшек. Из яблок они готовили варенье, леваши (пироги из сушеных ягод и фруктов) и, конечно, пастилу.Для производства последней яблоки запекали, очищали от кожицы, косточек и протирали в пюре. Его смешивали с яичными белками, медом или сахаром и тщательнейшим образом взбивали. Процесс этот был очень трудоемким и занимал двое суток. Готовое тесто наносили тонким слоем на деревянную рамку и сушили. Полученные пластины складывали одну на другую и снова отправляли в печь в специальных ящиках из ольхи. Затем десерт нарезали брусочками и посыпали сахарной пудрой. В таком виде он хранился долго, не теряя вкусовых качеств. Использовали для пастилы только кислые сорта яблок — титовку и антоновку.

Каких только видов пастилы не производили коломенские купцы! Кроме классического рецепта на основе яблок и яичных белков, в десерт добавляли миндаль, ягоды, засушенные лепестки роз. Была даже пастила от запоя, которая имела красноречивое название «Трезвость». В музее находится рекламный плакат 1909 года, гласящий: «Я страшно пил вино, а теперь я ем пастилу "Трезвость"».

Экскурсия проходит на одном дыхании. После нее гостей приглашают в зал, где их ждет дегустация пастилы и театрализованное представление.