Если вы читали педагогическую литературу, вероятно вам попадалось упоминание системы Монтессори. Однако немногие, кто слышал о ней, знают, что автором этой методологии является итальянский врач и педагог, Мария Монтессори - одна из первых женщин среди врачей и докторов наук в мире. В конце XIX века в Италии образование не считалось подходящим занятием для женщин, и отец Марии был категорически против того, чтобы она продолжала обучение после школы. Тем не менее девушка вопреки его воле и общественному укладу сначала окончила технический институт, а в 1893 году поступила в медицинскую школу Сапиенца в Риме - одного из старейших университетов мира. Будучи первой и на тот момент единственной женщиной среди студентов и преподавателей, Мария столкнулась с отторжением и откровенной враждебностью. Однако уже на первом курсе за успехи ее вознаградили академической премией, через год Монтессори стала ассистентом больницы, а за последние два года в университете погрузилась в педиатрическое консультирование и стала признанным экспертом в детской медицине.
После выпуска Мария изучила все научные работы по педагогике за последние 200 лет, регулярно посещала детские приюты и в 1900 году была назначена содиректором Ортофренического института, готовившего педагогов для обучения детей с умственными особенностями. Предложенная Монтессори методология давала плоды: одни дети из специальных школ успешно сдавали стандартные экзамены и продолжали обучение, прежде им недоступное, другие получали необходимую поддержку и могли постепенно влиться в общество. Такой результат укрепил уверенность Марии в эффективности методов, позже она адаптировала их для развития обычных детей и объединила в систему.
Мария Монтессори определила, что до 6 лет дети проходят через череду чувствительных периодов, определяющих развитие основных навыков. Например, сенсорное развитие стимулируется, когда ребенок прикасается к разным по структуре и температуре поверхностям, а мелкая моторика развивается при взаимодействии с маленькими предметами разной формы. При этом для ребенка естественно стремиться к самостоятельному изучению окружающего мира, поэтому ключевой принцип системы звучит как "помоги мне сделать самому". И под "помоги" здесь подразумевается не непосредственное участие взрослого в процессе, а создание безопасной, комфортной и насыщенной среды, в которой ребенок может сам выбирать интересное занятие, не нуждаясь в постоянной помощи.