Моторное масло: каким оно бывает и как его выбирать.

    Сегодня на рынке представлено великое множество видов моторного масла. Но что означают загадочные буквы и цифры на канистре, в которых должен ориентироваться водитель, покупающий масло на замену? Что такое «масляные допуски» автопроизводителей? Как не купить подделку и когда (и как!) правильно менять моторное масло? Рассказываем.

    Зачем нужно моторное масло

    Казалось бы, ответ на подобный вопрос очевиден: чтобы смазывать двигатель. Точнее, его движущиеся части. На самом деле функции масла в моторе сложнее и многограннее. Вот самые главные из них.

    • Создание масляного «клина»между наиболее нагруженными вращающимися деталями — такими как шейки коленвала и вкладыши, распредвалы и ГБЦ, подшипники турбокомпрессора. Масло, закачанное под давлением в узкий зазор между поверхностями деталей, исключает их трение друг об друга.
    • Смазываниеостальных поверхностей трения (например, цилиндров с поршневыми кольцами) и подшипников, что снижает их износ.
    • Отвод тепла, охлаждение трущихся поверхностей и компонентов двигателя, нагревающихся при сгорании топлива. Значительную часть тепла от поршней отводит именно масло.
    • Удалениеиз зон трения продуктов механического износа. Задача масла – донести их до фильтра, не позволяя свободно циркулировать по мотору.
    • Нейтрализацияхимически активных соединений, удаление нагара, сажи и других продуктов, которые попадают в двигатель при сжигании топлива в цилиндрах.
    • Защитадеталей мотора от коррозии.

    Вот почему в современном двигателе к маслу предъявляются всё более жёсткие требования, а химики неустанно совершенствуют его состав. Разобраться в современном ассортименте моторных масел не просто даже профессионалу. Что уж говорить о рядовом автовладельце, который после окончания гарантийного срока на машину обычно перестаёт обслуживать её у официального дилера и решает покупать масло самостоятельно. И, зная основные виды и маркировки масел, вы без труда сможете выбрать вариант, подходящий именно вашему автомобилю.

    Каким бывает моторное масло

    Времена, когда на прилавках были только автол (для мотора), нигрол (для трансмиссии) и солидол (для всего остального), давно прошли. Сейчас мы наблюдаем невероятное многообразие строго дифференцированных смазочных материалов, значительную нишу в которых занимают моторные масла. Все их можно разделить на три базовые группы, в зависимости от главного их компонента (основы).1. Минеральное масло.Эту смазку, получаемую путём прямой перегонки нефти, обозначают словом Mineral на упаковке. Главный плюс такого вида масла — его дешевизна. Также бытует мнение, что «минералка» предпочтительнее для старых или изношенных моторов, потому что образует относительно толстую масляную плёнку на деталях.Но недостатков у него тоже много. Прежде всего, вязкость минерального масла сильно зависит от температуры. На холоде оно быстро густеет, а по мере нагрева становится слишком жидким. Кроме того, чистая основа неплохо смазывает детали, но и только. Чтобы масло выполняло и другие возложенные на него функции (те, что перечислены в начале статьи), требуются добавки – их называют присадками. «Минералке» этих добавок нужно много (в современных маслах этого типа они могут составлять до 15 процентов объёма), и удерживает их в себе такое масло хуже. Поэтому оно быстро теряет свои свойства, а отработанные присадки образуют в моторе отложения, которые забивают фильтр и узкие масляные каналы, ухудшая и смазку, и охлаждение.2. Синтетическое масло.В его основе — смазка, синтезированная не напрямую из нефти, а из других, более сложных её производных. На упаковке с таким маслом будут слова Sintetic или Fully Sintetic. «Синтетика» всем хороша: она не теряет свойств в летнюю жару и несильно густеет в пределах указанного для конкретного вида масла диапазона температур. Способна долго сохранять свои свойства при экстремальных условиях, которые создаются в современных моторах – с высокой рабочей температурой и маленькими зазорами в парах трения. Синтетические масла надёжно защищают двигатель, препятствуют образованию нагара, хорошо очищают внутренние поверхности ДВС. Одно плохо: такие масла заметно дороже минеральных.3. Полусинтетическое масло.Обозначается термином Semi-Synthetic. По сути, это смесь масел первых двух типов. Минеральная основа в «полусинтетике» солирует: обычно она составляет 70–80 процентов объёма. Но даже небольшая доля синтетического масла позволяет лучше и стабильнее работать присадкам. И конечно, такое масло дешевле «синтетики».Однако эксплуатационные свойства любого масла, будь то минеральное или синтетическое, определяются не только и не столько основой, сколько содержащимися в нём присадками. Сегодня для них используются самые разнообразные составы.

    • Антипенные, чтобы масло не взбивалось движущимися частями мотора и не превращалось в масляную эмульсию.
    • Моющие— для снятия и растворения отложений с деталей.
    • Антиокислительные, которые нейтрализуют вредное воздействие на масло выхлопных газов, прорывающихся в полости двигателя через поршневые кольца.
    • Вязкостные, которые стабилизируют вязкость масла при его нагреве и охлаждении.
    • Противозадирные, для повышения смазывающих свойств масла.
    • Стабилизирующие, позволяющие избежать выпадения добавок в осадок при работе масла.

    Условия работы масла в разных моторах сильно отличаются, поэтому ещё одна их классификация — по применимости. Так, различают масла длябензиновых, дизельныхитурбированныхдвигателей. Например, у дизеля масло намного больше контактирует с сажей и кислотами, образующимися при сгорании солярки. И в нём должно быть больше моющих присадок. По той же причине масло в дизелях рекомендуют менять чаще, чем в бензиновых моторах. Кроме того, современные дизельные двигатели оснащены сажевыми фильтрами, которым может навредить даже мизерная доля масла, которая неизбежно сгорает в цилиндрах в том случае, если у этого масла не будет специально рассчитанный на такие моторы состав.Масло для турбированных двигателей — это, как правило, дорогая «синтетика», способная сохранять свои свойства при повышенных температурах. Потому что в таких моторах маслу, помимо прочего, приходится охлаждать подшипники горячего турбокомпрессора, вращающегося с огромной скоростью, а также выдерживать повышенные нагрузки на поршни, шатуны и коленвал.Впрочем, по мере совершенствования основы и присадок классификация бензин/дизель/турбо постепенно сходит на нет в пользу универсального масла. Как в своё время ушло и деление масла по сезонному принципу «летнее/зимнее» в пользу более точной градации по вязкостно-температурным характеристикам.И всё же многообразие типов и наименований масел пока сохраняется. Это продиктовано тем, что разработчики самих двигателей создают их в расчёте на строго определённые свойства и качества. Которые сильно разнятся в зависимости от конструкции мотора, степени форсировки и даже используемых в его конструкции материалов.Определить свойства масла, а также возможность его использования в том или ином двигателе помогает система маркировки моторной смазки. Надо только научиться её читать.

    Какое масло купить

    Разобравшись с маркировкой масел, можно отправляться в магазин автохимии. Только предварительно стоит заглянуть в руководство по эксплуатации — там должны быть указаны стандарты и допуски, которым новое масло должно соответствовать.Если у вас относительно свежий автомобиль, то написанные там индексы и классы наверняка сразу отсекут все сорта минерального и полусинтетического масла. Нет, нынешние «минералка» и «полусинтетика» тоже довольно качественные. Но по своим свойствам они полностью удовлетворяют только не очень молодым двигателям, давно снятым с производства. У более совершенных моторов при их использовании снижается ресурс — вплоть до выхода из строя из-за слишком быстрой деградации смазки. По-настоящему стабильны только масла на синтетической основе, поскольку их создание как раз и было продиктовано разработкой современных высокофорсированных двигателей.Нынешние интервалы замены масла в 10, 15 и даже 30 тысяч километров для современных автомобилей стали возможны лишь благодаря качествам «синтетики». Ведь старожилы помнят, что в классических «Жигулях» масло нужно было обновлять не реже чем в 5 тысяч километров.В инструкции к автомобилю может оказаться сразу несколько вариантов допустимой вязкости масла по SAE. Как правило, с оговоркой, что тот или иной стоит использовать при тяжёлых условиях эксплуатации, в холодном или, наоборот, жарком климате. Мы бы советовали ради пущей сохранности двигателя признать тяжёлыми условиями не только бездорожье или частые поездки с высокой скоростью или загрузкой, но и долгие стояния в городских пробках российских мегаполисов. Также стоит предпочесть вариант (из допустимых!) с высоким показателем высокотемпературной вязкости, если мотор вашей машины уже порядком поработал и имеет естественный износ.Дальше алгоритм простой: ищите масло, соответствующее инструкции по всем параметрам, особенно по допуску от автопроизводителя. Таких тоже может оказаться немало, и выбор среди них уже чем-то сродни религии. Наверное, у каждого бывалого водителя есть любимая марка моторного масла, которой он доверяет больше остальных. Если сомневаетесь, берите продукцию крупных и хорошо известных компаний. Информация на этикетке малоизвестного бренда может оказаться и преувеличением достоинств товара.Главное — не залить в двигатель поддельное масло. Обезопасить себя можно, если обращаться для замены смазки в крупный дилерский центр или СТО, которые закупают масло бочками оптом у производителя. Здесь низкое качество масла чревато для них гарантийными претензиями.Вполне безопасна и покупка масла через крупные торговые сети, фирменные магазины и АЗС. А вот в остальных местах — на неизвестных заправках, в небольших отделах автохимии, на рынках или на обочине —велик шанс купить подделку.Чаще всего подделывают наиболее популярные сорта масла. О подлоге могут намекнуть мелочи: неяркая смазанная полиграфия этикетки, неплотно прилегающая или неаккуратная крышка, отсутствие голограмм или идентификационного номера (кода), с помощью которых подлинность продуктов некоторых крупных производителей легко проверить на соответствующих интернет-ресурсах.Кроме того, фальсификацию может подтвердить отсутствие на канистре и этикетке даты выпуска продукции. Некоторые производители масел в защитных целях сегодня указывают дату производства масла промышленным способом — не только на бумаге этикетки, но и на пластике канистры.

    Можно ли смешивать разные моторные масла

    Часто встречающийся и регулярно обсуждаемый вопрос. Если отвечать на него в двух словах, то нежелательно. Но и не критично: современные масла совместимы друг с другом, если это не откровенный поддельный «суррогат». Особенно если смешивать масла одного типа и марки. А вот насколько хорошо будут совместно работать присадки от разных производителей — вопрос открытый. Тем более, что заметить проблемы в совместимости на глаз не получится.Поэтому не рекомендуется смешивать разные смазки в близких к равным пропорциях. Долить немного, чтобы поднять уровень масла в моторе до следующей плановой смены, — допустимо. Но лучше подобрать для этого смазку того же уровня качества и близкой вязкости. И уж точно не следует разбавлять «синтетику» «минералкой», в надежде получить полусинтетическое масло. В реальности его синтезируют намного более сложным способом.Сопутствующая смешиванию проблема — нужно ли промывать двигатель специальным промывочным маслом? Ведь при смене масла какое-то количество старой смазки неизбежно остаётся в моторе, и она смешается со свежей жидкостью. Лет тридцать назад подобная процедура считалась чуть ли не обязательной. Между «старым» и «новым» маслами в двигатель на короткое время заливали специальное промывочное, с высокими моющими свойствами. Вторым вариантом была специальная моющая присадка, которую добавляли к старому маслу незадолго до смены, чтобы «почистить» мотор.Однако сегодня специалисты единодушны: промывка современным двигателям не требуется, и даже может быть вредна. Отложения, которые смоются со стенок мотора, рискуют осесть в узких каналах или зазорах между деталями и в дальнейшем привести к масляному голоданию и поломке.