Математика легко и просто 5+ часть 1 Инструкция для родителей
Поздравляем!
Ваш ребенок держит в руках первый учебник от центра детских наук «Легко и Просто».
Эта книга – билет в путешествие по миру знаний, в которое вашему дошкольнику предстоит отправиться вместе с нами.
Чтобы сделать это путешествие ярче и понятнее, разработали маршрут, в виде инструкции к каждому уроку, который поможет легко и просто справиться с каждым заданием.
Для работы с учебником вам понадобятся: простой трехгранный карандаш, стирательная резинка, цветные трёхгранные карандаши.
Цель данной книги – не только дать ребенку прочные знания в интересной для него форме, но и помочь детям навсегда влюбиться в процесс обучения. Поэтому рекомендуем:
· Не перегружать малыша. Оптимально, если он будет выполнять не более 1 страницы рабочей тетради в день.
· Поощрять ребенка за старание, не критиковать, сравнивать дошкольника только с самим собой, делая акцент на его достижениях.
· Создавать спокойную, доброжелательную атмосферу во время занятий.
Урок 1
Страница 2
1. Повторяем цифру 1. Обводим единицы (прописываем цифры поверх серых цифр), проговаривая название цифры.
2. Раскрашиваем все цифры 1 в таблице цветным карандашом. Если ребенок теряется в таблице, можно закрыть таблицу листом бумаги, открывая строчку за строчкой. Это поможет быстрее сориентироваться и найти все заданные цифры. В конце работы получаем цифру 1. Для закрепления можно накрыть все клеточки таблицы с цифрой 1 фасолью.
Страница 3
1. Помогаем Липе найти свой дом. Это задание позволяет ребенку повторить буквы и цифры, научиться быстро и легко ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Находим и раскрашиваем клетки таблицы по заданным координатам, повторяя буквы и цифры. Внимание! Вместо названий букв нужно называть звук, который обозначает буква (то есть не «БЭ», а «Б»)
Если ребенок затрудняется найти нужную клеточку, необходимо взять две любых палочки (трубочки). Буквы – это этажи. Давай найдем этаж А. Ребенок помещает палочку горизонтально на клетки таблицы с буквой А. Цифры – это квартиры. Давай найдем квартиру номер 4. Помещаем палочку вертикально на столбик с цифрой 4. На пересечении линий ставим точку. Раскрашиваем клеточку А4. Ищем остальные координаты, используя палочки до тех пор, пока ребенок не научится определять клетку по координатам без их помощи.
2. Круг – геометрическая фигура, которая не имеет углов. Раскрашиваем его. Повторяем названия остальных геометрических фигур.
Урок 2
Страница 4
1. Повторяем цифры 1 и 2. Обводим единицы и двойки (прописываем цифры поверх серых цифр), проговаривая название цифр.
2. Закрашиваем или накрываем горошинами клеточки таблицы, в которых цифра 2 написана правильно. Это отличное упражнение для профилактики зеркального написания цифры 2.
Страница 5
1. Делаем также, как в аналогичном задании прошлого урока.
2. Закрашиваем круг красным карандашом, акцентируя внимание на том, что фигура не имеет углов. Закрашиваем треугольник зеленым карандашом. Считаем стороны и углы. Озвучиваем ребенку правило: треугольник – это геометрическая фигура, у которой три стороны и три угла.
Урок 3
Страница 6
1. Берем три небольших листочка бумаги. На одном из них пишем цифру 1, на втором – 2, на третьем – 3.
Переворачиваем листочки цифрами вниз. Меняем их местами со словами: «Путаю, путаю. (Имя ребенка) я запутаю. Ребенок выбирает одну из карточек, озвучивает изображенную на ней цифру, обводит ее в учебнике (прописывает поверх серой цифры). Игру продолжаем до тех пор, пока все цифры не будут прописаны.
2. Называем цифры в каждой из строчек. Для удобства можно закрыть все остальные строчки двумя листами бумаги. Находим строку, в которой все числа записаны в правильном порядке, отмечаем строчку знаком «+» (предпоследняя строчка).
3. Закрашиваем геометрические фигуры, повторяя их названия и свойства:
Круг – это геометрическая фигура, которая не имеет углов.
Треугольник – геометрическая фигура, у которой три стороны и три угла.
Квадрат – геометрическая фигура, у которой четыре стороны и четыре угла и все стороны и углы равны.
Можно взять три фигурки из киндер-сюрприза и селить их в домики – фигуры под диктовку: Животные играют на полянке (например, зайка, ежик и мышка). Пришел серый волк, зубами щелк. Нужно срочно спрятать зверей, каждого в свой дом. Зайка живет в домике без углов. Как называется такой домик? Круг. Давай скорее найдем его. Ежик – в домике, в котором три угла и три стороны. Селим ежика в треугольник. Мышка живет в домике, в котором четыре стороны и четыре угла и все стороны и углы равны. Находим мышке дом. Озвучиваем, что это квадрат.
Страница 7
1. Делаем также, как в аналогичном задании первого урока.
2. Помогаем ребенку начать ориентироваться в числовом ряду и находить соседей числа. Находим соседей котенка и зайки.
3. Находим и обводим соседей числа два. Важно!!!! Вначале называем «младшего» соседа (слева), затем «старшего» (справа).
Урок 4
Страница 8
1. Хлопаем в ладоши два, три или четыре раза. Ребенок считает, сколько было хлопков и обводит цифру (пишет поверх цифры), обозначающую это количество.
2. Находим и обводим соседей числа 3. Важно!!!! Вначале называем «младшего» соседа (слева), затем «старшего» (справа). Если ребенок затрудняется в поиске соседей чисел, выстраиваем ряд из его любимых игрушек и ищем соседей для каждой игрушки. Затем переходим на работу с числовым рядом.
3.Отвечаем на вопросы, повторяем цифры. Ответы: 3, 1, 3, 4, 3, 2, 3, 3, 4.
4. Закрашиваем квадрат, затем прямоугольник, вспоминая свойства геометрических фигур.
Квадрат – геометрическая фигура, у которой четыре стороны и четыре угла и все стороны и углы равны.
Прямоугольник – геометрическая фигура, у которой 4 стороны и 4 угла и противоположные стороны равны.
Страница 9
Учимся ориентироваться по координатам и на листе. Находим место зверей в зрительном зале. Раскрашиваем найденное место.
Если поиск места вызывает затруднение, можно вначале поиграть с любой маленькой игрушкой (например, от Киндер- сюрприза). Называйте произвольные ряд и место, а ребенок будет помещать туда игрушку.
Урок 5
Страница 10
1. Задаем ребенку вопросы, ответом на которые будет число 3, 4 или 5. Ребенок отвечает и обводит цифру (пишет поверх цифры), обозначающую это количество.
Примеры вопросов:
Сколько пальцев на одной руке?
Сколько секций (цветов) у светофора?
Сколько углов у стола?
Сколько лап у кошки?
Сколько углов у треугольника? У квадрата? У прямоугольника? У пятиугольника?
Сколько цветов на флаге России?
Сколько голов у Змея Горыныча?
Сколько существует времен года?
Сколько месяцев в одном времени года?
Сколько пальцев на одной ноге?
Какая самая высокая оценка в школе?
Сколько тебе лет? Или сколько лет тебе было год назад? (подбираем вопрос, чтобы ответом было число 5.
Назови соседей числа 4.
Сколько колес у машины?
Сколько ног у двух людей?
Сколько стрелок в часах? (3)
Сколько существует состояний воды? (три – жидкое, твердое (лед) и газообразное (пар)
Сколько букв в слове «три»?
Сколько букв в слове мама?
Сколько этажей в трехэтажном доме? В четырехэтажном? В пятиэтажном?
Сколько концов у пятиконечной звезды?
Сколько рогов у двух коров?
Сколько хвостов у пяти собак?
Сколько щупалец у морской звезды? (5)
Сколько лет мальчику-пятилетке?
Сколько конечностей у человека? (четыре: две руки и две ноги).
Сколько поросят в народной сказке (три поросенка)
2. Вспоминаем сколько пальцев на руке, раскрашиваем карточку с пятью палочками.
3. Поровну – это значит, что количество яблок на одной и второй тарелке должно быть ОДИНАКОВОЕ. Находим и раскрашиваем тарелки с четырьмя яблоками.
4. Записываем числа по порядку.
Страница 11
1. Делаем также, как в аналогичном задании первого урока.
2. Рисуем дождик.
Урок 6
Страница 12
1. Обводим единицы (прописываем цифры поверх серых цифр), проговаривая название цифры.
2. Знакомимся со знаками больше, меньше и равно. Можно нарисовать знаки в виде пасти крокодила, вырезать и поиграть, расставляя разное количество предметов с двух сторон и сравнивая их, выкладывая знак в правильную сторону.
Страница 13
1. Вспоминаем про знаки и пасть крокодила. «Кормим» крокодила бабочками, расставляя знаки правильно.
2. Внимательно считаем части фигур и раскрашиваем те из них, которые состоят из 6 частей. После выполнения задания можно вырезать геометрические фигуры, разделить их на части и дать ребенку возможность сложить фигуру из частей. Повторяем названия и свойства геометрических фигур.
Урок 7
Страница 14
1. Обводим цифры (прописываем поверх серых), проговаривая их названия. Можно предложить ребенку обвести цифру, которую вы загадали. Это цифра не пять и не семь (6), не шесть и не семь (5), не пять и не шесть (7).
2. Предлагаем ребенку определить, какие машины отстали. Если ребенок затрудняется, можно задать ему наводящие вопросы: «Машина с номером один доехала до стоянки или отстала? С номером два?..» и т.д. Можно также вырезать машинки, написать на них номера, положить на листик-стоянку те машины, которые доехали, ориентируясь на рисунок на странице учебника, и посмотреть, какие из машин остались. Записать номера машин в ответ задания. Можно пронумеровать настоящие машинки и поиграть с ними.
3. Считаем точки. Пишем сбоку квадратов цифры, обозначающие количество точек. Сравниваем, вспоминая про крокодила. Можно просто спрашивать после пересчета ребенком точек: «Что больше? Три точки или две точки? Какую карточку съест крокодил?»
Страница 15
Игра «Меню для крокодила». Что у крокодильчика сегодня на завтрак? Считаем предметы. Пишем по бокам цифры, обозначающие количество предметов. Сравниваем, вспоминая про крокодила. Проставляем знаки.
Урок 8
Страница 16
1. Обводим цифры (прописываем поверх серых), проговаривая их названия.
2. Ответ 8.
3. Развиваем внимание. Рисуем точки, располагая их правильно.
4. Ищем и раскрашиваем соседей числа. Помним о том, что вначале мы называем «младшего» соседа (слева), затем «старшего» (справа).
Страница 17
Игра «Меню для крокодила». Что у крокодильчика сегодня на обед? Считаем предметы. Пишем по бокам цифры, обозначающие количество предметов. Сравниваем, вспоминая про крокодила. Проставляем знаки.
Урок 9
Страница 18
1. Обводим цифры и знаки (прописываем поверх серых), проговаривая их названия.
2. Учимся ориентироваться в числовом ряду. Вводим понятия «предшествующее» и «последующее» число.
Предшествующее – это число, стоящее ПЕРЕД (ВПЕРЕДИ)….. Представь, что все числа стоят в очереди. Какое число стоит перед числом 4? Закрась число, предшествующее числу 4.
Последующее (следующее за числом) – это число, которое стоит после него. Какое число стоит после числа 4? Закрась число, следующее за числом 4.
Если ребенок затрудняется в задании, возьмите игрушки, посадите их «в очередь» и поиграйте с ребенком, определяя, кто предшествует, а кто «следует за….»
Находим и раскрашиваем соседей числа 7, вспоминая правило про «младшего» и «старшего» соседа.
3. Сравниваем числа, помня про «правило крокодила». Ставим знаки сравнения правильно.
Страница 19
1. Считаем точки, дорисовываем их там, где это нужно.
2. Отвечаем на вопросы. Вписываем ответы.
3. Продолжаем ряд, вспоминая названия геометрических фигур и проговаривая: «Круг, прямоугольник, треугольник, квадрат, круг….»
Урок 10
Страница 20
1. Обводим цифры и знаки (прописываем поверх серых), проговаривая их названия.
2. Определяем и записываем число, следующее за числом…… Смотри стр. 18. Задание 2.
3. Развиваем внимательность. Добавляем детали к домам, чтобы сделать х одинаковыми.
Страница 21
1. Вводим понятие однозначные и двузначные числа. Озвучиваем ребенку правило, написанное вверху страницы. Подчеркиваем все однозначные числа, зачеркиваем двузначные.
2. Сравниваем числа, вспоминая «правило крокодила», вставляем знаки. Читаем примеры: «Три меньше, чем пять», «пять больше одного» и т.д.
Урок 11
Страница 22
1. Обводим цифры и знаки (прописываем поверх серых), проговаривая их названия.
2. Предлагаем ребенку найти и раскрасить наименьшее однозначное число (1), наибольшее однозначное (9), наименьшее двузначное (10) и соседей числа пять (4 и 6).
3. Определяем и записываем число, предшествующее числу…… Смотри стр. 18. Задание 2.
Ответы: 8,4,1,9,2,6,7,5,3.
Страница 23
Читаем ребенку правило в верхней части страницы. Ребенок выполняет задания учебника.
Перед тем, как ребенок начнет работать с линейкой, объясняем ему правила пользования линейкой.
Познакомьте ребенка с линейкой и ее делениями.
Попросите ребенка положить линейку на лист учебника, приложив линейку к одной из прямых линий. Объясните, как нужно придерживать линейку рукой (левой или правой, если ребенок левша). Попросите поставить острый карандаш вертикально к линейке и провести линию, не отрывая его от линейки. Попросите сильно не нажимать на грифель, иначе он поломается. Когда линия готова, попросите оторвать карандаш от бумаги и убрать линейку. Получили прямую линию. Попросите начертить остальные прямые линии.
Урок 12
Страница 24
1. Обводим цифры и знаки (прописываем поверх серых), проговаривая их названия. Можно взять для игры любой кубик с точками от одного до шести. Ребенок бросает кубик. Обводит то число, которое соответствует количеству точек на выпавшей грани. Таким образом он прописывает цифры от 1 до 6. Затем игра заканчивается, и ребенок пишет оставшиеся цифры.
2. Виды линий: горизонтальные, вертикальные, наклонные. Учимся чертить разные виды линий, используя линейку и повторив правила пользования линейкой (смотрите урок 11 стр.23)
Страница 25
1. Решаем задачу. Сколько мячей у Паши? Один. Записываем в первую клетку. Сколько мячей у Саши? Один. Записываем в третью клетку (после знака плюс). Один плюс один равно два. Пишем двойку в клетку после знака «равно». Если ребенок затрудняется в решении – возьмите две горошины. Пусть это будут мячики. Сложите их вместе. Пусть ребенок сосчитает и запишет ответ.
2. Сравниваем числа, вспоминая «правило крокодила», вставляем знаки. Читаем примеры: «Пять меньше, чем девять», «восемь больше двух» и т.д.
3. Обводим линии под линейку или от руки. При использовании линейки повторить правила ее использования (урок 11 на стр. 23)
Урок 13
Страница 26
1. Повторяем правило, какие числа являются однозначными.
Однозначные числа – это числа, для записи которых используется один знак (цифра). Ищем однозначные числа и прописываем их поверх серых цифр (обводим). Какое число осталось? Десять. Это однозначное или двузначное число? Правильно. 10 – это наименьшее (самое маленькое) двузначное число.
2. Решаем задачу. Записываем: 1+1=2. Читаем записанное: «Один плюс один равно два».
3. Решаем задачу. Сколько кукол у Тани? Две. Записываем число два. Сколько мячиков у Тани? Один. Записываем единицу после знака плюс. Давай сосчитаем по картинке, сколько всего игрушек у Тани? Правильно, три. Записываем. Читаем: «два плюс два равно три». Сколько всего игрушек у Тани? Три игрушки у Тани.
Страница 27
1. Воспроизводим ребенку текст, записанный в верхней части страницы. Просим ребенка выполнить задание.
2. Внимательно рассматриваем рисунок из задания 1. Просим ребенка найти фигуры, которые есть на рисунке. Называем и раскрашиваем эти фигуры. Повторяем названия и свойства геометрических фигур.
Круг – это геометрическая фигура, которая не имеет углов.
Треугольник – геометрическая фигура, у которой три стороны и три угла.
Квадрат – геометрическая фигура, у которой четыре стороны и четыре угла и все стороны и углы равны.
Урок 14
Страница 28
1. Обводим цифры (прописываем поверх серых), проговаривая их названия. Можно задавать ребенку вопросы, а он будет обводить ответы на них:
Назови наименьшее однозначное число. Один. Обведи все единицы.
Назови наибольшее однозначное число. Девять. Верно. Обведи все цифры девять.
Назови наименьшее двузначное число. Десять. Обведи.
Назови соседей числа три. Два и четыре. Обведи в трех рядах соседей числа три.
Назови число, предшествующее числу 4. Правильно, три. Обведи.
Назови число, следующее за числом семь. Правильно, восемь. Обведи.
Назови соседей числа шесть. Правильно, пять и семь. Обведи.
Какое число осталось? Шесть. Обведи.
2. Считаем предметы, записываем их количество, решаем примеры, ориентируясь по картинкам. Произносим записанный пример вслух: «Два плюс один равно три»
Страница 29
1. Повторяем изученные виды линий. Выполняем задание.
2. Повторяем правила пользования линейкой (урок 11 на стр. 23). Чертим прямую через две точки. Озвучиваем ребенку: «Без конца и края линия прямая. Хоть сто лет по ней иди, не найдешь конца пути».
3. Определяем принцип последовательности. Продолжаем ряд, озвучивая: «Один, два, три, четыре, один, два……».
Урок 15
Страница 30
1. Обводим цифры (прописываем поверх серых), проговаривая их названия. Можно подключить работу с числовым рядом, используя задания, аналогичные первому заданию урока 14 на странице 28.
2. Считаем предметы, записываем их количество, решаем примеры, ориентируясь по картинкам. Произносим записанный пример вслух.
Страница 31
1. Соединяем цифры по порядку, пользуясь линейкой. Получаем рисунок – звезду.
2. Читаем пример. Раскрашиваем рисунок.
Урок 16
Страница 32
1. Обводим цифры (прописываем поверх серых), проговаривая их названия.
2. Раскрашиваем по заданию. Произносим правильно примеры на сравнение: «Два меньше одного»
3. Решаем задачу про зверей и монетки. Записываем решение.
Страница 33
1. Развиваем внимание. Смотрим на цифру. Ищем рисунок, который должен ей соответствовать, рисуем его в ячейке таблицы.
Можно сделать иначе. Вначале смотрим, какой рисунок соответствует цифре 1. Рисуем треугольники под каждой единицей. Затем переходим к двойкам и т.д.
2. Знакомимся с отрезком. Учимся различать отрезки и линии, выполняя задание.
Урок 17
Страница 34
1. Обводим цифры (прописываем поверх серых), проговаривая их названия.
2. Заполняем таблицу, пользуясь правилом: «Если к числу прибавить единицу, то получится следующее за ним число».
3. Соединяем точки в отрезки. Оттачиваем навык пользования линейкой.
Страница 35
1. Ребенок берет желтый карандаш и раскрашивает все звезды, затем коричневым карандашом раскрашивает все грибы, потом зеленым – все ведра.
2. Находим нужные строчки и столбики. Отвечаем на вопросы.
3. Просим ребенка посчитать, сколько ведер в таблице. Просим закрасить столько же. Сколько ведер в таблице? Пять. Сколько ведер нужно закрасить? Столько же. А столько же, это сколько? Пять. Закрашиваем пять ведер.
Урок 18
Страница 36
1. Обводим цифры (прописываем поверх серых), проговаривая их названия. Можно подключить работу с числовым рядом, используя задания, аналогичные первому заданию урока 14 на странице 28.
2. Просим ребенка нарисовать точки.
Страница 37
1. Знакомим ребенка с ломаной линией.
2. Считаем звенья ломаной линии. Записываем ответы в кружочки.
3. Решаем задачу. Записываем решение.
Урок 19
Страница 38
1. Обводим цифры (прописываем поверх серых), проговаривая их названия. Можно подключить работу с числовым рядом, используя задания, аналогичные первому заданию урока 14 на странице 28.
2. Просим ребенка вначале соединить пример с картинкой, а затем с ответом. После этого переходим к следующему примеру.
Страница 39
1. Находим закономерность, попросив ребенка подумать. Если ответ не стал очевиден сразу, то даем подсказку, пересчитать квадраты на рисунках. Ответ: один квадрат.
2. Развиваем внимание, выполняя задание по образцу.
3. Повторяем последовательность чисел в числовом ряду, выполняя задание.
Урок 20
Страница 40
1. Обводим цифры (прописываем поверх серых), проговаривая их названия. Можно повторить правило на странице (если к числу прибавить единицу, то получится следующее за ним число), затем называть ребенку пример вида 1+1, 2+1 и т.д., а ребенок обводит ответ.
2. Решаем примеры, пользуясь правилом и числовым рядом.
3. расставляем знаки, пользуясь «правилом крокодила», произносим пример правильно: «три меньше одного».
Страница 41
1. Знакомство с лучом.
2. Ребенок находит о обводит лучи, закрепляя навык пользования линейкой.
3. Ребенок от руки рисует солнышку лучи.
Урок 21
Страница 42
1. Обводим цифры (прописываем поверх серых), проговаривая их названия. Можно повторить правило: «Если к числу прибавить единицу, то получится следующее за ним число», затем называть ребенку пример вида 1+1, 2+1 и т.д., а ребенок обводит ответ.
Знакомимся со знаком минус. Обводим знаки.
2. Решаем задачи.
Ребенок решает задачи, пользуясь рисунком, записывает ответ. Затем просим его произнести решение задачи: «Пять минус два равно три».
Страница 43
1. Учимся ориентироваться на листе в клетку, внимательно выполняя задание под диктовку.
2. Учимся различать прямую линию, отрезок и луч, выполняя задание.
Урок 22
Страница 44
1. Обводим цифры (прописываем поверх серых), проговаривая их названия. Можно повторить правило: «Если к числу прибавить единицу, то получится следующее за ним число», затем называть ребенку пример вида 1+1, 2+1 и т.д., а ребенок обводит ответ.
Прописываем знак «минус».
2. Решаем примеры, ориентируясь по картинкам. Произносим записанный пример вслух: «Два минус один равно один»
Страница 45
Находим картинки по их координатам и раскрашиваем их. Внимание! Вместо названий букв нужно называть звук, который обозначает буква (то есть не «БЭ», а «Б»).
Урок 23
Страница 46
1. Повторяем знаки и обводим их.
2. Решаем примеры, ориентируясь по картинкам. Произносим записанный пример вслух: «Два минус один равно один»
Страница 47
Находим картинки по их координатам. Копируем рисунки. Внимание! Вместо названий букв нужно называть звук, который обозначает буква (то есть не «ЭМ», а «М»).