Как воспитывали детей в Древней Греции?

    Наверное, всем известно, что слово «педагогика» пришло к нам из древнегреческого языка, да и нынешнюю образовательную систему можно назвать продуктом античных «экспериментов». А как воспитывали детей в Древней Греции? Мы нашли по этому поводу очень много интересных фактов.

    Древней Грецией, по сути, называлось объединение нескольких крупнейших городов-полисов, между которыми складывались разные (и часто очень противоречивые) взаимоотношения. Поэтому педагогико-воспитательные модели каждого полиса могли заметно отличаться.  Самые заметные расхождения можно отметить между афинской, столичной, и спартанской моделями воспитания детей. Давайте узнаем, как воспитывали детей столичные греки?

    Афинская система воспитания: от рождения до 7 лет

    Итак, в счастливой древнегреческой семье появляется на свет ребёнок. Что с ним происходит дальше? Мальчики и девочки от первых дней до 7 лет жили с матерями в особой части дома (гинекей). 

    Гинекей нередко занимал второй этаж жилого пространства, и туда строго-настрого запрещалось заходить мужчинам. До 2-3 лет малыши обоих полов жили с матерью под присмотром няни. Поскольку у древних греков было мифологическое сознание и процветало язычество, дети воспитывались на историях о богах Олимпа и необходимости поклонения каждому из них. 

    Позже начиналось разделение. Девочки оставались в гинекее с матерью: там их учили вести домашнее хозяйство. Гулять они выходили в специально обустроенный дворик. На улицу без сопровождения выйти девочка не могла. Вместе с матерью и нянями-рабынями девочки осваивали разные ремёсла, например, учились ткать и прясть.

    У мальчика, по сути, было два пути: либо стать ремесленником, если он рос в семье ремесленника, либо пойти учиться грамоте. Чаще всего сын какого-нибудь кузнеца тоже становился кузнецом. В этом случае у мальчика почти не было выбора: он был обречён получить профессию отца и перенять его дело.

    От 7 лет и старше

    С семилетнего возраста афинские мальчики уходили из гинекея в мужскую половину дома под надзор отца. В этом же возрасте мальчик начинал посещать школу. Следить за ним полагалось специальному рабу (назывался он — «педагог»), который отводил ребёнка в школу и забирал его.

    В сравнении с другими воспитательными системами, афинская сумела сохранить баланс между строгостью и нежностью. Родители маленьких древних греков считали, что детей баловать не нужно — ведь это делает ребёнка вспыльчивым, ранимым, мягкотелым и безвольным. Но и суровые методы воспитания (например, физическое насилие) были исключены.

    Что формировало личность греческих детей, воспитанных по афинской модели? Конечно, игры и развлечения! И здесь они явно не были в дефиците. Как правило, дети занимали себя лепкой восковых или глиняных игрушек, строительством песочных замков, вырезанием фигурок из дерева. Особенно много было подвижных игр: афинские дети играли в салочки и в жмурки, устраивали интересные состязания: соревновательный аспект вообще очень сильно поощрялся. А ещё малышам были хорошо известны воздушные змеи, качели и мячи.

    В соответствии с афинской педагогической моделью родители не настаивали на обязательном школьном образовании своих детей. Но каждый понимал, что грамота откроет перед детьми большие возможности. Кроме того, образовательная система в столице была разветвлённая.

    С 7 до 12-14 лет мальчики учились счёту, арифметике, письму. Отдельно преподаватели развивали их культурно и эстетически. Дети обучались игре на кифаре или лире, пели в хоре, изучали литературу и красноречие. 

    После 12-14 лет мальчики посещали палестру — гимнастическую школу. Здесь они развивали и совершенствовали свои физические способности, соревнуясь в разных видах спорта: метании диска и копья, беге на разные дистанции, многоборье.

    Девочки с семилетнего возраста тоже учились грамоте, хотя и в значительно урезанном объёме. Считалось, что достойная жена гражданина Афин должна быть образована. Параллельно девочек обучали танцам и пению, чтобы они могли показать себя на празднествах, посвящённым богам греческого пантеона. Учёба у девочек продолжалась примерно до 15-16 лет — в это время они достигали брачного возраста, поэтому либо выходили замуж, либо начинали работать.

    Что касается отношений с родителями, то главным в афинской семье был отец, которому дети беспрекословно повиновались и которого почитали. Считалось, что детей надо воспитывать так, чтобы они «не посрамили имя отца и предков».

    Родителями маленьких греков поощрялась сдержанность в проявлении чувств и эмоций. Считалось, что болтливость ребёнка — свидетельство поверхностного ума. 

    А что же богатые афиняне? Да всё то же самое, только ремесленниками их дети не становились, и по достижении определённого возраста начинали посещать элитные школы, гимнасии и лицеи. Кроме того, у афинян-аристократов дочери жили свободнее, им ведь не нужно было работать.

    Целью афинской системы было воспитание гармоничной личности: грамотной, имеющей широкий кругозор и развитой как духовно, так и физически. «В меру, но не чересчур» — таким был девиз родителей древних Афин. 

    А вы бы отдали ребёнка древним грекам на воспитание?