Креативность со здравым смыслом

    Насеминарахяучу родителей развивать креативность детей, нестандартному подходу кситуациям, умению выходить зарамки. Инередко слышу такие вопросы: «Акакже быть сошколой? Тамже много всего надо делать стандартно, амыихнаучим креативить ивсе, они так больше несмогут. Ивообще, надоже иопыт передавать, культуру, знания…». Давайте разберемся сэтим подробно.

    1. Вместе, а не вместо.

    Допустим, вынаучились водить машину. Лишаетли это вас возможности ходить? «Конечно, нет!»— скажет любой адекватный человек,— «скакойбы стати?!». Хорошо. Тогда следующий вопрос. Ачто вам кажется более удобным— «лучшим»— способом передвижения: ходить или ездить наавтомобиле? «Что заабсурдный вопрос?!»,— возмутится читатель. «Водной ситуации— лучше идти, вдругой— ехать! Тут нет единого ответа. Этоже очевидно». Полностью согласна. Удивляет только одно, почему это нестольже очевидно, когда разговор заходит остандартном инестандартном мышлении. Каждому способу— своя ниша ипредназначение. То, что выосвоите еще один способ, нелишит вас других, атолько расширит ваши возможности.

    2. «Золотой стандарт».

    Янепризываю ктому, чтобы ккаждой задаче или жизненной ситуации подходить как кнестандартной. Нивкоем случае! Стандартные способы значительно улучшают нашу жизнь, экономят ресурсы, повышают эффективность. Кроме того, владение стандартными подходами ирешениями— это один изпоказателей профессионализма. Ябы вот совсем нехотела попасть наприем кврачу, которыйбы налюбую мою проблему говорил: «Ухты! Очень интересно! Никогда отаком неслышал! Давайте подумаем!». Нобывает так, что ниодин изстандартных способов неработает. Итогда насцене должен появиться суперпрофессионал— условный «доктор Хаус», который, владея всем стандартным, сможет решить нестандартную задачу, найти новый подход. Итут есть один очень важный момент. Чтобы суметь красиво иэффективно решить задачу, когда ееподкинет жизнь, это нужно уметь делать. Аумеем мыто, чему научились. Именно поэтой причине важно иногда создавать нестандартные ситуации искусственно, предлагать детям открытые задачи— для тренировки, чтобы внужный момент мозги неподвели.

    3. Эффективная передача.

    Один изэффектов отиспользования открытых задач— это повышение эрудиции. Дети впроцессе знакомятся смножеством фактов, задумываются, понимают, чего еще незнают иуних появляется желание это узнать. Так что решение открытых задач только способствует эффективной передаче культуры, знаний иопыта, аненаоборот!

    4. Готовые рецепты.

    Как поступать состандартным способом? Просто сообщать его ребенку или давать «изобрести» самому? Итут снова все зависит отситуации. Если ситуация ненесет всебе каких-то серьезных рисков, если высейчас неспешите ивремя для самостоятельных «проб иошибок» есть, топочемубы непозволить ребенку самому сделать выводы. Например, если ребенку захотелось попробовать есть, держа вилку другой стороной. Как поступить вэтой ситуации? Можно сказать: «Неправильно ты, дядя Федор, колбасу ешь», инастоять направильном способе. Аможно предоставить ребенку возможность сделать выводы самостоятельно иубедиться, что стандартный способ эффективнее (именно поэтому мывсе его ииспользуем). Возможно, вовтором случае, ребенок, проверив несколько раз насвоем опыте ваши предложения, начнет кним относится сбольшим доверием. Как быть вконкретной ситуации— решать вам взависимости отусловий ипредполагаемых последствий. Ачто, если речь идет необизобретательской ситуации, аобисследовательской? Например, малыш интересуется, почему вовремя дождя налужах пузыри. Можно сразу загрузить ему вголову научный ответ наэтот счет, аможно сначала предложить порассуждать ивыдвинуть гипотезы. Ясчитаю, что сточки зрения развития мышления инаучного мировоззрения второй подход продуктивнее. Акроме того, понимание будет глубже изапоминание— надежнее.

    5. Непроблема.

    Бываетли так, что стандартная ситуация превращается внестандартную? Да, особенно когда появляются новые ограничения или условия. Приведу простой пример изсвоей жизни. Мысмоим сыном, которому было натот момент 2,5 года, пошли вМосковский зоопарк. Зоопарк очень большой, поэтому сразу планировали провести там целый день. Иявзяла ссобой питание вбаночке, чтобы покормить Степу обедом. Авот ложку невзяла. Яже знаю, что натерритории зоопарка огромное число кафе, азначит ложку ясмогу попросить уних. Обычно всегда так иделаю, вовремя каких-то наших «выходов всвет». Нонаделе все вышло нетак :). Оказалось, что вкафе вмосковском зоопарке ложекнет. Вообще. Там продают только такую еду, которую можно есть руками, ипоэтому ложекнет. Что делать? Ивот тут человек, который непривык видеть ирешать задачи всвоей жизни, скорее всего расстроится, поругается назоопарк, иуйдет вкафе заего пределами— ребенка-то кормить нужно. Ачеловек, который умеет переключаться между режимами «стандартный/нестандартный» скажет: «О, задачка появилась, сейчас яеерешу». Втой ситуации япосмотрела вокруг себя, открыла сумочку истала анализировать «ресурсы». Ирешила вместо ложки использовать тонкую расческу, которую яобернула чистым пакетиком. Мыпрекрасно покушали! Конечно, это далеко неединственный вариант решения этой простой задачки, язнаю еще сдесяток годных вариантов (можете придумать ихсами вкачестве тренировки). Конечно, мнебы ивголову непришло кормить сына срасчески вобычной ситуации. Креативность тоже должна иметь смысл, ихорошо, если онбудет здравым…

    6. Как начать?

    Полагаю, вас не нужно больше убеждать, что креативное мышление - важнешая компетенция в современном мире. Что же делать, чтобы обучить детей действовать в этом режими, чтобы привить им правильные привычки мышления? Ведь обычная школа совсем не работает для достижения этих целей.

    К счастью, на сегодняшний день есть проекты, которые помогают родителям с этим. Например, мой авторский проект «А подумать?». А для легкого веселого старта в этом направлении я рекомендую вам Креативный Адвент-календарь. Вы создадите волшебную новогоднюю атмосферу для своей семьи и вместе с тем непринужденно организуете ежедневную разминку для ума. Артикул 113432034.