Микробиом кишечника: 15 факторов, которые могут его улучшить или ухудшить

img

Мы делимся своим телом с кишечными микробами.Они могут сделать нас худыми или толстыми, здоровыми или больными, счастливыми или подавленными.Вот почему многие исследователи и врачи считают, что важно поддерживать баланс нашего микробиома.Читайте дальше, чтобы узнать о многих факторах, которые могут влиять на кишечную флору человека.

Микробиом кишечника

Наш кишечный микробиом чрезвычайно важен.Бактерии, которые мы переносим, играют различную роль в нашем организме и влияют на нашу жизнь множеством способов.Вот почему важно поддерживать их баланс.В этой статье мы рассмотрим различные факторы, которые оказывают влияние на нашикишечные бактерии.

Чтобы узнать больше о микробиоме кишечника человека и о том, как он формирует наше тело и разум, ознакомьтесь с этим постом:

Микробиом кишечника: 33 способа, которыми кишечные бактерии влияют на ваше тело и разум

Факторы, влияющие на микробиом кишечника

1) Диета

Кишечные бактерииоказывают огромное влияние на то,что мы едим.Если виды полезных бактерий, содержащиеся в продуктах питания или пищевых добавках, не имеют подходящего топлива или условий для роста в вашем кишечнике, они могут не заселиться.Таким образом, вашадиета оказывает большее влияние насостав микробиотыприемпробиотических добавок.

Изменения в рационе питания могут составлять до 30-60% изменений микробиоты кишечника, в то время как на долю генов приходится не более 12%.

У людей, которые едят много животных жиров или белков, большебактероидов, в то время как у тех, кто ест много углеводов, большепревотелл. Фирмикуты связаны с диетами, богатыми клетчаткой.

Западная диета богата красным мясом, животными жирами и сахаром и содержит мало клетчатки.Это, как правило, способствует ростубактероидов.

Превотелла- самая распространенная бактерия у большинства вегетарианцев.

Кратковременные изменения в рационе питания изменяют микробиоту быстро, но также и обратимо.Однако длительное изменение рациона питания может вызвать необратимые изменения в микробиоте кишечника.

В одном исследовании изучалось, что произойдет, если люди будут питаться исключительно растительной или животной пищей в течение 5 дней. Их бактерии изменились в течение первого дня. Однако бактерии также вернулись к исходному состоянию через 2 дня после окончания диеты.

Увеличивайте длительность потребления средиземноморской диеты!

Пребиотики: растительные волокна и устойчивый крахмал

Пребиотики - это неперевариваемые растительные волокна (сложные углеводы), которые питают кишечную флору. Они

• Устойчив к кислотности желудка ипищеварительным ферментам
    • Попадает в толстую кишку непереваренным
    • Ферментируется кишечной микробиотой в толстой кишке
    • Способствует росту и активности ‘полезных бактерий’

К пребиотикам относятся олиго- и полисахариды,инулин,устойчивый крахмалипектин.

Пребиотики способствуют росту полезных бактерий, таких какбифидобактерииилактобациллыу людей

Они также увеличивают количество бактерий, продуцирующих бутират

У 19 испытуемых клетчатка повышала общее богатство и стабильность микробиоты.

Пробиотики

Пробиотики могут повышать уровень "полезных бактерий", таких каклактобациллыибифидобактерии, в кишечнике при одновременном снижении уровня потенциально вредных микробов

Пробиотики также повышают уровень SCFA (таких как бутират).

Они также помогают восстановить микробиоту кишечника после курса антибиотиков или болезни.

Продукты, которые могут улучшить микробиоту кишечника

• Фрукты, овощи и зерновые в целом (продукты, содержащие клетчатку)
    • Яблоки
    • Гранат
    • Черника
    • Черная смородина
    • Черная малина
    • Орехи (миндаль, фисташки, грецкие орехи)
    • Йогурт и кисломолочные продукты (кефир)
    • Какао
    • Кофе
    • Овсянка
    • Соя и ферментированное соевое молоко
    • Рисовые отруби
    • Оливковое масло с тимьяном
    • Болгарсий йогурт
    • Комбуча
    • Капсаицин (более полезен для людей, придерживающихся диет, богатых мясом и жирами)
    • Мацони

Продукты, которые могут оказывать негативное воздействие на кишечные бактерии

• Искусственные подсластители
    • Избыток сахаров

Продукты, оказывающие комплексное воздействие на кишечные бактерии

• Длинноцепочечные насыщенные жирные кислоты натуральных йогуртов

2) Стресс

Стрессможет нарушить микрофлору кишечника, а это, в свою очередь, может вызвать различные расстройства и болезни.

В исследовании рассматривалось влияние стресса на беременность (измеряемое как самооценка стресса, повышенный уровень кортизола или и то, и другое). Из 56 младенцев, наблюдавшихся в исследовании, у тех, кто родился у матерей, испытывавших стресс во время беременности, была нарушена микробиота кишечника. У них было больше вредных бактерий и более низкий уровень "полезных бактерий", таких как молочнокислые бактерии и бифидобактерии. Они также были более склонны к расстройствам кишечника и аллергическим реакциям.

Аналогичная ситуация была обнаружена у животных, у которых стресс во время беременности изменил микробиоту кишечника потомства.

Стресс негативно изменил кишечную микробиоту у мышей. В конечном итоге у них увеличилась проницаемость кишечника и они стали склонны к лекарственному повреждению кишечника.

3) Физические упражнения

Физические упражнения могут увеличить количество "полезных" бактерий и обогатить микробное разнообразие кишечника.

Исследование показало, что у женщин практикующих йогу, танцы, пилатес и pole dans (40 испытуемых) кишечная микробиота была богаче по сравнению с тщательно подобранной не спортивной контрольной группой (46 испытуемых). В частности, было обнаружено большее разнообразие Firmicutes(включая полезнуюFaecalibacterium prausnitzii).

В другом исследовании сравнивались 40 женщин, ведущих активный и малоподвижный образ жизни.Уактивных женщин было больше полезных для здоровья бактерий(включаяF. prausnitzii,Roseburia hominisиAkkermansia muciniphila.

Когда в исследовании сравнивали 39 здоровых испытуемых с различной степенью физической подготовки, уподтянутых людей было больше бактерий, продуцирующих бутират.

Высокое содержание Prevotella (≥2,5%) было связано с продолжительностью физических нагрузок в среднем в неделю у 33 велосипедистов.

Физические упражнения также улучшают микробиоту кишечника у животных

Интересно, что физические упражнения в раннем возрасте у крыс были более полезными по сравнению с физическими упражнениями во взрослом возрасте.

Хотя было установлено, что упражнения низкой интенсивности полезны, некоторые исследователи полагают, что упражнения на выносливость могут оказывать негативное влияние.

Военная подготовка оказала негативное влияние на кишечную микробиоту и усилила воспаление кишечника у молодых солдат.

У мышей с ВЗК добровольный бег на колесах улучшал симптомы. С другой стороны, принудительный бег на беговой дорожке усугублял воспаление кишечника.

4) Сон

Недостатокснаи низкое качество сна нарушают микрофлору кишечника.

У девяти человек после двух дней частичного недосыпания соотношениеFirmicutes/Bacteroidetes. Лишение сна вызвало сдвиг в составе кишечных бактерий, связанный с нарушениями обмена веществ (которые могут привести к метаболическому синдрому и диабету).

Хроническая фрагментация сна обратимо изменила кишечные бактерии у мышей (за счет уменьшения количества полезных лактобацилл).

Диетические пребиотики улучшали как микробиоту кишечника, так и качество сна.

Сменная работа увеличивает риск ожирения, метаболического синдрома и диабета 2 типа, и нарушения в кишечных бактериях являются одними из основных подозреваемых в этой взаимосвязи.

Смена часовых поясов

микробиота, вызывающая микробный дисбаланс, также известный как дисбиозкишечника, может нарушать суточные колебания. У мышей без микробов, получавших кишечные бактерии от мышей, перенесших смену часовых поясов, развилась непереносимость глюкозы и ожирение.

5) Лекарства

Антибиотики, ингибиторы протонной помпы, антидепрессанты, статины и другие широко используемые лекарства могут определенным образом изменять микробиоту. Как следствие, широко используемые лекарственные препараты могут влиять на то, как микробиота кишечника сопротивляется инфекции, усиливать или уменьшать воспаление кишечника или изменять метаболизм хозяина.

Антибиотики

Для лечения или профилактики инфекции используютсяантибиотики.Однако онимогут нанести непреднамеренный ущерб, истощая полезные кишечные бактерии.

Антибиотики могут резко снизить богатство кишечного сообщества.

В некоторых случаях после длительного лечения антибиотиками полное восстановление микробиоты кишечника уже невозможно.

7-дневная терапия атибиотиками, обладающими сильной и широкой активностью, уменьшила разнообразие бактероидов у 4 испытуемых по сравнению с еще 4 людьми, которые не принимали препарат. Разнообразие не восстановилось до первоначального уровня даже через два года после терапии.

Эти эффекты также могут быть переданы следующему поколению. В исследовании 606 младенцев была обнаружена истощенная микробиота у младенцев, рожденных от матерей, получавших антибиотики.

Кроме того,некоторые"вредные бактерии"могут воспользоваться нарушениями, вызванными антибиотиками, и размножаться.

Чтобы свести к минимуму риск дисбактериоза кишечника, лучше всего по возможности использовать антибиотики узкого спектра действия.

Наконец,в некоторых условиях, когда микробиота кишечника уже нарушена,антибиотики могут реально помочь.Они могут восстановить микробный баланс кишечника, уменьшая количество"вредных бактерий’.

Ингибиторы протонной помпы (ИПП)

Чрезмерное использование ИПП приводит к ухудшению состояния микробиома кишечника.Это может увеличить риск кишечных инфекций.ИПП также, по–видимому, способствуют росту стрептококков - это вредные бактерии, которые могут вызывать язвы [93].

В исследовании, в котором приняли участие 1815 человек, у 211 потребителей PPI было более низкое бактериальное разнообразие, и 20% их бактерий были значительно изменены по сравнению с теми, кто не употреблял [94].

НПВП

НПВП вызывают повреждение тонкого кишечника и язвы.У людей с несбалансированным кишечным бактериовыделением повреждение может быть еще серьезнее.

В DB-RCT с участием 20 здоровых добровольцев пробиотики уменьшали вызванное НПВП повреждение кишечника, предположительно, за счет улучшения состава кишечных бактерий.

Диабет

препарат, который улучшает симптомы диабета 2 типа. В нем увеличивается количество полезных бактерий, таких какA. muciniphila(продуцент бутирата) илактобацилл.

6) Курение

Курение изменяет микробиом кишечника.Укурильщиков табака более низкое микробное разнообразие кишечникаи более низкие уровнибифидобактерий (20 человек) .

Когда люди бросали курить, их кишечная микробиота снова менялась. В основном, их микробиота становилась более похожей на микробиоту людей с ожирением. Это может частично объяснить увеличение веса, которое происходит после отказа от курения.

У крыс сигаретный дым снижал уровень SCFA (уксусная кислота, пропионовая кислота имасляная кислота, вырабатываемые полезными бактериями).Он также снизил уровень полезных бактерий, таких какBifidobacterium.

7) Загрязнение окружающей среды

Загрязняющие вещества могут нарушать микробиоту кишечника и метаболические процессы, связанные с кишечной микробиотой.

У мышей, подвергшихся воздействию загрязнения воздуха, был изменен микробиом кишечника. У них снизился уровень бутирата и развилось острое и хроническое воспаление кишечника.

8) Операция по шунтированию желудка

Метаанализ 22 исследований и в общей сложности 562 пациентов показал, чтооперация по шунтированию желудка изменяет микробиоту кишечника.После операции онстановится похож на микробиоту более худых людей.

Однако возможны и побочные эффекты. Исследование 51 пациента показало, что операция по шунтированию желудка увеличила TMAO в два раза. ТМАО - это бактериальный продукт, повышающий риск сердечных заболеваний.

9) Трансплантация фекальной микробиоты

Трансплантация фекальной микробиоты - относительно новая процедура.Онапереносит кишечные бактерии от здорового человека к пациенту с заболеванием / расстройством.Цель состоит в том, чтобы полностью восстановить здоровый микробиом кишечника [88].

Количество исследований ограничено, но результаты пока многообещающие.

10) География

У людей в разных частях света разные бактерии[4].Однако большинство этих различий можно отнести к их рациону питания.

Превотелла доминирует в Малави, Венесуэле, Перу, Индии, Тибете, Индонезии, Таиланде и Корее .

Бактероидыдоминируют в США, Китае, Дании, Испании, Франции и Ямайке [109,110].

В России доминируетэубактерия. У россиян, в целом, больше бактерий, способных разлагать резистентный крахмал .

У японцев большебифидобактерийиклостридий. У них также есть кишечные бактерии, которые могут расщеплять углеводы из водорослей. Они не обнаружены у других людей.

Жители Буркина-Фасо придерживаются диеты с высоким содержанием клетчатки. Согласно одному исследованию, у них может быть в четыре раза больше бутирата и пропионата по сравнению с европейцами.

У кочевых племен хадза в Танзании в кишечной микробиоте меньше воспалительных факторов, чем у итальянцев.

Изолированные индейцы, которые ранее не имели контактов с западными жителями, имеют самое высокое разнообразие кишечных бактерий, о котором когда-либо сообщалось.

11) Городская среда по сравнению сСельской средой

Люди, живущие в сельской местности, как правило, имеют более богатую (и здоровую) микробиоту. Это также в основном связано с питанием.

Например, у детей из сельской местности Таиланда больше молочнокислых бактерий, чем у детей из городского Сингапура.

12) Роды и грудное вскармливание

Исследование с участием 24 новорожденных показало, что умладенцев, родившихся путем кесарева сечения, была истощенная микробиота. У них было меньше случаев бактериоидеза по сравнению с детьми, родившимися вагинально (24 ребенка).

Микробиота младенцев похожа на микробиоту их матерей у 72% детей, родившихся вагинально. У детей, родившихся с помощью кесарева сечения, это сходство снижается до 41%.

Исследование с участием 60 детей показало, что различия в микробиоте между младенцами, родившимися вагинально, и младенцами, родившимися с помощью кесарева сечения, сохраняются до 7-летнего возраста.

Наконец, в исследовании 606 младенцев, удетей, находившихся на искусственном вскармливании, было меньшебифидобактерий по сравнению с детьми, находившимися на грудном вскармливании.

13) Старшие братья и сестры

Люди со старшими братьями и сестрами имеют более высокое разнообразие микробов кишечника в раннем детстве (исследование 114 младенцев).

14) Инфекции

Инфекции изменяют микробиоту нашего кишечника. Это верно для бактериальных инфекций, вирусных инфекций, таких как грипп или ВИЧ, или гельминтозов.

Этиинфекции могут вызывать долгосрочныеизменения в кишечных бактериях,которые сохраняются еще долгое время после того, как инфекция была устранена .

Постинфекционный дисбиоз кишечника может привести к другим нарушениям, таким как СРК илирезистентностьинсулину.

Например, у мышей, инфицированныхH. pylori, изменена микробиота кишечника, в результате чего часто развивается резистентность к инсулину.

15) Половые гормоны

Состав наших кишечных бактерий зависит от пола, и гендерные различия в кишечных бактериях, как правило, проявляются в период полового созревания.

У мышей микробиота кишечника претерпевает изменения у самцов, но не у самок. Кастрация мышей в период полового созревания устраняет половые различия у взрослых мышей. Это показывает роль тестостерона в организации кишечной микробиоты.

Интересно, что если девочки в период полового созревания получают кишечные бактерии от взрослых мужчин, у них развивается мужская микробиота. У них также повышается уровень тестостерона.

Наконец, у животных микробные сообщества демонстрируют высокую изменчивость у самок.Это предполагает возможный вклад пульсирующих эстрогенов