Как животные могут помочь вам стать лучшей версией себя
Как это было раньше
В древние времена люди поклонялись животным, чтобы получить в дар от них некую силу.В Древней Греции боги имели животных-спутников. Например, Зевса сопровождал орел, который вбирал в себя характеристики самого божества: власть, силу, уверенность и свободу. Египте поклонялись разным кошкам, крокодилам, соколам, гиенам и другим животным. По их сказаниям представители дикой природы были воплощением милости и могущества богов. Среди викингов были популярны животные, обитающие в Норвегии. Могучие воины называли кланы в честь ворона, волка, медведя и т.д. Все это помогало им сохранять единение с природой, что в свою очередь оберегало и без того непростую жизнь от стрессов. Или, к примеру, на Руси медведь являлся хранителем нашей земли.
У каждого народа были свои ритуалы, идолы и тотемы. В те времена людям было важно чувствовать связь с природой. Они не хотели гневать богов нарушением законов мира, не пытались жить обособленно от естественных процессов и явлений. Поэтому в период засухи они молились богам, а затем выдавали щедрое вознаграждение священным животным. Так по их мнению можно было задобрить божество, которое покровительствует определенному зверю.
Священные животные жили в роскоши. В том же Египте были специальные профессии, направленные на служение братьям младшим. А должность по уходу за зверьми передавалась от отца к сыну. Когда у хозяев умирал кот или кошка, египтяне сбривали брови в знак траура, мумифицировали зверька и отвозили на похороны в священный город. Собак хоронили так же по специальному обряду, но уже в пределах их родного города. Подобные практики показывают, насколько тесно в древности животные были связаны с людьми, и как сильно народы ценили качества зверей.
Как это может быть теперь
А теперь переведем на современный лад. Описанные традиции и обряды давали людям психологические ресурсы. Это так называемые интроекты — мотивы и установки, которые закладываются в нас извне. Образ свободного и независимого волка позволял человеку почувствовать себя вольным, способным самостоятельно творить свою судьбу. Человек как бы брал пример со зверя, заимствовал и, возможно, присваивал его черты себе. В современном мире есть вещи, которые отдаленно это напоминают. Например, на сеансах психотерапии некоторые клиенты ресурсируются, представляя себя в образе льва или носорога.
Здесь же имеют место и проекции — перенос наших внутренних качеств на посторонние объекты. Нам проще представить гордого павлина, чье умение покрасоваться привлекает внимание окружающих. «Проще» в том смысле, что есть некий стандарт, наглядный пример в дикой природе. На основе этого примера можно объяснить свое внутреннее переживания. Одинокий волк, хитрая лиса, подлая гадюка, гордый орел — иногда мы описываем себя и других посредством таких вот сравнений.
В психоанализе Карла Юнга есть понятие архетипа. Это собирательный образ черт, хранящийся одновременно во всех умах людей. Архетипом выступает, например, образ матери, который мы узнаем без лишних слов. Так и архетипы хитрой лисы, коварной гадюки или роковой кошки без труда считывается в разных культурах.
Иногда на сеансах эмоционально-образной терапии возникает картина животных. Человек представляет зверя, который занимается своими делами. Обычно это как-то связано с его психологической проблемой или ситуацией, которую клиент и терапевт обсуждают. В подобных образах сокрыта правда об истинной природе как самого человека, так и его отношения к окружающему миру и людям.
Для современного человека покажется странным общение с внутренней сущностью в виде зверя. Мистическое мышление, казалось бы, оставлено в прошлом. Сегодня мы способны руководствоваться логикой и описывать явления и происшествия с рациональной точки зрения. Но значит ли это, что мы не можем черпать у животных силы ресурсы? Ведь порой каждому из нас не хватает внутренней опоры, помощника в момент трудного жизненного выбора.
Мы считаем, что традиции прошлого могут дать современному человеку нечто ценное и позитивное. В то же время мы понимаем, что откатываться до уровня первобытного мышления — не самая лучшая идея. Поэтому необходимо трансформировать старые обычаи на новый лад, осовременить их. В этом поможет внутренний образ животного силы (если угодно, духовного зверя).
Суть общения со своим духовным зверем заключается в том, чтобы увидеть в самом себе группу качеств, которые для каждого из нас ценны. Это могут быть как черты характера, которые нам важно в себе развить, так и способы реакции, которые мы уже практикуем. Все это может воплотиться в животном силы. Принципиальность единорога, внутренняя сила медведя, доброжелательность панды, бесстрашие кабана, креативность журавля, мудрость совы — это лишь малая часть того, что можно обнаружить у своего духовного зверя.
О том, как узнать своих животных силы мы уже писали в отдельной статье. А сейчас хочется добавить только то, что порой полезно пообщаться с собственным животным силы. Оно может научить оборонительным тактикам в споре или ласковому отношению к любимому. Также это история о том, как быть гибким. Подобно тому, как кошечка умеет прятать когти в моменты нежности и выставлять их в час погони за добычей, человек способен проявлять две стороны своего характера в разных обстоятельствах. А, может быть, и не две, и даже не три, ведь вариантов того, как отреагировать, у нас предостаточно в повседневной жизни.
В итоге мы пришли к идее о том, что полезно узнать свое животное силы, понять, какие ресурсы оно может дать. Это позволит разобраться в себе, понять свои слабости и недостатки, заглянуть в потаенные комнаты собственной личности и родить на свет более сильного, независимого или нежного человека, чем это возможно без возрождения старых обычаев в новой трактовке.