Liza Land
    2подписчика

    «Мама меня понимает»: как родителю слушать и слышать своего ребенка?

    18.12.2023
    170 просмотров

    Представьте, что ваш ребенок пришел из школы в плохом настроении. Он швырнул портфель в угол и, едва сдерживая слезы, рассказал, что учительница незаслуженно снизила оценку за задание, над которым он честно трудился последние дни. «Она просто тупая, и ничего не понимает. Я больше не хочу ходить в эту дурацкую школу. Переведи меня в другую» — в сердцах бросил он.

    Что бы вы ответили ему?

    Большинство родителей сразу предложат готовое решение: «Подойди завтра к учителю и спроси, что нужно переделать».

    Многие начнут успокаивать ребенка: «Не переживай! Главное, что тебе самому нравится твоя работа».

    Некоторые, желая поддержать, ненароком обесценят детские чувства: «Подумаешь, четверка. Это же не двойка, в конце концов. Не бери в голову».

    img

    А кто-то будет читать нравоучения: «Так нельзя говорить про учителя! Где твое уважение?» и неосознанно встанет на сторону,педагога: «Возможно, там действительно были ошибки? Ты хорошо все проверил?».

    Эти ответы —автоматические реакции. В предложении помощи нет ничего плохого, но когда ребенка накрыл «эмоциональный шторм», такая помощь будет воспринята «в штыки». Критика и обесценивание и вовсе разрушают доверие в детско-родительских отношениях. Ребенок чувствует, что его не поняли, а его чувства не приняли. Они оказываются будто «неправильными», «неважными». В результате ребенок замыкается в себе и переживает еще больше. Некоторые дети, наоборот, «идут в протест» и начинают спорить с родителем, а там уж и до ссоры недалеко.

    А ведь в «острый» момент всего-то и нужно…выслушать ребенка. Казалось бы: что может быть проще? Но и правильному слушанию тоже нужно учиться.

    Правильно слушать — это как?

    В ситуациях, когда ребенок приходит к вам с сильными эмоциями, важно дать ему понять, что вы слышите и понимаете его. И сделать это можно через «активное» слушание.

    Активное или эмпатическое слушание— это общение, при котором взрослый позволяет ребенку свободно выражать свои эмоции. Он не оценивает, не критикует, не спорит, не задает вопросов, не навязывает свое мнение, а только «отражает» — проговаривает в беседе чувства ребенка. Три главных условия активного слушания:безоценочность, эмпатия, безусловное принятие.

    Например, в ситуации с несправедливой оценкой родитель может признать эмоции ребенка фразами: «Ты сейчас очень злишься и не хочешь возвращаться в школу» или «Ты расстроился из-за сложившейся ситуации». А потом дать ему возможность проговорить свою обиду, «поругать» учителя и выразить негодование.

    И вот ребенок уже успокаивается — пар вышел, он может смотреть на ситуацию объективно, находить варианты действий.

    Молчим и слушаем

    Как происходит диалог с активным слушанием на практике?

    • Прежде всего, повернитесь к ребенку лицом, а еще лучше опуститесь на его уровень: присядьте на корточки или сядьте на стул. Можно наладить физический контакт: взять ребенка за руку или посадить рядом. Во время беседы смотрите ему в глаза, не отвлекайтесь на другие дела.
    • Выслушайте ребенка, не перебивая, но вставляя междометия («да», «угу»), а также выражая внимание мимикой и жестами. Это покажет вашу включенность в разговор.
    • Проговаривайте эмоции ребенка в утвердительной форме. Например, «тебе было страшно», «ты сильно разозлился», «тебе досадно из-за этой ситуации». Такое «называние по имени» не только позволит ребенку увидеть, что вы его понимаете, но и расширит его эмоциональный интеллект.
    • Соблюдайте паузы. Не старайтесь заполнить тишину словами, дайте ребенку возможность переварить свои эмоции спокойно.

    Что дает такое слушание?

    Во-первых, в нем много принятия детских чувств, и дети это чувствуют. Со временем они начинают больше открываться родителям, а те, в свою очередь, лучше узнают и понимают своих детей.

    Во-вторых, ребенок конструктивно проживает свои негативные чувства. Не происходит формирование мышечных зажимов и невротических «плохих» привычек. Благодаря тому, что родитель «отражает» его чувства, у ребенка появляется возможность взглянуть на них со стороны, осознать их и быстрее с ними справиться.

    img

    Метод активного слушания можно применять не только в момент негативных эмоций, но и когда ребенка переполняют позитивные переживания. Это дает детским чувствам пространство, улучшает детско-родительские отношения и развивает эмоциональный интеллект ребенка.

    Предлагаем потренироваться прямо сейчас и вспомнить ситуацию, когда ваш ребенок был сильно расстроен, разозлен, напуган. Как вы поступили в тот момент? А как вы бы построили беседу сейчас, зная о технике активного слушания?

    Мария Помозова,для Издательства LizaLand

    Не пропустите новые публикации Liza Land