Главный двигательный механизм развития речи— мелкая моторика.
Мелкая моторика — это способность ребенка производить точные движения в результате сложного взаимодействия нервной и мышечной систем с костным каркасом. Область моторики включает множество манипуляций, от примитивных до требующих хорошо отработанных навыков- умение захватывать предмет ладонью, затем непродолжительное время удерживать его пальцами и, наконец, совершать осознанные действия вроде рисования или письма. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста идет постепенно, однако этот процесс можно ускорить. Как это работает?
Моторный и речевой центры головного мозга являются «соседями». В то время как пальцы и кисти рук осваивают новые навыки, активизируется участок коры, отвечающий за речь. Кроме того, с развитием мелкой моторики верхних конечностей меняется восприятие окружающего мира, повышается внимательность, зрение становится острее, а память — лучше. Эффективность упражнений для мелкой моторики официально доказана в коррекционной педагогике и логопедии. Существует множество упражнений для развития мелкой моторики у детей с раннего возраста.
Простые упражнения для тренировки мелкой моторики:
- лепка из пластилина или теста;
- рисование пальчиковыми красками;
- поиск мелких игрушек в емкости с крупой, фасолью или горохом;
- ежедневная зарядка для пальчиков;
- массаж ладоней.
Помимо упражнений, есть много специальных игрушек, разработанных для развития навыков и умений, в том числе мелкой моторики.
Игрушки для развития мелкой моторики:
- мозаика;
- пазлы;
- сортеры;
- шнуровки;
- конструкторы.
Все эти игры, используемые в непривычном для ребенка виде, требуют не просто навыков, а моторного планирования.
Сегодня поговорим об эффективной игре для детских пальчиков- мозаике.