MARRENGO
    8подписчиков

    Каким было образование в древние времена, средневековье, советское время и какое сейчас?

    20.08.2024
    98 просмотров


    Чем отличается подход к обучению в давние времена, в советское время от обучения сейчас? Как учились? На чём и чем писали? Какие были предметы? Во что одевались? Что и в чем носили с собой? Эти и другие вопросы разберем в этой статье.

    С чего всё начиналось?

    Что бы распространить новую религию после крещения Руси в 988, необходимо было обучить население грамоте. Нужно было перевести на славянский язык церковные тексты, для этого изобрели первую азбуку греки - Кирилл и Мефодий. Для распространения письменности и грамоты понадобилось от 50 до 100 лет.

    Князь Володимер Святославич "стал забирать у знатных людей детей и отдавать их в книжное ученье", так как детей было легче обучить, чем взрослых, в летописях обнаружены такие записи об этом: "матери детей этих плакали по ним... как по умершим".

    Книги были рукописные, хранились в церковных хранилищах, наравне с сокровищами. Для письма школьниками использовались донышки берестяных туесков, а так же Церы- деревянные дощечки с углублениями, в которые заливался воск, на нем удобно было выцарапывать буквы и стирать их. Пергамент был дорогой и на нем писались и переписывались книги исключительно церковными летописцами и дьяконами.

    В качестве ручек у школьников были писалы- металлические инструменты заостренные с одной стороны, что бы выцарапывать надписи, и плоские, широкие с другой, что бы стирать написанное на воске. Летописцами в церквях использовались же для письма гусиные перья с чернилами, изготовленными из наростов на дубовых листьях, перья подготавливались, обезжиривались и обрезались специальным ножом, впоследствии ему дадут название- перочинный. Бумага впервые завезена из-за границы в XIV веке.

    Изначально школы учили только чтению, письму и двум языкам: латыни и греческому. Затем, в старших классах начали вводить такие науки как грамматику, диалектику, риторику, церковное пение, арифметику, землемерие, включавшее сведения по геометрии и географии, и звездознание.

    В 16 веке, во времена правления Ивана Грозного, появляется первая бумажная мельница в 1576 году, в поместье помещика Фёдора Савинова (современный г. Ивантеевка, Пушкинского городского округа Московской области), и открывается первая типография "Апостол" и в 1564 году, под руководством дьякона Ивана Федорова выпускается первая печатная книга "Апостол". В 1574 году Иваном выпускается первый русский букварь. Ученики начинают писать чернилами на бумаге.

    При Петре I, меняется отношение к обучению, он принимает решение о введении профессионального образования и открывает в Москве Школу математических и навигацких наук. Учились в ней юноши разных сословий в возрасте от 12 до 20 лет. После освоения грамоты, арифметики, геометрии и тригонометрии ученики низкого происхождения, как правило, поступали на службу, а отпрыски знатных фамилий переходили в «верхнюю школу», где изучали немецкий язык, астрономию, географию, навигацию, фортификацию.

    Чуть позднее открываются школы: начальные циферные с упором на арифметику и геометрию, религиозные архиерейские. Всё это время обучались грамоте исключительно мальчики.

    Во времена правления Екатерины II происходит реформа в образовании. В 1764 году открывается первое учебное заведение для девушек - Воспитательное общество благородных девиц - Смольный институт, который просуществовал до 1917 года.

    " Предметами обучения в первом возрасте (6–9 лет) были: Закон Божий, русский и иностранные языки (чтение и письмо), арифметика, рисование, рукоделье и танцы. Ко второму возрасту (9–12 лет) прибавлялись история и география… В третьем возрасте (12–15 лет) вводились словесные науки, состоявшие в чтении исторических и нравоучительных книг. Затем следовала еще: опытная физика, архитектура, скульптура, токарное искусство и геральдика. Домашнему хозяйству обучали уже на практике… Курс последнего возраста (15–18 лет) состоял в повторении всего пройденного, причем особое внимание обращалось на Закон Божий. "

    Зинаида Мордвинова, «Смольный институт в эпоху Екатерины II»

    В 1786 году приняли Устав народным училищам в Российской империи. Выпускники главных училищ могли сдать экзамен на звание учителя.

    Образование в XIX веке.

    В 1802 году Александр I учредил Министерство народного просвещения. Его основными принципами были бессословность (за исключением крепостных) и бесплатность начального образования. Народные училища преобразовываются в гимназии.

    Императорский красносельский лицей открыл двери в 1811 году в котором за шесть лет мальчикам из знатных семей давались энциклопедические знания.

    Все население империи получило доступ к образованию лишь после отмены крепостного права и учреждения в 1864 году земств — выборных органов местного самоуправления. В земских школах учились три года, а с начала XX века — четыре. Там изучали чистописание, арифметику, Закон Божий, церковное пение. В школы принимались мальчики и девочки с восьми лет. Форму для каждого училища и гимназии утверждали уставом. Шились они на заказ и очень отличались для каждого учреждения. Учебники носили в кожаных сумках либо перетягивали ремнями крест- накрест.

    О пеналах и их содержимом мы можем прочесть в книге Валентина Катаева "Белеет парус одинокий":

    "прекраснейший пенал с переводной картиной на выдвижной лакированной крышке. Тугая крышка скрипела, как деревянная писанка. Все отделения пенала Петя с большим вкусом и старанием наполнил предназначенными для них предметами, особенно заботясь, чтобы ни одно ни пустовало."

    "Были положены разных сортов перышки... Затем - резинка со слоном, липка, растушевка, два карандаша - один для писания, другой для рисования, перламутровый перочинный ножичек, дорогая ручка за двадцать копеек, разноцветные облатки, кнопки, булавки, картинки".

    Советская школа.

    После революции 1917 года, появилась необходимость в квалифицированных рабочих, что привело к открытию трудовых школ. Ученики, по методике американских школ, могли сами выбирать интересующие их дисциплины, что помогало быстрее привести к практике. Такие эксперименты продлились до 1927 года, тогда правительство обозначило уже не примерные, а обязательные программы и учебные планы. Обязательно обучать начинают всех, сперва по 4 года, затем по 7 лет. Больше всего учебных часов отводилось на уроки математики, русского и родного языка, обязательными стали Конституция СССР, чистописание, черчение, химия, труд.

    С 20 по 30-е годы, отменяют форму как пережиток прошлого. Еще и по соображениям бедности. Каждый ходил в чём мог, это стимулировало посещение, не все могли позволить себе пошив формы.

    С 1935 года, официальным днём начала учебного года становится 1 сентября.

    В послевоенное время вновь вводится школьная форма, но в основном в специализированных училищах. Позднее форма возвращается во все школы. Серая, а затем синяя у мальчиков и коричневая с белыми воротничками и фартуками - для девочек.

    Портфели начинали собирать в августе. Сами портфели производили из коричневого кожзаменителя, у всех они были одинаковыми. Школьные принадлежности достать было не так легко, вставали в очереди и закупали необходимое- тетради, ручки, чертежные инструменты. Часто канцелярию складывали сперва в деревянные пеналы, а затем в пластмассовые с разделителями.

    Образование совершенствуется, добавляются новые обязательные предметы: Логика, Этика и психология семейной жизни. Советские дети после окончания школы были готовыми к взрослой жизни. Школьники собирали макулатуру, ухаживали за животными в секциях юннатов, учились шить, готовить и делать мебель на уроках труда, играли в футбол и хоккей, вышивали крестиком выжигали на дощечках портреты в кружках в Домах детского творчества, пели в хоре, собирали автоматы на уроках НВП, играли в "Зарницу" и ходили в походы. Дома школьники выполняли домашнюю работу, домашние обязанности, заботу о младших братьях и сестрах.

    Система образования становится единой для всех. Школьники гордятся своими достижениями и наградами, ходят в галстуках, со значками. Им важно держать отличные результаты в учебе.

    В 70х - 80х годах на рынках и в магазинах появляются заграничные товары. В том числе и канцелярия. Дети все чаще выбирают повседневную одежду для школы, часто это вызывало негодование учителей и школьников выгоняли с уроков, но в старших классах уже меньше внимания обращали на наличие формы, главное успеваемость ученика. Ранцы, пеналы начинают производить из различных материалов, они теперь с рисунками и цветные.

    После распада СССР ещё действует советская система образования, но из-за уменьшения финансирования снижается его качество. В 1994 году отменяют школьную форму, теперь дети ходят в школу в повседневной одежде. Школы в сëлах отличаются от школ в городах- возрастает социальная рознь. Но остается стремление к поступлению в ВУЗы, так как получение престижных профессий подразумевает наличие высшего образования. Рынок все больше наполняется школьными товарами различных производителей. Разнообразие приводит в восторг учеников.

    Современное образование.

    В 2000 годах начинают новую реформу в образовании. Теперь каждый регион сам выбирает систему, по которой будут учиться, а их 7 в наше время. Учатся 5 дней вместо 6. Вместо экзаменов вводят ЕГЭ. Учебники в большинстве своем становятся платными. В школах все больше появляется компьютерных классов.

    Возвращается постепенно школьная форма - в учебных заведениях понимают важность единого внешнего вида, после 90х.


    Только школьные принадлежности- портфели, тетради, пеналы, письменные и для черчения, можно выбирать из большого разнообразия, представленного на рынке. Так ребята подчёркивают свою индивидуальность.

    Вот такой большой путь прошло обучение в нашей стране, путь полный изменений и больших усилий, но такой необходимый. Сложно представить, что всего 100 лет назад читать умело только 30% населения, а сейчас в школах используются компьютеры для обучения.

    Поддерживайте своих детей, подогревайте в них тягу к знаниям. Читайте вместе книги.

    Подписывайтесь на канал, у нас много интересного впереди

    Не пропустите новые публикации MARRENGO