Мелкая моторика и речь. Есть ли связь?

    Главный двигательный механизм развития речи— мелкая моторика.

    Мелкая моторика — это способность ребенка производить точные движения в результате сложного взаимодействия нервной и мышечной систем с костным каркасом. Область моторики включает множество манипуляций, от примитивных до требующих хорошо отработанных навыков- умение захватывать предмет ладонью, затем непродолжительное время удерживать его пальцами и, наконец, совершать осознанные действия вроде рисования или письма. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста идет постепенно, однако этот процесс можно ускорить. Как это работает?

    Моторный и речевой центры головного мозга являются «соседями». В то время как пальцы и кисти рук осваивают новые навыки, активизируется участок коры, отвечающий за речь. Кроме того, с развитием мелкой моторики верхних конечностей меняется восприятие окружающего мира, повышается внимательность, зрение становится острее, а память — лучше. Эффективность упражнений для мелкой моторики официально доказана в коррекционной педагогике и логопедии. Существует множество упражнений для развития мелкой моторики у детей с раннего возраста.

    Простые упражнения для тренировки мелкой моторики:

    • лепка из пластилина или теста;
    • рисование пальчиковыми красками;
    • поиск мелких игрушек в емкости с крупой, фасолью или горохом;
    • ежедневная зарядка для пальчиков;
    • массаж ладоней.

    Помимо упражнений, есть много специальных игрушек, разработанных для развития навыков и умений, в том числе мелкой моторики.

    Игрушки для развития мелкой моторики:

    • мозаика;
    • пазлы;
    • сортеры;
    • шнуровки;
    • конструкторы.

    Все эти игры, используемые в непривычном для ребенка виде, требуют не просто навыков, а моторного планирования.

    Сегодня поговорим об эффективной игре для детских пальчиков- мозаике.

    Детская мозаика - это яркие деревянные фигуры в виде фруктов, овощей, животных, птиц.

    Играть в эту игру просто и весело! Задача ребенка собрать фигуру, вставляя в пустые ячейки детали мозаики соответствующей формы: круг, треугольник, квадрат, шестиугольник или воспроизвести картинку из деталей по заданиям на карточках. Ребенок может не только собирать мозаику, но и использовать фрукты как форму для рисования – обводить карандашом контуры на листе и учиться рисовать, раскрашивая их. Сначала может не всё получаться, но со временем угловатые движения и неуклюжие попытки схватить предмет сменятся на гармоничные и грациозные действия, и от родителя во многом зависит, насколько быстро это произойдет.В чём же польза мозаики? С помощью неё ваш ребёнок легко сможет:

    • научиться считать, пересчитывая детали мозаики, подходящие для каждой фигуры;
    • выучить геометрические фигуры, в форме которых сделаны детали мозаки;
    • изучить цвета, в которые окрашены детальки.

    При сортировке фигур, определении их формы ребёнку удастся развить мелкую моторику пальчиков, логику, мышление, речь, зрение, интеллект, ловкость, сенсорику.

    "Истоки способностей детей находятся на кончиках их пальцев" знаменитая фраза Сухомлинского известна многим. Поэтому начинать стимулирование мелкой моторики следует с самого раннего возраста. Несомненно, мелкая моторика — не единственный фактор, стимулирующий интеллектуальное и речевое развитие ребенка. Но достаточно весомый. Поэтому развивающие игры и целенаправленные занятия обязательно принесут пользу и в бытовой жизни, и при поступлении в школу!