Когда художники начали ставить автографы?
«Любая подпись хочет, чтобы её считали автографом», – считал Сергей Довлатов. За автографами знаменитостей выстраиваются очереди, их подписи собирают коллекционеры, посетители музеев выискивают подписи художников на картинах. Автографы помогают специалистам подтвердить авторство. Рассказываем о том, как мастера постепенно стали атрибутировать произведения.
В искусстве личная подпись мастера появилась относительно недавно, но ее история началась вместе с развитием письменности. Первое упоминание о подписи встречается в древнегреческой культуре и относится ко времени образования полисов. Римский историк Гай Светоний Транквил утверждал, что личная подпись была у Октавиана Августа, причем, по мнению современников, близко располагавшиеся друг к другу буквы в ней указывали на его дурной характер — жестокость и жадность. Август действительно «прославился» проскрипциями — казнями граждан без суда и следствия с целью отобрать их имущество.
В Японии существовала практика ставить автографы с помощью печати, на которой было вырезано имя мастера. Это подтверждало уникальность изделия, повышая его цену по сравнению с потоковыми штамповками. А в европейских странах и в России подписи предпочитали ставить собственноручно. Вначале указывали инициалы, затем в подписи появились имя и фамилия (иногда прозвище), которые по стилю не отличались от текста самого документа, сохраняя его строгость. С начала XVII века подпись усложняется, в ней появляются графические особенности: завитушки, подчеркивания и другие витиеватости, сохранившиеся до наших дней.
Считается, что подписание готовых картин стало привычной практикой в эпоху Возрождения, когда создание произведений искусства отошло от системы кооперативных гильдий к практике живописи как торжеству творческой индивидуальности. В истории западного искусства эпоха Возрождения — время появления стилей и предпочтений в работах мастеров. Подпись стала подтверждением индивидуальности и подлинности: художник гордо показывал миру, что создал работу. Отличительный знак также помогал отличить произведение от подражателей.
Джорджо Вазари в своем монументальном труде XVI века о величайших творцах Ренессанса утверждал, что первым из мастеров, подписавших свою работу, стал Микеланджело. Навещая недавно созданную им статую «Пьета», он невольно подслушал разговор купцов из Ломбардии, обсуждавших скульптуру. Один восхищенно спросил: «Кто это сделал?» На что ему ответили: «Наш Гоббо из Милана». Отличавшийся буйным нравом Микеланджело тут же отправился за резцом, ночью проник к статуе и высек на ней свое имя.
Впоследствии выяснилось, что Микеланджело все же не был первым: подписи были обнаружены на некоторых работах великого художника проторенессанса Джотто.
Самой загадочной подписью, ставшей своеобразным элементом картины, остается надпись на загадочном «Портрете четы Арнофильни» нидерландского мастера Яна вана Эйка. Эта удивительная работа, ставшая символом рекурсии или художественного метода mise en abyme («помещение в бездну», принцип матрешки), подписана не так, как можно было бы ожидать от художника — «Ян ван Эйк сделал», то есть написал этот портрет. Вместо этого стоит подпись очевидца некоего события, возможно, происходящего на картине бракосочетания— «Ян ван Эйк был здесь 1434». Некоторые искусствоведы считают, что художник изобразил на картине самого себя в виде фигуры в синем одеянии и тюрбане, отраженной в зеркале.
Альбрехт Дюрер оставлял на видном месте четкие подписи, которые невозможно проигнорировать. Величественная надпись на его знаменитом автопортрете анфас гласит: «Я, Альбрехт Дюрер из Нюрнберга, написал себя вечными красками в возрасте 28 лет». Иногда же художники напротив зашифровывали свое авторство, превращая это в игру с символами. Художник эпохи маньеризма Бартоломео Пассаротти нередко оставлял «автограф» в виде изображения воробья — именно так переводится с итальянского его фамилия. Американский мастер портрета в полный рост Джеймс Уистлер сделал своим характерным символом бабочку, вдохновившись знаками мастеров на китайском фарфоре. С годами дизайн бабочки, впервые появившийся в его работах в 1870-х годах, менялся от простого к очень сложному, и иногда Уистлер добавлял жалящий хвост.
Некоторые подписи художников так же известны, как и сами картины. Клод Моне, Винсент Ван Гог и Пабло Пикассо — три творца, сразу приходящие на ум как обладатели очень узнаваемых подписей. Современным начинающим художникам советуют следовать примерам великих и разработать собственную характерную подпись для укрепления репутации. Но для ряда мастеров отсутствие подписи стало способом разговора со зрителем. Иероним Босх со временем перестал подписывать свои работы, зная, что его оригинальный стиль невозможно ни с кем перепутать. Казимир Малевич не оставлял подпись на работах, которые считал самыми важными, чтобы ничто не отвлекало от восприятия картины. Не все свои работы подписывала португальская художница Паула Регу, как и наш современник, самый известный на свете аноним и художник стрит-арта Бэнкси, который иногда заставляет поклонников гадать об авторстве.
Будь то лишь имя, как у Ван Гога, или фамилия, название картины и дата ее создания, как подписал Джеймс Уистлер свою «Симфонию в белом № 3», бросающаяся в глаза гордая подпись Дюрера, или «блистающая своим отсутствием», как у британских художников Стэнли Спенсера и Кристофера Вуда, которые никогда не подписывали свои работы, подписание картины — это осмысленный жест мастера. Теперь работа завершена.
Мы предлагаем окунуться в мир искусства с альбомами серии "Великие музеи мира". Высокое качество печати позволит разглядеть шедевры мировой живописи в самых мельчайших деталях! Все книги серии отпечатаны в Италии.