Liza Land
    2подписчика

    Как воспитать в ребенке жизнестойкость?

    18.12.2023
    181 просмотр

    Для описания современного мироустройства в социологии используется аббревиатура BANI-мир, которая расшифровывается как «хрупкий, тревожный, нелинейный, непостижимый». Звучит не очень вдохновляюще, не правда ли? Но подрастающее поколение — наши с вами дети — должно уметь адаптироваться даже к такому непростому миру. И научить их жизнестойкости и здоровой адаптивности — задача родителей. Что мы можем сделать, чтобы помочь ребенку не бояться трудностей и вызовов современного мира?

    img

    Что такое жизнестойкость?

    В ответ на изменения в мире в психологии появился термин«жизнестойкость» — умение справляться с кризисами, сохраняя внутренний баланс. Изучением этой темы много занимался американский психолог Сальваторе Мадди. Для описания жизнестойкой личности он выделил три основные качества:включенность, контроль, готовность принять вызов.Их важно развивать у детей.

    • Включенность в события.Важно мотивировать ребенка проявлять интерес к окружающим процессам, развивать его природную любознательность, поощрять исследовательский интерес, задавать ему вопросы: а как ты поступил бы в такой ситуации? Как ты думаешь, почему так произошло?
    • Контроль.Умение брать ответственность за свои решения и навык самодисциплины являются важными условиями формирования жизнестойкости.
    • Готовность к вызову. В первоисточнике это называется challenge, что можно перевести как «готовность к риску», «готовность принять вызов». Но также в это понятие можно включить «готовность действовать в условиях неопределенности, непредсказуемости». Детей нередко выбивают из равновесия ситуации, когда что-то идет не по плану. Например, он готовился к контрольной по одной теме, а учитель объявил другую. Многие дети теряются в такой ситуации и не могут сосредоточиться. Развитие умения концентрировать и не бояться неизвестности поможет сохранять спокойствие в сложной ситуации.
    img

    Есть еще одно важное качество жизнестойкого человека — знание и понимание себя и своих процессов и умение управлять ими. Тут не обойтись без эмоционального интеллекта и умения рефлексировать.

    С детства нужно проговаривать с ребенком его чувства и реакции: «Тебе не дали игрушку на площадке, поэтому ты злишься», «Тебе грустно, потому что мы уезжаем от бабушки». Это основа развития эмоционального интеллекта. Также ребенок должен понимать собственные сильные (и слабые) стороны, таланты, способности и искать в них опору.

    Трудности — это не плохо

    Родителям хочется защитить ребенка от мира, решить все проблемы и максимально облегчить жизнь. Это естественное и понятное желание родительского сердца, но оно не всегда идет на пользу детям. Не давая ребенку столкнуться с трудностями, родитель лишает его возможности научиться их преодолевать и, как следствие, формирует зависимость и выученную беспомощность.

    Например, ребенок лезет на высокую горку на площадке. Это непросто и опасно. Многие родители в такой ситуации просто запретят ребенку забираться на горку без объяснения причин. Другие запугают: «там опасно», «упадешь и что-нибудь сломаешь». Это убережет от падения, но не научит справляться с трудностями, добиваться успеха.

    Нородитель должен учить ребенка преодолевать трудности за счет развития новых навыков и воспитания в нем качеств сильной личности.Например, можно предостеречь: «С этой стороны горка скользкая. Посмотри, на ней нет никаких уступов, не за что зацепиться. Но с другой стороны ты можешь попробовать залезть. Крепко держись обеими руками, опирайся на три точки и двигайся медленно. Я тебя подстрахую внизу».

    Поверить в свой успех

    Сальваторе Мадди утверждает, что жизнестойкость формируется на основе опыта, полученного в детстве. Чем больше конструктивных позитивных представлений о себе получает ребенок, тем более уверенно он пойдет во взрослую жизнь. Вот почему родителям важно акцентировать свое внимание на позитивном в детском поведении, формировать для ребенка «ситуации успеха» и мотивировать его на решение непростых задач.

    Преодолевая себя, свой страх, свое «не умею» и «не могу», ребенок формирует у себя позитивное видение себя, укрепляет ощущение своей силы, ощущение «я могу».

    img

    К сожалению, в нашей культуре все еще сильна модель мотивации через негатив. «Почему четверка, а не пятерка?», «Вася уже на скорость читает, а ты до сих пор по слогам» — в понимании некоторых родителей и педагогов подобные фразы должны подстегнуть ребенка к свершениям, «включить» в нем соревновательный дух и вывести к успеху. Но это так не работает.

    Устройте эксперимент: попробуйте в течение нескольких дней больше внимания уделять детским успехам — даже самые маленьких позитивные моменты должны быть замечены. Для детской самооценки такой подход будет гораздо полезнее.

    Формирование жизнестойкости у детей — комплексный процесс, и он во многом зависит от родителей, от их отношения к ребенку и примера, который они подают своим поведением.

    Мария Помозова, арт-терапевт,

    для Издательства LizaLand

    Не пропустите новые публикации Liza Land