От редакции
    14371подписчик

    Малкольм Гладуэлл, «Переломный момент»

    06.05.2020
    1.2k просмотров

    Если сейчас вы читаете книги, до которых раньше не доходили руки, то пусть среди них окажется «Переломный момент». Во времена пандемии эта книга стала по-новому актуальной: сейчас, когда ленты новостей на 75% заполнены сообщениями о вирусе, интересно посмотреть на происходящее с другой точки зрения, а то и с нескольких сразу. 

    img

    Об эпидемиях в «Переломном моменте» говорится с первых строк; это метафора книги, через которую рассматривается быстрое распространение информации и растущая популярность чего угодно.  

    Гладуэлл как автор любит разбирать истории успеха (и на контрасте — неуспеха вроде бы при тех же вводных), находить причины быстро растущей популярности, раскрывать секреты успешных карьер и кампаний, выяснять, что помогало выдающимся талантам. Или не помогало. «Гении и аутсайдеры» начинаются с загадки: почему хоккеисты сборной Канады почти поголовно родились в январе и феврале? Отгадку знают футболисты, хоккеисты и давние фанаты. Дата рождения — вроде бы маленький и незначительный факт, но долгое время от него зависело, сочтут этого конкретного ребёнка талантливым или нет. В «Переломном моменте» тема важности маленьких факторов продолжается, но речь идёт о том, как сложится судьба идеи, веяния, тренда, модной марки. 

    Как журналист, Гладуэлл и сам умеет использовать средства из массового арсенала: его умозаключения зрелищны, хоть и не всегда безупречны. В «Переломном моменте» он в одном месте сближает выражение лица одного диктора при упоминании кандидата (радость на лице удалось подсчитать, так же как у коллег диктора с других каналов) и за кого проголосовали зрители этого канала. Для сегодняшнего читателя это странная причинно-следственная связь, если нам пытаются продать именно её: это все равно что предположить, что голосовавшие за Трампа просто много смотрели «Фокс Ньюс». Да, эти два признака могут сочетаться, но точно ли одно следует из другого? 

    В этом месте чувствуется, что книга просто написана давно (первое издание было в 2000 году), когда знания о медиа и их публичная рефлексия по поводу самих себя не были так распространены. Но это не умаляет ценности книги, потому что она помогает задать себе и миру вокруг правильные вопросы. 

    Обобщения Гладуэлла создают драматургию, от них захватывает дух, и в голове возникает вереница собственных историй и  собственных примеров на ту же тему. Это интересно читать, и с этим интересно спорить; ближе всего, наверное, дружеские посиделки с умным знакомым где-нибудь на кухне, где никому не придёт в голову требовать ссылок на три независимых источника и наличия контрольной группы. На научность собственные эксперименты Гладуэлла не претендуют, но читать о них интересно, а иногда трудно удержаться, чтобы не попробовать. 

    Эксперимент на проверку широты слабых связей конкретного человека в некоторых изданиях русифицировали, в некоторых нет; но если вы хотите понять, много ли у вас полезных и разных знакомых, насколько силён у вас этот ресурс, сделайте следующее. Возьмите список из 240 случайных фамилий из телефонного справочника (так делали в оригинале) или 250 самых популярных русских фамилий (так делали в русской адаптации). Вспомните всех своих знакомых, даже шапочных, с такой фамилией. Гладуэлл рассказывает, что у 20-летних студентов получалось около 20, у профессионалов средних лет — около 40. У гениев коммуникации было под 100 и выше (похоже, они просто знали очень многих людей из телефонного справочника). Если попробуете, поделитесь в комментариях, что у вас получилось! 

    «Переломный момент» будет особенно интересно читать тем, кто так или иначе работает с массовым откликом, с потребительским спросом, с продвижением своих идей; на самом деле, почти всем. 

    Не пропустите новые публикации От редакции