КРИЗИС ОДНОГО ГОДА

    Кризис условно называется кризисом одного года, наступить может в период от 9 месяцев до 1,5 лет. Психологи связывают его с появлением первых слов и началом ходьбы, так как это дает резкий скачок самостоятельности.

    Начало ходьбы обогащает среду, с которой ребенок может взаимодействовать.

    Появление первых слов дает возможность обращаться к любящему взрослому, чтобы выполнить свое намерение. Однако взрослый далеко не всегда понимает, что от него требуется, потому что первые слова многозначны (одно и то же усеченное или искаженное слово может обозначать много явлений) и ситуативны (возможны только в ситуации, когда предмет в поле зрения).

    Возрастание самостоятельности неизбежно ведет к появлению первых запретов и первому разделению со взрослым. Взрослый теперь далеко не всегда выполняет желания ребенка, периодически становясь между малышом и тем, чего он жаждет. Это дает мощный сдвиг в развитии ребенка. Ведь пока ребенок не сталкивался с запретами, он не понимал, что его требования существуют сами по себе. В ситуации запрета ребенок проживает свое стремление, обнаруживает его. В итоге появляется способность дольше удерживать фокус на своих желаниях, проявить первую волю, осознать отдельность себя оттого, кто о тебе заботится.

    Понимание того, что мама отдельный человек, приводит к изменению типа привязанности. Если ранее самым главным был физический контакт (физически ощущать того, кого считаешь по сути своим продолжением), теперь к этому добавляется желание быть похожим на того, кто о тебе заботится.

    Чтобы кризис прошел более мягко, родителям следует:

    ▫️ расширить поле деятельности ребенка, сделав его максимально безопасным (убрать все опасное, хрупкое из поля зрения и доступа);

    ▫️ перестроить свои отношения с малышом, дав ему больше самостоятельности (позволить вытащить белье из машинки, «разобрать» пакет с покупками, поучаствовать в приготовлении еды и других бытовых делах);

    ▫️ создавать ситуации, которые позволят ребенку почувствовать себя похожим на вас (вместе делать разные дела по дому, выдать старый телефон, посуду, разрешить надеть ваши вещи или сделать фэмили лук, вместе рассматривать фото, находить похожие черты, сообщать, что вам нравится что-то одинаковое);

    ▫️ сохранять физический контакт и эмоционально-вовлеченное общение.

    Надеемся, все кризисы пройдут мимо вашего малыша! Делитесь в комментариях сталкивались ли Вы с таким явлением? 👇